Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Непроизносимый согласный
звук – нулевой звук
Тип урока: урок формирования
первоначальных предметных навыков УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель урока: формировать
представление о непроизносимом согласном звуке
Задачи урока: уточнить алгоритм
рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне
формировать умение делить
слова на группы по видам орфограмм
развивать орфографическую
зоркость, наблюдательность и логическое мышление
УУД:
ПУУД: самостоятельное
овладение и формулирование познавательной цели. Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ,
синтез, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;
РУУД: определять,
формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, умение работать
по предложенному плану, используя необходимые средства;
КУУД: формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
|
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тема урока: Правописание имён
существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук.
Цель урока: вывести алгоритм
правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации
исследовательской работы учащихся;
Задачи урока:
-совместно с учащимися
выработать алгоритм правописания имен существительных с основой,
оканчивающейся на шипящий звук;
-создать условия для
применения на практике правило правописания мягкого знака на конце имен
существительных после шипящих;
- способствовать формированию
орфографических навыков; учить высказывать свои мысли и понимать позицию
собеседника.
УУД:
ПУУД: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
Рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ;
-синтез;
-равнение, классификация
объектов по выделенным признакам;
РУУД: определять,
формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, умение работать
по предложенному плану, используя необходимые средства;
КУУД: формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
|
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
|
1. Организационный момент
|
Дети называют слова :
поучительным,
познавательным, полезным, прелестным, памятным, прекрасным, прелестным
|
- Доброе утро мои дорогие
исследователи русского языка. Продолжаем составлять азбуку хороших слов.
Каким вы хотите видеть
наш урок? Назовите слова на букву П. Постараемся чтобы наш урок был именно
таким
|
|
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
|
2. Постановка темы и цели
урока
|
Предложение состоит из
слов.
Непроизносимый согласный
звук – нулевой звук.
Хитрые, молчаливые,
беззвучные, неслышные, незвучные, скрытые.
В валенках ступают
неслышно.
Д: Звуки не слышаться.
Будем учится грамотно
писать слова с непроизносимыми согласными.
|
- Всё на свете из чего-то
состоит:
облака из множества
водяных капелек, лес – из деревьев, речь – из предложений.
- Прочитайте предложение
(Слайд №2):
Ужас.но интерес.но все
то, что неизвес.но!
- Из чего оно состоит?
- Определите вид
пропущенной орфограммы в словах и назовите тему урока (Слайд №3).
- Какие свои названия вы
бы дали таким согласным?
- Посмотрите, с помощью
каких предметов Маша старается объяснить Мише особенность этого согласного
звука. (Миша пришел на урок в шапке – ушанке и валенках).
Причем тут валенки на
ножках?
А почему шапка - ушанка
на голове?
- Зная тему урока,
дополните цель.
|
Самостоятельная групповая
работа
(сущ. ,в ед.ч., есть Ь)
Ельник вьюга
Пеньки варенье
Дочь
|
1.Чистописание
Ь ьь ью ье ьи дь рь ль
2.-Какова роль Ь в
словах?
3.Прочитайте слова.
Вьюга, ельник, варенье,
дочь, пеньки,день
-Что общего у этих слов?
- в 1 столбик запишите
слова, где Ь работает, как показатель мягкости.
- во 2 столбик запишите
слова, где Ь – разделительный.
Проверьте с образцом
-Какое слово вы не
выписали? Почему? Дочь
-Какой возникает
вопрос?(…)
4. Разгадать ребус
-Чем схожи по
произношению ДОЧЬ и СИЛАЧ?
- Дайте характеристику
звуку [ч,].(согласный,
глухой, шипящий, мягкий)
|
|
3. Актуализация знаний,
создание проблемной ситуации
|
Непроизносимый согласный
нужно проверять.
- Чтобы знать, как
писать,
Надо слово изменять.
И за звуком не понятным
Быстро гласный звук
искать.
Работа в группе
Ужас.но интерес.но все
то, что неизвес.но!
Работа в парах.
Составление памятки.
(Слайд №5)
1.
подбираю
родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
2.
пишу
непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
3.
не
пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочным слове;
Д: Проверить безударный
гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или
подбирая
родственное слово, а
непроизносимый согласный – только подбирая родственное слово.
|
Что вы знаете о написании
непроизносимого согласного?
- Как проверить
непроизносимый согласный?
- Объясните написание
слов в предложении (Слайд №4):
-Распределите в паре
способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого
согласного. Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий:
·
подбираю
проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;
·
подбираю
проверочное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
·
подбираю
родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;
·
пишу
непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
·
не
пишу непроизносимый
·
·
·
согласный,
если его нет в проверочном слове;
·
запоминаю,
если не проверяется;
- Сравните с эталоном
алгоритма. Самооценка
- Обратите внимание: в
способах действий для правильного написания безударных гласных и парных
согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного –
родственное?
- как вы думаете, почему?
|
Тема урока: правописание мягкого
знака после букв шипящих на конце имен существительных
Задачи урока:
o Сформулировать правило
написания ь в существительных оканчивающихся шипящими согласными;
o Уточнить функцию ь;
Выработать алгоритм
правописания существительных оканчивающихся на шипящий согласный
|
- Посмотрите на
правописание слова ДОЧЬ и слово СИЛАЧ. Какой вопрос возникает?
-Попробуйте
сформулировать тему урока?
-Какие задачи поставим
перед собой?
|
|
4. Работа над темой урока по
учебнику.
|
Д: Юнна Мориц.
Самостоятельно
1. Написать название стих-я
2. Списать текст
Самооценка (Слайд №9)
|
1. Упражнение 148.
- Откройте учебник на
странице 141, упражнение 148.
- Прочитайте
стихотворение.
- Кто догадался, как
называется стихотворение?
- Кто помнит автора,
который использует такой прием? (прием анаграммы). (Слайд №6)
- Оцените свою работу:
- Кто не допустил ошибок,
поставьте на полях «+» . Кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки или
испытал затруднение, поставьте «-».
|
Выполняют самостоятельно
Взаимопроверка
|
Стр 155 – 156 упр 160
Проверка по шаблону
-Что вы скажите о работе
ь на конце основ слов 2 столбика?
- На что он указывает?
|
|
5. Самостоятельная работа
|
Работа по карточкам
индивидуальная взаимопроверка по шаблону (Слайд №10)
|
Карточка для индивидуальной
работы
|
Работа по карточкам
Самопроверка
|
Карточка
Охотник накинул плащ(?) и
вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).
Охотник ночевал в домике
лесника. В полноч(?) он услышал жалобный плач(?).
И снова повторился
плач(?). Охотник понял что это кричит сыч(?).
Оборот карточки
Охотник ночевал в домике
лесника. В полночь он услышал жалобный плач_. Охотник накинул плащ_ и
вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мышь.
И снова повторился плач_.
Охотник понял, что это кричит сыч_.
|
|
6. Рефлексия деятельности
|
- Написанию слов с
изученными орфограммами в корне слова.
Оценивание работы
учащихся на уроке. (Слайд №14)
|
Чему учил вас сегодняшний
урок?
-Каким для вас было
общение на уроке?
-Выделите только три
слова.
- Подчеркните слова с
непроизносимым согласным звуком.
ДЛЯ МЕНЯ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ
БЫЛО:
Деловым;
Игровым;
Интересным;
Поучительным;
Познавательным;
Полезным;
Радостным;
Прекрасным;
Чудесным.
|
Итоговый тест.
«5» - нет ошибок
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
«2»- 3 ошибки и более
Дать самооценку.
! У меня все получилось,
я все понял.
. У меня все получилось,
но было трудно.
? Мне трудно, я ничего не
понял.
|
Тест.
1.На конце
существительных ж.р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
2.На конце
существительных м.р. после шипящих:
а) пишется ь знак;
б)не пишется.
3.ь знак после шипящих на
конце существительных указывает:
а) на падеж;
б)на число;
в) на род
существительных.
4.Сколько ролей выполняет
ь знак в словах:
а)1
б)2
в)3
5.Слова на какой строчке
написаны верно:
а)шалаш, печь, стриж, дич
б)камыш, экипаж, молодежь
в)плачь, матч, горечь
- Кого поблагодарим за
работу на уроке?
|
|
Домашнее
задание.
|
Стр 142 упр 149
|
|
Стр 158 упр 163
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.