Использование игровых методов и форм на занятиях по
изобразительному искусству в развитии творческих способностей
Без
зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
(Рудаки
—Абу Абдаллах Рудаки)
Цель: показать роль изобразительного
искусства и его влияние на развитие творческих способностей учащихся.
Уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия
дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.
В системе обучения и воспитания учащихся большое значение имеют
занятия изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами
они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность
воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление
самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.
Обучаясь на занятиях изобразительного искусства, учащиеся
стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у
них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это
воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих
умений.
Главными задачами, на мой взгляд, являются:
- Учить
детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить
прекрасное в свою жизнь.
- Вести
детей по дороге счастья и добра.
- Находить
оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия
для его творческого роста.
- Не
заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
- Поощрять
активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать
развиться воле ребёнка.
Для успешного решения задач в развитии творческих способностей я придерживаюсь следующей
стратегии:
- Максимально
использовать золотой ключик – интерес.
- Предоставлять
право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись,
графика, декоративно-прикладное искусство)
- Для
достижения успеха важна мотивация
- Ориентировать
на общественную значимость деятельности личности.
- Организовывать
и направлять способности как вид деятельности.
В своей педагогической деятельности стараюсь творчески подойти к
методике проведения занятий, на которых организую индивидуальные, групповые,
коллективные, игровые формы работы.
Выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы учащиеся могли
оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные
решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.
На занятиях присутствует выбор возможностей и разных решений по заданной теме.
Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении
учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию творческой личности.
В процессе занятия изобразительным искусством, более удачно и
интересно проходят коллективные и групповые работы. Особенно отмечаются работы со
шпатлевкой. Рисунок напоминают фреску со слегка потрескавшейся
поверхностью. Учащиеся с удовольствием подчиняются общему замыслу и стремятся,
сделать как можно лучше. Дети выполняют несколько видов фресок: предметную,
сюжетную, декоративную.
Очень хорошо смотрятся архитектурные сооружения, птицы, звери.
В этих работах они чувствуют себя творцами, создают свои
произведения и выражают своё отношение к окружающему миру. Своими работами
ребята утверждаются в детском коллективе.
Учащиеся создают свой продукт творчества, который приносит успех,
радость им и окружающим.
Обстановка на уроках ИЗО позволяет создать ситуацию успеха,
широко применять в работе игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание
ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Игра-соревнование: “Кто
составит больше оттенков определенного цвета”, например, “зеленой” или “красной”
гаммы. В увлекательной форме дети учатся смешению красок; попутно усваивают
множество наименований цветовых оттенков; перестают связывать название цвета
(зеленый и пр.) с каким-то одним, наиболее типичным оттенком, учатся
сознательно различать тонкие оттенки цвета, что помогает им избавиться от
(цветовых) стереотипов в изобразительной деятельности. “Цветовые угадайки”:
ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы,
чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат.
Общей основой для изобразительного искусства является действительность. Надо
только увидеть эту действительность отражаемую искусством. И на занятиях
делаем маленькие открытия; в этом нам помогают краски. Краски — неизведанный
мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром — оранжевым,
вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение.
Разность цвета создаёт разное восприятие действительности. Ребёнок понимает,
что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, пластикой,
конструкцией.
Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только
действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой
приобретения и расширения знаний по искусству. В игре ученики приобретают художественные
знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. В начальных
классах проводим игру “Весёлые кляксы”. Предлагаю ребятам обмакнуть
кисточку в любой цвет и поставить несколько жирных точек и запятых на листке
бумаги. Дальше дети должны плотно прижать ладонью и развернуть лист. Какие
интересные рисунки, причудливые узоры получились! Дети радуются, они довольны,
у них всё получилось, чувствуют себя маленькими творцами. Здесь уместно
провести соревнование “Кто больше диковинных животных или птиц изобразит”, кто
сумеет придумать по этому поводу самую интересную историю. Игра тесно связана с
воображением, с формированием творческих способностей. С помощью игры создаю
нестандартные ситуации, игра помогает мне сбить детей с шаблонного стереотипного
мышления. Причём форма игры вносит в это повторение активное творческое начало.
Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают
настойчивость, волю, чувство коллективизма. Изучение портретного жанра
позволяет провести игру-выставку портретов под названием “Лицо-зеркало
души”. Учащиеся младших классов выполняют портрет кого либо из группы, затем
все отгадывают кто изображен на рисунке.
За неделю до урока ребятам старших классов даю задание: подобрать
картину художника портретного жанра и подготовить небольшое сообщение.
В классе все портреты вывешиваются без подписей на стенде.
Представитель каждой команды должен по описанию найти портрет,
назвать его и указать автора. Игры могут быть краткими (по 3-5 минут). При
рассматривании произведений художников, раскрываем замысел картины, рассуждаем
о композиционном центре, в котором сконцентрирована основная идея, мысль. Чтобы
привлечь внимание зрителя, художник, как правило, выделяет главное цветом,
светом, объёмом. Чтобы написать картину, художник должен расположить на
определённом формате холста или бумаги все предметы таким образом, чтобы
выделялось главное.
Для тренировки показываю несколько композиций из геометрических
форм, предложив найти в каждой из них центр.
Он может быть выделен формой, цветом, расположением. Для
закрепления материала провожу игровые упражнения. Ребята должны скомпоновать на
плоскости геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, выделяя центр
композиции.
Это могут быть любые предметы, треугольники, квадраты или круги
разного размера и цвета. Составляя из них различные варианты, дети убеждаются,
что композиционный центр — это не обязательно самая яркая и большая фигура, как
им кажется в начале; такие игровые упражнения помогают освоить очень важный
закон композиции. Игра является эффективным средством обучения и воспитания;
отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает
внимание всей группы. В игре ребёнок выражает себя, а, значит, растёт. Урок
изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому
игровые формы очень важны.
В развитие художественно-творческой активности учащиеся большую
роль в освоение дизайна играет эстетическое восприятие предметов. Учащиеся
учатся видеть прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в
свою жизнь. Считаю актуальным проводить экскурсии по родному посёлку, выделяя
специфику сельских элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, где проявляется
богатая фантазия и изобретательность народных умельцев. Это задание позволяет
успешно справиться с практическими заданиями “Интерьер и конструкция народного
жилища”.
Богатейшие возможности представления нового материала дают
компьютерные технологии. Компьютер позволяет изменять и неограниченно обогащать
содержание материала. С помощью компьютеров знакомимся с творчеством великих
художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал. Ребята
занимаются исследовательской работой. Компьютерные технологии позволяют
оптимально сочетать индивидуальные и групповые формы работы.
Наиболее удачно проходят групповые формы работы.
При изучении темы “Народные-художественные промыслы” ребята
создавали презентации “Золотая хохлома”, “ Городецкая роспись”, “Жостовская
роспись”, “Голубая сказка”. Ребята в группе работали дружно, сплочённо,
организованно. У каждого было своё задание.
Презентации у групп получились красочные, содержательные.
Благодаря упорному труду ребята пережили успех своего творчества.
Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и
самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после
проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.
Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость
детей максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке.
Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие
слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока.
В этом мне помогает поэтический и прозаический тексты, что формирует у детей
начальные представления о специфике языка искусства, об истории искусства.
И в заключение хочу сказать, из года в год
стараюсь пополнить свою педагогическую копилку. В кабинете есть раздаточный
материал, карточки, словари, репродукции художников, таблицы, видеофильмы о
творчестве художников, об архитектуре, диски. Очень удобный для себя сделала
выбор наглядного материала в раскладушки, материал собираю по темам и
раскладываю в папки. В классе хорошая библиотека по искусству. Всё это помогает
эффективно решать вопросы по развитию творческих способностей у учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.