Из истории одного проекта…
Идея создания семейной ёлки в классе возникала как-то
постепенно. Задолго до Нового года мы с классом стали обсуждать новогодний
праздник. Вопрос «А как вы празднуете дома?» даже не возник. Дети сами стали
рассказывать. Главный атрибут Нового года в каждой семье, конечно, ёлка и её
украшения. Получилось как в стихотворении Сергея Михалкова: «А у вас?» На
переменах, на прогулках, за партами или вокруг учительского стола, дети рассказывали:
«У нас есть шар. Красивый, фиолетовый. На нём узор из
белых точек. Точки выглядят грязными. Я предложила помыть. Мама улыбнулась,
выключила свет и я увидела, что точки светятся в темноте. Никто не знает,
откуда этот шар взялся в нашей семье, но на фотографии 1948 года в бабушкиной
квартире этот шар висит на ёлке. Папа сказал, что тогда выпускали часы со
светящимися от фосфора стрелками и точки на этом шаре, наверно, тоже покрыты
таким же составом».
«А мой брат (ему 25 лет) с прошлого года собирает ёлочные
гирлянды. Не такие как сейчас, не китайские, а те, которые выпускали в СССР.
Они очень красивые и разные. И выпускали их в разных городах страны,- в Москве,
в Харькове, в Воронеже, в Киеве. И лампочки у них очень маленькие. И мощность
какая-то особенная.
Учительская моя мысль не дремала. «Вот»,- думала я. «Вот они,
межпредметные связи. История, химия, физика, география». А связи семейные! А
взаимодействие семьи и школы!
«Школа и семья – два важнейших образовательных института,
которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между
собой». (Барышников Е. Н., кандидат педагогических наук, АППО СПб)
И не будем спорить, кто в большей мере отвечает за
нравственный мир детей – семья или школа? Лучше будем действовать совместно. И
тогда, общими усилиями семьи и школы в фундамент личности будут заложены
духовные и нравственные ценности, сохранятся и перейдут из поколения в
поколение лучшие традиции, наши дети, а, следовательно, и всё общество, станут
чище, лучше, эмоционально богаче.
Так возник проект «Семейная ёлка в школе».
Детям было предложено написать сочинение об одной ёлочной
игрушке в семье, по возможности принести фотографию этой игрушки, или, может
быть, саму игрушку в класс. Подключились мамы и папы, бабушки и дедушки. В
выходные дни мамы и папы, прихватив с собой любимое чадо, отправлялись к
бабушке и дедушке, а то и на дачу, - ведь именно там находилась заветная, самая
старая или самая ценная ёлочная игрушка. Из недр семейных сундуков, чемоданов,
антресолей, чуланов, были извлечены не только ёлочные игрушки, но и альбомы с
фотографиями и пусть не новогодние, но семейные реликвии.
«Мне показали чепчик, в котором меня забирали из
родильного дома»,- рассказывала Маша.
«А дедушка нашёл пробку от бутылки шампанского, которую
они с бабушкой открыли в тот день, когда праздновали свою свадьбу», - гордо
докладывал Павел.
А сочинения? Они получились замечательные! В них сама
история,- история игрушки, история семьи, история страны. Жаль, что нет
возможности поместить на этих страницах все сочинения. Но некоторыми из них,
всё же очень хочется поделиться.
Жаль, что это четвёртый класс! Жаль, что придётся с
ними расстаться! Ведь можно было бы выпустить с ними альбом или стенгазету,
создать журнал «История семьи» или карту «География наших родственников», или…
Впрочем, всё ещё впереди. Для учителя – с другими детьми, для детей – со своими
родственниками.
Наши дети и их старшие члены семей задумались о
происхождении своих фамилий, попытались составить генеалогические древа своих
семей, на географических картах изобразить географии переездов.
Главное – это то, что мы не просто сделали это, а
сделали это вместе – дети, родители, бабушки и дедушки, классный руководитель,
воспитатель школа. Мы сплотились и постарались сделать мир чуть лучше, чуть
чище, чуть добрее. В надежде, что наши дети будут сохранять и приумножать
семейные реликвии и семейные ценности. А их сочинения о новогодних игрушках
останутся в их семьях как семейная реликвия.
учитель начальных классов школы № 304 города
Санкт-Петербурга
Сухопаренко Наталия Филипповна
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.