Семинар
– практикум
Дата проведения
14.11.2014 г.
Тема:
«Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с
учётом гендерного воспитания»
Цель:
Определение
характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения
мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ.
Задачи:
ü расширить
представления педагогов об особенностях гендерного воспитания;
ü уточнить
представления о современных методах работы по вопросам гендерного развития;
ü систематизировать
знания педагогов по дифференцированному обучению по гендерному признаку;
ü определять
стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.
Форма проведения: дискуссионные
качели
План
проведения семинара:
1.
Уточнение
понятий гендерное, половое, полоролевое воспитание (практическое задание);
2.
Типология
мужской и женской силы (дискуссионная прогулка);
3.
Игра
«Лучшие качества»;
4.
Формирование
качеств личности;
5. Практическое задание «Мальчики или
девочки?»;
6. Формы работы с детьми дошкольного возраста
(игры с педагогами, Юсупова А. М.);
7. Сотрудничество с родителями;
8. Рефлексия.
Литература
для подготовки:
1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П.
Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г.
2. Елжова Н.В. Тематические
педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
3. Климина Л.В. Гендерный подход
к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г.
4. Баранникова Н.А. О мальчишках
и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
Ход
семинара
1 слайд
-
Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое
старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и
новых форм обучения?
1. Понятия «пол»,
«гендер», «воспитание».
- Давайте
разбираться в терминах.
Работа в группах. Создание
проблемной ситуации: со всеми согласны определениями или нет?
Определения на
столах у педагогов:
1. Половое воспитание –
воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях
полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы
принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
2. Половое воспитание — это
система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков
и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида
половое воспитание представляет один из видов его содержания.
2 слайд.
Одна из важнейших
категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в
котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году
жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает
мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не
более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное,
рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической,
медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит
биологический. (биологические особенности, фундамент)
3 слайд.
В
психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).
«Гендер» по
одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».
Целью
гендерного подхода в педагогике является
воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию
своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
1.
Гендерный
подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей
идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и
самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные
возможности поведения.
2. Под «гендером» понимается
социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий
в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами
(мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения
называются гендерными.
3. Гендер – социальный статус и
социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но
возникают во взаимодействии людей.
4. Гендерное воспитание - это
организация педагогического процесса с учётом половой идентичности,
особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
4
слайд.
«Гендер»
и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических
особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает
выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном
счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в
психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях
женщин и мужчин.
Вопросами
гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши
соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П.
Хризман,Т.А.Репина и др.
5
слайд.
В
литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание»
Исходное
понятие – «половая роль» По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель
мужского или женского поведения.
1.
Полоролевое воспитание
дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно
обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами
и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с
взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
В
какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)
-
Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с
гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье,
обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
6
слайд.
Практическое
задание. Работа в группах с программами.
Задание:
выделить задачи гендерного воспитания.
Подведение
итога. Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11.
12
слайд.
2.
Типология женской и мужской силы
-
Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая
женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.
В
восточной философии существует пара Инь и Ян. Инь и ян – это две космические
силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в
другую, создавая саму жизнь. (Обратить внимание на рождение точек).
Инь
- его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре.
Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало,
направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она
окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив.
Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.
Дискуссионная
прогулка.
Взгляд
на одну и ту же проблему мужчины и женщины.
Вернёмся
к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели
находятся в равновесии.
Слайд
13. Ситуация 1.
Ужин.
Возвращение с работы.
Ж.
– спросит «Вы кушали?» М.- скажет «Я хочу есть!»
Слайд
14. Ситуация 2.
Уборка
квартиры.
Ж.
– Во-первых приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за
несколько дней.
Убирает
квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в
1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё,
что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.
М.-
Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то
уберёт в шкафу, но в одной комнате.
Слайд
15. Ситуация 3.
Ребёнка
нет поздно дома
Ж.
– мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.
М.
– быстро сделает ребёнку внушение, или даст ремня и вскоре об этом забудет.
Слайд
16. Ситуация 4.
Муж
задержался на работе
Ж.
– создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п пошёл
к друзьям и т.д.
М.
– Много работы, вот и задержался.
Вывод:
качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины
и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда
в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.
3.
Игра «Лучшие качества»
Участникам
необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.
Слайд
17. Женские качества:любовь, чистота,
верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие,
красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.
Слайд
18. Мужские качества:Мудрость, воля,
целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество,
храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.
-
Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип
(мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и
наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к
традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской
стили поведения)
4.Формирование
качеств личности.
-
Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные
вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?
Слайд
19.
В
динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных
периода:
- понимание
половых различий; (к 2-м годам, например по одежде, обнажённых людей не
различит)
- осознание
своего пола; (к 4-5 годам, рассмеётся, если ему скажут, что он превратится
в девочку)
- гендерная
идентификация (к 7 годам и в теч. всей жизни.Это представление о самом
себе как о представителе мужской или женской группы)
- А через что мы
воспитываем эти качества у детей в детском саду? (Игрушки)
Слайд
20.
·
Через игрушки;
·
Дифференцированный подход;
·
Игры;
·
Работу с родителями.
Слайд
21. Дифференциация – учёт индивидуальных
особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо
особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между
фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По
характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу
формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
1.
По возрастному составу;
2.
По полу;
3.
По области интересов;
4.
По уровню развития детей;
5.
По
личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления);
6.
По уровню здоровья детей.
Слайд 22.
5. Практическое задание
«Мальчики или девочки?»
Педагогам предлагается по
описанию определить пол, соответственно распределив карточки.
ДЕВОЧКИ
|
МАЛЬЧИКИ
|
Рождаются более
зрелыми на 3-4 недели
|
Начинают ходить
на 2-3 месяца позже
|
Чувствительны к
шуму
|
Начинают
говорить на 4-6 месяцев позже
|
Больше развита
чувствительность кожи
|
Более подвижны
|
Опираются на
ближнее зрение
|
Трудновоспитуемы
|
Раскладывают
игрушки возле себя
|
До 8 лет острота
слуха выше
|
Смотрит при
ответе на вопрос в глаза
|
Игры опираются
на дальнее зрение
|
Вопросы задаются
для установления контактов
|
При ответе на
занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если
знает
|
Всё надо
объяснять конкретно
|
Вопросы задаются
конкретно, для получения информации
|
Лучше развиты
беглость речи и скорость чтения
|
Можно
недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний
|
Мозг готов к
ответу на любую неприятность
|
Лучше решают
задачи
|
|
Лучше отгадывают
кроссворды
|
|
Более
раздражительны
|
|
Более возбудимы
|
|
Более нетерпимы
|
Данные из книги В.Д.
Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»
Слайд
23.
6.
Формы работы с детьми дошкольного возраста.
ü
специально организованная
непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;
ü
беседы;
ü
чтение художественной
литературы;
ü
дидактические игры;
ü
сюжетно-ролевые,
театрализованные игры, игры-перевоплощения;
ü
подвижные игры;
ü
проектная деятельность;
ü
конкурсы;
ü
организация различных
выставок;
ü
встречи с интересными
людьми;
ü
экскурсии, целевые
прогулки;
ü
просмотр диа- и
видеофильмов;
ü
тематические вечера и
досуги;
ü
творческая деятельность
детей;
ü
составление рассказов
детей.
Проведение игр с педагогами
«Подарок», «Комплименты». (Юсупова Анастасия Михайловна).
Слайд 24.
7.
Сотрудничество с
родителями
ü
мониторинг;
ü
анкетирование;
ü
проведение месячников к
знаменательным датам;
ü
проведение
семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий,
конференций;
ü
беседы;
ü
консультации;
ü
тематические вечера;
ü
досуги;
ü
организация различных
выставок;
ü
творческая деятельность
родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи,
различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение
музеев, театров и т. д.);
ü
совместные субботники по
благоустройству территории детского сада;
ü
проведение Дня открытых
дверей;
ü
просмотр родителями
различных видов деятельности с детьми;
ü
вовлечение родителей в
детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки,
спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.