Семинар «Правила педагогического общения»
1.
Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они -
отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому
"педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают
учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без
которых никогда не достигнуть тайников детской души. Думайте над своими
взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.
2. При
организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических
целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей
деятельности. Такое замыкание педагогического общения только на функциональных
особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать,
"от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями
и задачами"; "Это вытекает из программы и плана" и т.п.
Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на
своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок.
Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а
"от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического
видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь
педагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее
надо по определенным законам. Общение "от партнера" поможет наиболее
точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать
собственно педагогические задачи.
3.
Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать
свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся (дифференцированный
подход). Что значит точно ориентировать речь? Прежде всего - это учитывать
индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе,
систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с
этим выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику.
Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.
4.
Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать
только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь
многофункциональный "репертуар" общения, т.е. реализовывать задачи и
обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка,
и оказания воздействия. Как только мы позволим себе опустить хоть какую-нибудь
функцию педагогического взаимоотношения, она незамедлительно отомстит нам.
5.
Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по
вертикали", сверху вниз (Родитель - Ребенок). Помните, что даже малыш
стремится в какой - то мере отстаивать собственную самостоятельность и
значительность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает права
быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагогическое право
надо завоевывать. Помните, что ваша реальная позиция в коллективе учащиеся
определяется не столько вашим официальным статусом, сколько вашей, по словам
А.С. Макаренко, "прекрасной личностью".
6.
Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный
учебно-воспитательный процесс невозможен. Формируйте у себя навыки этого
"психологического камертона", который подскажет вам наиболее точные
психологические ходы к личности.
Представьте
- идет урок математики. Вы объясняете новый материал. Смирнов с интересом
слушает вас потому, что любит математику, а Сидорова слушает объяснения, но
очень интересуется в этот момент Смирновым (красив он, или нет). В этот же
момент Капустин, который не любит математику, но успешно занимается спортом,
рассказывает соседу Петрову о результатах последнего хоккейного матча. А
Петров, с трудом понимающий математику, почему-то взглянул в окно и увидел там
ворон. А Максимова этот тип задач уже прошла с репетитором и т.п. А теперь
помножьте эти детали на особенности темпераментов: Смирнов - флегматик,
Сидорова - холерик, Капустин - сангвиник, Петров - меланхолик. Плюс ваш урок -
последний, плюс… и так до бесконечности.
Да, психологические ситуации реального урока бесчисленны, и каждый раз надо
искать именно сегодняшнюю тональность урока, сегодняшний стиль разговора с
ребятами, который хотя и похож на предыдущий, но все-таки в каждой конкретной
ситуации обогащается новыми характеристиками. Держите руку на
"психологическом пульсе" класса. Для этого необходимо:
-
уметь наблюдать за детьми;
-
воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
-
обращать внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
-
быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
-
учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со
вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса, хотя он и всегда
меняется.
7.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Для этого
необходимо:
-
чаще анализировать собственную деятельность;
-
стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете;
-
посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними
-
выявить, какие ваши личностные недостатки влияют на работу с детьми;
-
честно признавать свое ошибки, не стесняться сказать, что чего-то в данный
момент не знаете;
-
чаще организовывайте контакты с детьми в свободное от занятий время;
-
если у вас появилась в классе кличка, не обижайтесь, а спокойно проанализируйте
ее суть и постарайтесь определить, какие ваши личные недостатки привели к ее
возникновению.
8. Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник, на ваш
взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего
внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя по таким показателям:
-
всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца;
-
не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;
-
последите, не ведете ли вы во время высказывания школьника
внутренней полемики с ним и не отражается ли этот процесс на вашем лице,
мимике, жестах и т.д.
-
не предъявляете ли вы к высказываниям ребят "взрослые" требования,
не ловите ли себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, не важно, пустяки и
т.п.;
-
можете ли вы почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется
высказать свои мысли точно и кратко.
9. В
процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты.
Необходимо
помнить:
-
конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности, и тогда он
вреден, его надо срочно нейтрализовать.
-
конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных
ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины
конфликта - он может играть роль движущей силы в педагогическом процессе (если,
конечно, не перерастет в конфликт межличностный);
-
помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей, - в
этом тоже своеобразие педагогического общения (т.к. мы автоматически ставим
себя в позицию Ребенка, обида это инфантильная эмоциональная реакция).
10.
Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со
школьниками: убедить их в неправильности мнения, показать ошибочность суждения
и т.п., старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения
ученика, не задевая недостатков его характера. Например: “Ты неверно считаешь
так потому, что…” Но ни в коем случае: “Какой ты упрямый, нудный” и т.п. Вы
можете сказать: “Я глубоко разочарован в твоем поведении”, но не “Ты ведешь
себя безобразно”. Или: “Мне стыдно за тебя” вместо “Кошмарное поведение”.
11.
Нередко молодые педагоги испытывают затруднения в общении с неконтактными
учащимися, которые на все попытки организовать беседу отвечают односложно. Если
вы хотите преодолеть неконтактность, стремитесь, чтобы ваше обращение к ученику
начиналось с вопросов "почему?", "как?", "для
чего?" и т. д. Это стимулирует развитие общения. Но помните - в разговоре
с такими учениками губительны "провалы", паузы, когда теряется нить
живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Проверяйте
себя по следующей программе:
-
не бывает ли у вас в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, чем они
вызваны;
-
не было ли в вашей педагогической практике ситуаций, когда во взаимодействии с
детьми возникали "пустоты", чем они были вызваны, как вы их
преодолевали;
-
удается ли вам в ходе урока постоянно взаимодействовать со всеми учащимися,
если чувствуете, что такого контакта не возникает, стремитесь ли его наладить.
12.
Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении
поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать
сотрудничество.
Быть
инициативным в общении - значит:
-
уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;
-
целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, формировать и
поддерживать нужный уровень межличностных отношений;
-
вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимодействии, на основе
которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;
-
уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать
взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т.п.;
-
использовать разнообразные формы межличностного взаимодействия учащихся между
собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;
13.
Организуя общение со школьниками, важно знать некоторые специфические
психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы.
Они более чутко реагируют на бестактность, острее переживают неуважительное
отношение, одновременно, в отличие от юношей, более успешно маскируют свое
реальное отношение к педагогу. Девушки негативно реагируют на прямое педагогическое
воздействие, следовательно, необходимо выстраивать систему косвенного влияния.
14.
Избегайте штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться:
-
в общей манере вести себя;
-
в стереотипных реакциях на поведение учащихся;
-
в механическом следовании запланированной схеме разговора на уроке без учета
его реального развития;
-
в "психологической закрытости" учителя, который реализует на уроке
только педагогические функции и не раскрывается как человек.
Рекомендую
проанализировать, нет ли у вас подобных штампов, посоветуйтесь об этом с
коллегами и, если заметите за собой подобные недостатки, стремитесь от них
избавляться.
15.
Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым
школьникам - это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и
отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Такие, порой
неосознанные, негативные установки могут возникать в
результате:
-
отрицательного стереотипа в отношении к данному школьнику, сформированного у
вас коллегами, работавшими в данном классе;
-
слабой успеваемости учащегося;
-
межличностного конфликта, который мог ранее произойти у вас с этим
воспитанником;
-
негативного отношения к данному школьнику в ученическом коллективе;
-
стремления учащегося выделиться на уроке;
-
частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами
школьник.
16.
Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни школьника
бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего, конструктивного начала и не
передает учащемуся нашего личностного позитивного отношения к нему. Такая
критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а зачастую и ведет
к формированию заниженной самооценки.
В
общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется
дружественность как общий психологический контекст взаимодействия, без которого
невозможны плодотворные деловые и межличностные отношения. Рекомендую
проанализировать себя по таким параметрам:
- не
преобладает ли в вашем общении с детьми критика над другими оценками;
-
каких требований больше в вашей, системе общения: запрещающих
("нельзя", "не следует", "прекратить" и т.д.);
ориентирующих на то, что надо делать; нейтральных;
-
сколько в среднем замечаний на одном уроке вы делаете;
-
способны ли вы прервать объяснения нового материала или ответ ученика, если
возникает желание сделать замечание нарушителю дисциплины;
-
часто ли вы начинаете урок, общение с учащимися с критики;
- не
злоупотребляете ли на уроке противопоставлениями слабых учащихся сильным;
-
реагируете на нарушения дисциплины только лишь порицаниями или используете
шутку, юмор (но не насмешки и сарказм);
- не
переходите ли в процессе педагогического общения на угрозы и оскорбления;
- не
ощущаете ли некоторую отчужденность школьников, стремление ограничить контакты
с вами лишь деловым общением.
17.
Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что
встреча с учащимися приятна вам. Вообще улыбка учителя создает общий
благоприятный психологический настрой: располагает их к общению, вызывает
стремление к работе.
Понаблюдайте
за собой:
- как
часто вы улыбаетесь на уроке;
-
способны ли вы вместе с детьми смеяться;
- не
лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости;
Помните,
что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым
предметом, что нередко ведет к возникновению у ребят негативных психологических
установок.
18. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали
одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает
связывать с вашей личностью собственные положительные эмоциональные
переживания. Проследите за собой:
-
всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об
оценке, а о похвале, улыбке и т.п.);
-
готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и слабого, но
старающегося;
-
часто ли в ваших оценках встречаются слова: "молодец", "хорошо
придумано", "я это одобряю", "удачное решение" и т.п.;
-
часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ; помните - есть огромная
психологическая дистанция между оценками: "Верно, Петров" и
"Молодец, Володя";
-
часто ли показываете детям, что верите в их возможности;
-
не бывает ли в ваших оценках детей психологических характеристик их
безнадежности типа: "Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает";
-
всегда ли вы способны внушить своим учащимся уверенность в их собственных
познавательных и нравственных возможностях.
Помните,
что одобрение, поддержка, дружественная доброжелательность - важнейшее условие
совместной творческой работы.
19.
Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное
отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего
поведения, собственной деятельности, каждого микроэлемента педагогического
процесса. Наши оценки за ответ, наши критические замечания и пожелания всегда
воспринимаются и интерпретируются учащимися именно в контексте нашего
отношения к ним. Надо учиться "транслировать" в класс свое позитивное
отношение к детям.
20.
Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать
предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу
общения, расставлять верные акценты, точно определять те или иные
психологические ходы к личности. Запоминайте имена учащихся, другие
характеристики их личности, это очень важно для общения.
21.
Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с
учащимся, помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстояшего
разговора. Продумайте:
-
какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите;
-
необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенными средствами;
-
уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане;
-
каковы возможные негативные последствия планируемой беседы;
-
какие приемы воспитательного воздействия вы будете использовать в беседе;
-
какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать;
-
с чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя).
А
теперь продумайте возможные стратегии поведения школьника в процессе
индивидуальной беседы:
-
как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие,
-
согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию;
-
не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша
дальнейшая линия поведения;
-
если школьник пойдет на конфликт, что вы предпримете.
А
теперь несколько общих рекомендаций по "психологической партитуре"
организации беседы:
-
стремитесь не перебивать школьника, как бы вам не хотелось высказаться;
-
не спешите с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;
-
не отвечайте на возражения в категорическом тоне, это мешает диалогу;
-
стремитесь показать перспективы будущей деятельности;
-
не заканчивайте разговор эмоционально неопределенной интонацией;
-
если у вас существуют какие-то предубеждения по отношению к школьнику, не
показывайте их;
-
в ходе разговора продумайте возможные варианты развития ваших отношений со
школьниками;
-
чутко следите за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагируйте
на них, корректируйте психологические ходы в общении.
22.
Помните, что людей всегда волнует их личность - ваше отношение к ней, понимание,
уважение и т.п. В нашем общении с ребятами всегда должен присутствовать
неподдельный интерес к личности ребенка, и дети это должны ощущать.
23. Не
забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к
сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год.
Помните, что противоречия, возникающие между изменившимися возрастными
особенностями школьников и неизменными формами нашего педагогического общения,
способны привести к серьезной деформации взаимоотношений и отрицательно
сказаться на качестве учебно-воспитательного процесса.
24. Не
забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Предлагаю следующую программу
такой коммуникативной подготовки:
-
вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;
-
попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с
данным коллективом, стремитесь развивать положительные ощущения от общения с
классом и блокировать отрицательные;
-
попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;
-
соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с
классом, с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего
урока, попытайтесь добиться их единства.
-
Не забудьте вспомнить и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте
стереотипных психологических установок, которые могут у вас сформироваться по
отношению к детям.
25.
Умейте анализировать процесс общения.
Если
на уроке, переменах, в коллективном или индивидуальном общении имели место
сбои, то
-
попытайтесь определить причины ошибок в педагогическом общении:
а)
непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;
б)
"перескакивание" через некоторые обязательные этапы общения;
в)
недостаточная саморегуляция в общении;
г)
подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;
д)
несоответствие предложенного вами стиля общения, сложившемуся уровню
взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;
е)
механическое копирование стиля общения коллег:
ж)
недостаточное владение учебным материалом;
з) психологические
барьеры;
-
постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;
-
попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом
(учащимися);
-
продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.
26.
Особое внимание следует обратить на взаимоотношения с коллегами: они
существенным образом влияют на общий социально-психологический климат
учебно-воспитательного процесса. Рекомендую при организации взаимоотношений с
коллегами учитывать следующее:
-
будьте доброжелательными в отношении к другим членам педагогического
коллектива;
-
подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас
сближает;
-
стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной
творческой деятельности;
-
стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее
ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на
недостатках; представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.
Помните,
что взаимоотношения в педагогическом коллективе самым существенным образом
влияют на общешкольный психологический микроклимат, они улавливаются учащимися
и оказывают воздействие на нравственную атмосферу воспитательного процесса.
27.
Следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности, не
употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.
Попытайтесь
проанализировать собственную речь по следующим показателям:
-
нет ли у вас в речи словечек-паразитов (“ну”, “так значит”, “в общем”,
“короче” и т.п.);
-
способны ли вы точно строить высказывания, не отвлекаясь от главных мыслей;
-
следите, за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность
усвоения знаний;
-
обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные
интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень
интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат урока;
-
исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на
школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.
28.
Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными
школьниками. Помните, что:
-
трудный школьник является следствием психологической или педагогической
запущенности, возможной физиологической патологии:
-
он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими
учителями, школьниками, родителями;
-
необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь
особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее
психическое состояние, сложности жизни;
-
нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить
на нее через изменение отношения школьника к ней;
-
необходимо - изменить систему межличностного взаимодействия школьника с
негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным
коллективом;
-
следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных
контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие
обогатится системой живых человеческих переживаний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.