Семинар – практикум для педагогов
«Психологические аспекты педагогического взаимодействия
с участниками учебно - воспитательного процесса»
Категория участников: педагоги
Цель: повышение
психолого-педагогической компетентности участников семинара
в рамках реализации аспектов работы.
Задачи:
·
повышение психологической
компетентности педагогов.
·
формировать умение
разрешать трудные конфликтные ситуации,
возникающие при проведении урока;
·
формировать навыки
способов разрешения проблемных ситуаций;
·
расширять возможности
использования в работе интерактивных форм работы с педагогами, учащимися,
родителями (тренинговые занятия).
Место проведения: Учебно - воспитатательный комплекс
Формы и методы работы: мини-тренинг, мозговой штурм, мини -
лекция.
Организационный блок.
Сообщение темы семинара, информирование о целях и задачах семинара –
практикума.
1.1 . Приветствие. Упражнение. "Аллитерация имени"
Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры:
каждый участник придумывает себе прилагательное - положительное качество,
которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: "Меня
зовут интересная Ирина". Второй участник продолжает: "Я представляю
вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена. " Так продолжается до последнего
участника, который называет всех.
1.2. Ожидания.
Мы живем в цветном мире. Цвет окружает нас и сопровождает повсюду. Природа
очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостней, мы от
нее чего-то ждем. А что вы ожидаете от нашего семинара? Давайте, мы для этого
используем белый цвет. Составим букет. И первым цветком в этом букете будет
ромашка. Напишите на лепестках ваши ожидания.
1.3. Правила работы в группах.
Как вы знаете, человек хорошо усваивает какую-либо информацию, когда сам
активно пропускает ее через себя. Сегодня каждый из вас получает возможность
активно участвовать, работая в группах. Давай вспомним правила работы в группе.
Время регламентировано
Самостоятельное распределение ролей
Продукт вашей деятельности презентует 1 человек
Давайте, определим какие еще правила нам необходимо выработать для работы в
группе. Обсуждение.
1.4. Упражнение «Мотивация»
Цели: включить участников в совместную групповую деятельность; выявить
мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе;
выявить и поддержать Я- концепцию участников, а также сделать ее достаточно
понятной для других; предоставить участникам возможность сравнить уровень своей
самооценки с оценкой своих способностей и возможностей окружающими.
Ведущий предлагает каждому из участников нарисовать следующую схему:
1. В середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей
личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде.
2.Вокруг
квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в
профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны
и, более того, являются даже неуместными. На эту процедуру отводится 10 минут.
Обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов:
Какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы?
Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную
жизнь?
1.5.Упражнение “Закончи фразу: ученик для меня – это …”.
Участникам дается 2-3 минуты для обдумывания. Свои варианты они записывают на
листе и прикрепляют их на доску. Таким образом, в конце упражнения доска
“пестрит” вариантами ответов.
Информационный блок
Информация « Способы выхода из конфликтных ситуаций и
пути коррекции агрессивного поведения.
Вед. Агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними
трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их
поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает,
- это наказание или выговор, после чего дети на какое- то время становятся
сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но
такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей
и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению
поведения к лучшему. Агрессивность- это свойство личности, выражающееся в
готовности в агрессии.
2.1.2.Мозговой штурм (блиц – опрос). Назвать упражнения по выходу из
конфликтных ситуаций и коррекции агрессивного поведения.
Вед. Высокая агрессивность чаще всего является одним из особенностей
личности учащегося «девиантного поведения». Какие же причины появления трудных
детей, пути коррекции агрессивности и дезадаптации личности?
2.2. Презентация « Работа с детьми девиантного поведения»
2.3. Упражнение “Педагогические ситуации»».
Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе
того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций.
Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего
содержания:
Участники делятся на группы по два человека. Каждая группа
получает от ведущего листок с описанием ситуации, которую нужно
проанализировать.
«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с
содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов
реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения
наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов
ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних
строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет
7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».
"Источник" (релаксация)
Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам
говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха,
вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при
этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают
мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.
Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство
людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие
импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на
небе, или бурлящий океан... Войдите в контакт с ним, что бы это ни было.
Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что
нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при
необходимости использовать этот источник...
Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно.
Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Потянитесь и на счёт "три" откройте глаза. Вы полны сил и энергии.
2.5. Упражнение 2. «Как прогнать гнев?»
Каждый участник записывает способы выхода из гнева. Затем объединиться в группы
и
выработать общие правила. Обсудить со всеми, выбрать наиболее приемлемые.
2.6. Тест «Умеете ли вы добиваться своего? »
2.7.Упражнение «Самодиагностика»
Пронумеровать качества по степени важности в графах «идеал» и то, чего у тебя
больше в графе «я-реальное».
Черты характера
|
Идеал
|
Я-реальное
|
Ум
|
|
|
Практичность
|
|
|
Находчивость
|
|
|
Дружелюбие
|
|
|
Целеустремленность
|
|
|
Усердие
|
|
|
Сильная воля
|
|
|
Работоспособность
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
Организованность
|
|
|
Порядочность
|
|
|
Здоровье
|
|
|
Обсудить, какие чувства вызвало это задание? Какой можно сделать вывод?
Обратная связь
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не
пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над
чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.