Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСеминар для учителей «Правила педагогического общения»

Семинар для учителей «Правила педагогического общения»

Скачать материал

Семинар  «Правила педагогического  общения»

1. Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не дос­тигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их. 

2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагоги­ческого общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытека­ет из программы и плана" и т.п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из ко­торых незаметно ускользает живой ребенок.  Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогичес­кого видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь пе­дагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" помо­жет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.

3. Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адек­ватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся (дифференцированный подход).  Что значит точно ориентировать речь? Прежде всего - это учитывать индивидуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психо­логический контекст речи.

4. Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный "репертуар" общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия. Как только мы позволим себе опустить хоть какую-нибудь функцию педагогического взаимоотношения, она незамедлительно отомстит нам.

5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение "по вертикали", сверху вниз (Родитель - Ребенок). Помните, что даже малыш стремится в ка­кой - то мере отстаивать собственную самостоятельность и значитель­ность во взаимоотношениях. Диплом учителя автоматически не дает пра­ва быть ведущим во взаимоотношениях с детьми. Это великое педагоги­ческое право надо завоевывать. Помните, что ваша реальная позиция в коллективе учащиеся определяется не столько вашим официальным стату­сом, сколько вашей, по словам А.С. Макаренко, "прекрасной личностью". 

6. Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе - без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен. Форми­руйте у себя навыки этого "психологического камертона", который подскажет вам наиболее точные психологические ходы к личности.

Представьте - идет урок математики. Вы объясняете новый матери­ал. Смирнов с интересом слушает вас потому, что любит математику, а Сидорова слушает объяснения, но очень интересуется в этот момент Смирновым (красив он, или нет). В этот же момент Капустин, который не любит математику, но успешно занимается спортом, рассказывает сосе­ду Петрову о результатах последнего хоккейного матча. А Петров, с трудом понимающий математику, почему-то взглянул в окно и увидел там ворон. А Максимова этот тип задач уже прошла с репетитором и т.п. А теперь помножьте эти детали на особенности темпераментов: Смирнов - флегматик, Сидорова - холерик, Капустин - сангвиник, Петров - мелан­холик. Плюс ваш урок - последний, плюс… и так до бесконечности.

       Да, психологические ситуации реального урока бесчисленны, и каждый раз надо искать именно сегодняшнюю тональность урока, сегодняшний стиль разговора с ребятами, который хотя и похож на предыдущий, но все-таки в каждой конкретной ситуации обогащается новыми характерис­тиками. Держите руку на "психологическом пульсе" класса. Для этого необходимо:

-         уметь наблюдать за детьми;

-         воспринимать выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;

-         обращать внимание на все детали поведения ребят, их настрое­ние;

-         быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;

-         учиться сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель клас­са, хотя он и всегда меняется.

7. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Для этого необходимо:

-         чаще анализировать собственную деятельность;

-         стремиться поставить себя на место учащихся, с которыми вы работаете;

-         посещать уроки коллег и сравнивать себя с ними

-         выявить, какие ваши личностные недостатки влияют на работу с детьми;

-         честно признавать свое ошибки, не стесняться сказать, что че­го-то в данный момент не знаете;

-         чаще организовывайте контакты с детьми в свободное от занятий время;

-         если у вас появилась в классе кличка, не обижайтесь, а спокойно проанализируйте ее суть и постарайтесь определить, какие ваши личные недостатки привели к ее возникновению.

         8. Умейте слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя по таким показателям:

-         всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца;

-         не возникает ли у вас в процессе речи учащегося желание перебить его;

-          последите, не ведете ли вы во время высказывания школьника внутренней полемики с ним и не отражается ли этот процесс на вашем лице, мимике, жестах и т.д.

-         не предъявляете ли вы к высказываниям ребят "взрослые" требо­вания, не ловите ли себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, не важно, пустяки и т.п.;

-         можете ли вы почувствовать, что школьник мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.

9. В процессе педагогического общения могут возникать разнооб­разные конфликты.

Необходимо помнить:

-         конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмот­ности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать.

-         конфликт может быть результатом столкновения требований, ус­тановок, ценностных ориентаций, привычек и навыков. В этом случае нужно проанализировать причины конфликта - он может играть роль движущей силы в педагогическом процессе (если, конечно, не перерас­тет в конфликт межличностный);

-         помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей, - в этом тоже своеобразие педагогического общения (т.к. мы автоматически ставим себя в позицию Ребенка, обида это инфантильная эмоциональная реакция).

 10. Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками: убедить их в неправильности мнения, пока­зать ошибочность суждения и т.п., старайтесь не обидеть оппонентов. Нужно доказывать неверность мнения ученика, не задевая недостатков его характера. Например: “Ты неверно считаешь так потому, что…” Но ни в коем случае: “Какой ты упрямый, нудный” и т.п. Вы можете сказать: “Я глубоко разочарован в твоем поведении”, но не “Ты ве­дешь себя безобразно”. Или: “Мне стыдно за тебя” вместо “Кошмарное поведение”.

11. Нередко молодые педагоги испытывают затруднения в общении с неконтактными учащимися, которые на все попытки организовать беседу отвечают односложно. Если вы хотите преодолеть неконтактность, стремитесь, чтобы ваше обращение к ученику начиналось с вопросов "почему?", "как?", "для чего?" и т. д. Это стимулирует развитие об­щения. Но помните - в разговоре с такими учениками губительны "про­валы", паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. Общение должно быть постоянным и непрерывным. Проверяйте себя по следующей программе:

-         не бывает ли у вас в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, чем они вызваны;

-         не было ли в вашей педагогической практике ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникали "пустоты", чем они были вызваны, как вы их преодолевали;

-         удается ли вам в ходе урока постоянно взаимодействовать со всеми учащимися, если чувствуете, что такого контакта не возникает, стремитесь ли его наладить.

12. Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициа­тива в общении поможет вам успешно управлять познавательной дея­тельностью, организовывать сотрудничество.

Быть инициативным в общении - значит:

-         уметь быстро и энергично организовать психологический контакт с людьми;

-         целенаправленно управлять межличностным взаимодействием, фор­мировать и поддерживать нужный уровень межличностных отношений;

-         вызывать ответную потребность детей в межличностном взаимо­действии, на основе которого может успешно развиваться учебная и воспитательная деятельность;

-         уметь в соответствии с возникающими педагогическими задачами перестраивать взаимодействие с учащимися: формы, стиль, методы общения и т.п.;

-         использовать разнообразные формы межличностного взаимодейст­вия учащихся между собой в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса;

13. Организуя общение со школьниками, важно знать некоторые специфические психологические характеристики девушек: они более эмоциональны, весьма ранимы. Они более чутко реагируют на бестакт­ность, острее переживают неуважительное отношение, одновременно, в отличие от юношей, более успешно маскируют свое реальное отношение к педагогу. Девушки негативно реагируют на прямое педагогическое воз­действие, следовательно, необходимо выстраивать систему косвенного влияния.

14. Избегайте штампов в общении с детьми. Штампы могут проя­виться:

-         в общей манере вести себя;

-         в стереотипных реакциях на поведение учащихся;

-         в механическом следовании запланированной схеме разговора на уроке без учета его реального развития;

-         в "психологической закрытости" учителя, который реализует на уроке только педагогические функции и не раскрывается как человек.

Рекомендую проанализировать, нет ли у вас подобных штампов, по­советуйтесь об этом с коллегами и, если заметите за собой подобные недостатки, стремитесь от них избавляться.

 15. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам - это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллек­тиве. Такие, порой неосознанные, негативные установки могут возни­кать в результате:                       

-         отрицательного стереотипа в отношении к данному школьнику, сформированного у вас коллегами, работавшими в данном классе;

-         слабой успеваемости учащегося;

-         межличностного конфликта, который мог ранее произойти у вас с этим воспитанником;

-         негативного отношения к данному школьнику в ученическом кол­лективе;

-         стремления учащегося выделиться на уроке;

-         частых дискуссий по различным вопросам, в которые вступает с вами школьник.          

16. Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни школьника бесполезна. Она не содержит в себе преобразующего, конст­руктивного начала и не передает учащемуся нашего личностного пози­тивного отношения к нему. Такая критика неизбежно ставит школьника в позицию обороняющегося, а зачастую и ведет к формированию занижен­ной самооценки.

В общении с детьми элемент критики не должен быть доминирующим, иначе теряется дружественность как общий психологический контекст взаимодействия, без которого невозможны плодотворные деловые и меж­личностные отношения. Рекомендую проанализировать себя по таким па­раметрам:

- не преобладает ли в вашем общении с детьми критика над други­ми оценками;

- каких требований больше в вашей, системе общения: запрещающих ("нельзя", "не следует", "прекратить" и т.д.); ориентирующих на то, что надо делать; нейтральных;

- сколько в среднем замечаний на одном уроке вы делаете;

- способны ли вы прервать объяснения нового материала или ответ ученика, если возникает желание сделать замечание нарушителю дисцип­лины;

- часто ли вы начинаете урок, общение с учащимися с критики;

- не злоупотребляете ли на уроке противопоставлениями слабых учащихся сильным;

- реагируете на нарушения дисциплины только лишь порицаниями или используете шутку, юмор (но не насмешки и сарказм);

- не переходите ли в процессе педагогического общения на угро­зы и оскорбления;

- не ощущаете ли некоторую отчужденность школьников, стремление ограничить контакты с вами лишь деловым общением.

17. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс го­ворит о том, что встреча с учащимися приятна вам. Вообще улыбка учителя создает общий благоприятный психологический настрой: располагает их к общению, вызывает стремление к работе.

Понаблюдайте за собой:

- как часто вы улыбаетесь на уроке;

- способны ли вы вместе с детьми смеяться;

- не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости;

Помните, что школьники часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, что нередко ведет к возникновению у ребят негативных психологических установок.

    18. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей личностью собственные положи­тельные эмоциональные переживания. Проследите за собой:

-         всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.п.);

-         готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, но и сла­бого, но старающегося;

-         часто ли в ваших оценках встречаются слова: "молодец", "хоро­шо придумано", "я это одобряю", "удачное решение" и т.п.;

-         часто ли вы называете ребят по имени, оценивая ответ; помните - есть огромная психологическая дистанция между оценками: "Верно, Петров" и "Молодец, Володя";

-         часто ли показываете детям, что верите в их возможности;

-         не бывает ли в ваших оценках детей психологических характе­ристик их безнадежности типа: "Ну, Иванов, как всегда, ничего не знает";

-         всегда ли вы способны внушить своим учащимся уверенность в их собственных познавательных и нравственных возможностях.

Помните, что одобрение, поддержка, дружественная доброжелатель­ность - важнейшее условие совместной творческой работы.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся самым существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собственной деятельнос­ти, каждого микроэлемента педагогического процесса. Наши оценки за ответ, наши критические замечания и пожелания всегда воспринимаются и интерпретируются учащимися именно в контек­сте нашего отношения к ним. Надо учиться "транслировать" в класс свое позитивное отношение к детям.

20. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения с классом, вос­производить эмоциональную атмосферу общения, расставлять верные ак­центы, точно определять те или иные психологические ходы к личнос­ти. Запоминайте имена учащихся, другие характеристики их личности, это очень важно для общения.

21. Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивиду­альной беседе с учащимся, помните, что необходимо разработать стра­тегию и тактику предстояшего разговора. Продумайте:

-         какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите;

-         необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенны­ми средствами;

-         уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане;

-         каковы возможные негативные последствия планируемой беседы;

-         какие приемы воспитательного воздействия вы будете использо­вать в беседе;

-         какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать;

-         с чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя).

А теперь продумайте возможные стратегии поведения школьника в процессе индивидуальной беседы:

-         как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие,

-         согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию;

-         не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то ка­кова ваша дальнейшая линия поведения;

-         если школьник пойдет на конфликт, что вы предпримете.

А теперь несколько общих рекомендаций по "психологической парти­туре" организации беседы:

-         стремитесь не перебивать школьника, как бы вам не хотелось высказаться;

-         не спешите с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;

-         не отвечайте на возражения в категорическом тоне, это мешает диалогу;

-         стремитесь показать перспективы будущей деятельности;

-         не заканчивайте разговор эмоционально неопределенной интона­цией;

-         если у вас существуют какие-то предубеждения по отношению к школьнику, не показывайте их;

-         в ходе разговора продумайте возможные варианты развития ваших отношений со школьниками;

-         чутко следите за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагируйте на них, корректируйте психологические ходы в об­щении.

22. Помните, что людей всегда волнует их личность - ваше отно­шение к ней, понимание, уважение и т.п. В нашем общении с ребятами всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка, и дети это должны ощущать.

23. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно пе­реносим их из года в год.   Помните, что противоречия, возникающие между изменившимися возрастными особенностями школьников и неизменными формами нашего педагогического общения, способны при­вести к серьезной деформации взаимоотношений и отрицательно сказать­ся на качестве учебно-воспитательного процесса.

24. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку. Предла­гаю следующую программу такой коммуникативной подготовки:

-         вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;

-         попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положи­тельные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;

-         попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;

-         соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаи­моотношения с классом, с задачами (обучающими, развивающими, воспи­тывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства.

-         Не забудьте вспомнить и ваши взаимоотношения с отдельными уча­щимися, избегайте стереотипных психологических установок, которые могут у вас сформироваться по отношению к детям.

25. Умейте анализировать процесс общения.

Если на уроке, переменах, в коллективном или индивидуальном об­щении имели место сбои, то

-     попытайтесь определить причины ошибок в педагогическом обще­нии:

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) "перескакивание" через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения, сложившему­ся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной ин­дивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег:

ж) недостаточное владение учебным материалом;

з) психологические барьеры;

-         постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

-         попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом (учащимися);

-         продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.

26. Особое внимание следует обратить на взаимоотношения с кол­легами: они существенным образом влияют на общий социально-психоло­гический климат учебно-воспитательного процесса. Рекомендую при организации взаимоотношений с коллегами учиты­вать следующее:

-         будьте доброжелательными в отношении к другим членам педаго­гического коллектива;

-         подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;

-         стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на же­лание совместной творческой деятельности;

-         стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на недостатках; представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.

Помните, что взаимоотношения в педагогическом коллективе самым существенным образом влияют на общешкольный психологический микро­климат, они улавливаются учащимися и оказывают воздействие на нравст­венную атмосферу воспитательного процесса.

27. Следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности, не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.

 

Попытайтесь проанализировать собственную речь по следующим по­казателям:

-         нет ли у вас в речи словечек-паразитов (“ну”, “так значит”, “в об­щем”, “короче” и т.п.);

-         способны ли вы точно строить высказывания, не отвлекаясь от главных мыслей;

-         следите, за темпом речи, помните, что от него во многом зави­сит эффективность усвоения знаний;

-         обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологи­ческий микроклимат урока;

-         исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые не­гативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоцио­нальный дискомфорт.

28. Специально думайте над построением своих взаимоотношений с трудными школьниками. Помните, что:

-         трудный школьник является следствием психологической или пе­дагогической запущенности, возможной физиологической патологии:

-         он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;

-         необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;

-         нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;

-         необходимо - изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологи­ческих контактов со школьным коллективом;

-         следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педа­гогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Семинар для учителей «Правила педагогического общения»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии, придают каждому "педагогическому движению" неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не дос­тигнуть тайников детской души. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их. 

При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности. Такое замыкание педагоги­ческого общения только на функциональных особенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, "от себя": "Мне это нужно, это связано с педагогическими целями и задачами"; "Это вытека­ет из программы и плана" и т.п. Организация педагогического общения "от себя" замыкает педагога на своих педагогических заботах, из ко­торых незаметно ускользает живой ребенок.  Так вот, очень важно строить общение с детьми не "от себя", а "от них", тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогичес­кого видения. Спору нет, организовывать общение "от себя" проще, но ведь пе­дагогическое общение - это профессиональная коммуникация, значит, строить ее надо по определенным законам. Общение "от партнера" помо­жет наиболее точно отражать личность учащегося, а значит, и более эффективно реализовать собственно педагогические задачи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 579
    • DOCX 32.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хомякова Инга Минюлламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хомякова Инга Минюлламовна
    Хомякова Инга Минюлламовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 2940
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стресс и психосоматика

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 146 человек из 49 регионов

Курс повышения квалификации

Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 277 человек из 63 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО ОВЗ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 35 регионов

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе