Психологические
рекомендации для молодых учителей.
(Психолог
ОШ№ 4 Субботина Н.С.)
· Ты очень близкий человек для своего ученика.
Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и
наставником.
· Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни
каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и
сопереживать их неудачам. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его
успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
· Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали
шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках совершаются
открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
· Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким,
но шагом вперед.
· Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь
вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
· Помни, что ребенку должно быть интересно на уроке.
Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
· Ученик всегда в обучении должен преодолевать
трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их
преодоления. Умей определить «планку» трудности. Она не должна быть
завышенной или заниженной.
· Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в
обучении, но помни, как важно поддержать, ободрить быть рядом в трудной
ситуации. Чувствуй, где необходимы твое участие, твои знания, твой опыт.
· Не требуй от учеников «идеальной дисциплины». Не
будь авторитарным. Помни, урок – это частичка жизни ребенка. Он не должен быть
скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную,
способную творить, всесторонне развитую.
· Если из двух баллов дума ешь, какой выбрать, - не
сомневайся, поставь ему высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему
надежду.
· Помни, двойка очень вредна и для формирования
характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске
возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
· В общении с родителями своих учеников помни, что их
дети – самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова.
Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
· Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой
авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.
· Каждая встреча с учителем для родителей должна быть
полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями
из области педагогики, психологии, процесса обучения.
· Неси детям добрую энергию и всегда помни, что
«ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно
зажечь».
· Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни:
среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся
в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей
в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
· Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут
избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых
– на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут
считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых –
их растопчут.
· Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся
вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпимыми ко
лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
· Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
Рекомендации
учителю по работе с неуспевающими детьми.
Неуспеваемость
– острейшая проблема современной школы.
К
неуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и
с пробелами усваивают школьную программу. Школьные учителя, склонны объяснять
слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей,
отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких
личностных особенностей школьников как мотивация, взаимоотношения с учителями,
родителями, одноклассниками, характера самооценки и др.
Среди
психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости, выделяют и такие как
несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития
психических процессов, главным образом мыслительной сферы ученика.
Выделяют
3 основные причины неуспеваемости:
1.
Физиологические;
2.
Психологические;
3.
Социальные
Физиологические
причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни,
болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические
причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность
понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность
познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные
причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей,
отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение
семьи.
С
точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
1.
Недостатки познавательной деятельности
-
несформированность приемов учебной деятельности;
-
недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы
ребенка;
-
неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических
особенностей.
2.
Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
1)
Недостатки познавательной деятельности
Несформированность
приемов учебной деятельности
Такие
дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения
определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д.
Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки,
выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих
правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять
основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом,
такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с
помощью ЗУН, и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются.
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЮ
Главная
задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с
материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные
способы.
ПРИМЕР:
если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым
связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:
-
выделение опорных пунктов;
-
составление плана тезисов;
-
составление логической схемы прочитанного;
-
формулирование главной мысли.
2)Недостатки
развития психических процессов
Эта
психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной
для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии
мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов,
влияющих на обучаемость школьника. Но естественно мышление в сочетании с
памятью и вниманием.
НАПРИМЕР:
слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов
доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при
запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память
тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты.
Поэтому
не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником
трудностей у значительной части неуспевающих детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЮ
Для
преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо
формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных
операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При
этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до
уровня осознания.
3)Неадекватное
использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
Здесь
рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость,
работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень
работоспособности.
Поэтому
неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной
системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти
дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют
себя не уютно, следовательно, и не справляются с заданием в ситуации, когда
учитель требует немедленного ответа; в ситуации, требующей распределения
внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример:
опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный
по содержанию материл.
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЮ
Необходимо
формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего
задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень
их подготовленности. А так же:
-
дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
-
не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
-
путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих
силах в своих знаниях, в возможности учиться;
-
следует осторожно оценивать неудачи ученика;
-
желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
4)
Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка
Несформированность
у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может
стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЮ
1.
Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации
достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением
самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в
утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах
деятельности).
3.
Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед
учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать
его возможностям.
4.
Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик
может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5.
Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и
успехов.
6.
Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной
деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
7.
Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по
которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
8.
Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение
к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных
наблюдений, использование на уроке наглядного материала).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.