Сценарий
воспитательного мероприятия.
Ф.И.О. автора: Поленцева
Людмила Вадимовна.
Тема: «Белая
ворона».
Класс, возраст: старший
подростковый.
Продолжительность
мероприятия: 90 минут.
Цель:
Формировать положительный микроклимат в классе.
Задачи занятия:
1. Формировать
позитивное восприятие индивидуальных особенностей (своих и других людей),
толерантность.
2. Учить
анализировать проблему с различных точек зрения.
3. Развивать
коммуникативные навыки, развивать эмпатию.
4. Воспитывать
уважительное отношение к мнению других людей и своему собственному.
Форма
проведения: Дискуссионный клуб.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, листы бумаги формата А4, ручки, пластилин,
краски, кисти, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, 6 бумажных шляп:
белого, жёлтого, синего, зелёного, чёрного, красного цвета.
Прилагаемые
медиаматериалы: презентация «Белая ворона».
Литература,
ресурсы сети Интернет:
1. Белая
ворона в классе. - http://schools72.ru/uchitelyam/belaya-vorona-v-klasse.html
2. Белая
ворона в классе. - http://www.e-parta.ru/teased-by-peers/214-2010-09-08-12-22-30.html
3. Дело
каждого - быть ему белой вороной или нет. - http://www.kostyor.ru/10-04/press10-04.php
4. Птички на
проводе. - http://smotri.com/video/view/?id=v830679a158
5. http://www.audiopoisk.com/track/belaa-vorona/mp3/leontev-valerii/
6. П.Рахметов.-
Не то - беда, сдаётся мне, вороны белой.- http://www.playcast.ru/view/576665/5c58a77bc3fbf05796..
7. http://samopoznanie.ru/schools/sistema_myshleniya_edvarda_de_bono/
8. Картинки
подростков.- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=53&noreask=1
9. Прихожан
А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе./А.М. Прихожан.- М.:ТЦ
«Сфера»,1997.-192с.
Подготовка
:
Участники клуба
получают задание подобрать афоризмы, цитаты, относящиеся к индивидуальности
человеческой личности, помогают оформить ими зал.
План:
I.
Вступление.
Ритуал начала занятия. Правила клуба.
Вводная часть. Разминка. Игра – энергизатор: «Все, некоторые,
только
один…».
II.
Основная
часть.
Упражнение
«Бег ассоциаций». Дискуссия (работа в круге). Мультфильм (видеоклип) «Птички
на проводе». Упражнение «Плохо - хорошо». Упражнение «Письмо» (работа в
группах).
III.
Заключительная
часть.
Упражнение
«Герб «белой вороны». Рефлексия «Шесть шляп
мышления». Обратная связь: анкета. Ритуал прощания. Подарок
«Декларация самости».
Содержание этапов
мероприятия:
I. Вступление.
Ритуал
начала занятия (Р.Н.З.)
Упражнение
«Улыбка»:
участники обмениваются с присутствующими взглядами и улыбкой.
- Вспомним
правила, которые мы с вами выработали на прошлых встречах. Правила клуба. [Презентация.
Слайд № 1]
Вводная
часть. Разминка.
Игра
– энергизатор: «Все, некоторые, только один…». Ведущий стоит в
центре и предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким – либо умением,
качеством и т.д., ведущий старается занять свободное место, пока меняются
игроки.
II . Основная
часть.
Участники
занимают свои места в кругу на стульях (желающие могут занять место на ковре).
1. Звучит песня в
исполнении В. Леонтьева «Белая ворона». [http://www.audiopoisk.com/track/belaa-vorona/mp3/leontev-valerii/]
-Как вы думаете,
какова тема сегодняшней встречи? Итак, тема нашей дискуссии - «Белая ворона». [
Презентация. Слайд № 2]
- Что
означает выражение «белая ворона?», когда оно используется? [ Презентация.
Слайд № 3]
Не то - беда,
сдаётся мне, вороны белой,
что цветом перьев
от других ворон отлична:
к непониманию она,
увы, привычна,
и одиночеством
давно переболела.
Но пятна грязные -
на прочих незаметные -
кричат, бросаются
в глаза на белом фоне.
И в суете сует как
тяжело вороне
суметь, сдержаться
- не запачкать крылья светлые!..(П.Рахметов [6]) http://www.playcast.ru/view/576665/5c58a77bc3fbf05796..
2.
Упражнение «Бег ассоциаций». Записывать возникающие ассоциации
(«столбиком») к выражению «белая ворона». По команде: «Стоп»,- подчеркнуть
последнюю и придумывать ассоциации уже к этому слову или выражению и т.д.
Обсуждение. Участники по желанию зачитывают подчёркнутые слова. Даются
определения понятию на ассоциативном уровне.
3. Дискуссия
(работа в круге).
-
Приходилось ли вам думать про кого- либо, что этот человек «белая ворона»?
-
Что навело вас на такие мысли? Чем отличался, выделялся этот человек? Как, по-вашему,
чувствовал себя этот человек? Осознавал ли он(-а), по-вашему, свою
«странность», непохожесть? Как вы об этом догадались?
-
Приходилось ли вам чувствовать себя «белой вороной»? Как долго это
продолжалось? Какие мысли были у вас по этому поводу? Что вы при этом
чувствовали?
-Могли
бы «белые вороны» сосуществовать в «стае» себе подобных? Обоснуйте своё
мнение.
-Некоторые
считают, что лучше быть «белой вороной», чем «серой мышкой»,
другие
же считают, что выделяться глупо и невоспитанно. Какое мнение вам
ближе?
Почему?
- Быть другим — это сила или слабость?
-
Как вы считаете, похожи ли «белые вороны» между собой? В чём сходство и/или
различие?
Темой
белых ворон заинтересовалась группа школьников – слушателей подготовительных
курсов факультета журналистики МГУ [1,2,3]. Они провели социологический опрос,
в котором участвовало 156 человек. По результатам опроса выделили 3 группы
«белых ворон».
-А
сколько и какие бы выделили вы? (Обсуждение). [ Презентация. Слайд № 4]
Давайте
познакомимся с выводами студентов и сравним с тем, что предположили мы.
А)
«Стань главным, и люди за тобой потянутся!» [ Презентация. Слайд № 5]
Первая
группа «белых ворон» больше похожа на «белых коршунов». Они все время стремятся
отойти от общественных норм и порой идут на сознательный эпатаж. Всегда первые,
всегда на виду, в центре внимания и иногда — непонимания. Своими поступками они
ставят общество в тупик и тем самым, как им кажется, превосходят его: «Все люди
удивляются моим прогрессивным взглядам и хотят подражать мне».
Б)
Следующая группа «белых ворон» пока не спешит затесаться в ряды абсолютных
лидеров. [ Презентация. Слайд № 6]. Но такие подростки всегда и на все имеют
свое мнение и не боятся высказать его кому угодно. Они просто не хотят
принимать «чужие правила игры» и никого силой около себя не удерживают. В
классе к таким чаще относятся с интересом, а если негативно, то отнюдь не все:
«У меня много друзей, а враги у человека есть всегда, просто «белым воронам»
эти враги высказывают в лицо то, что думают».
Самостоятельны,
не терпят командования над собой или просто не нуждаются в общении с теми, кто
им неинтересен. Причина обособленности таких «белых ворон» внутри них:
собственная независимость, честность, порядочность, нежелание сливаться со
«стаей». Это — яркие личности! Даже судя по анкетам, умные и интересные.
Среди них самое популярное определение в самохарактеристике — своеобразные.
В)
«Надо менять себя полностью...». [ Презентация. Слайд № 7]
14%
«белых ворон» считают себя забитыми. Вроде стараются «усредниться», но пока не
получается. Застенчивые, стеснительные, не уверенные в себе и беззащитные
«белые птенчики». Винят в таком положении они себя и только себя. Тут вполне
могут развиться самые настоящие комплексы. Да и в жизни таким людям, ох, как
тяжело.
Окружающие
часто игнорируют их и относятся к ним с пренебрежением. 12% всех «белых ворон»
не видят абсолютно никаких плюсов в своем положении. Правда, можно
сосредоточиться на изучении чего-либо, например музыки или языка, и не тратить
на «глупых людей» время и эмоции. «Держи свое мнение при себе», «надо менять
себя полностью» — советы братьям по несчастью.
4. Мультфильм «Птички на проводе». [http://smotri.com/video/view/?id=v830679a158]
«Белые вороны» зачастую могут вызывать по отношению к себе негативное
отношение. Как вы думаете, почему такое происходит? (Обсуждение). Готовы
ли вы вступиться за белую ворону или первыми посмеётесь над ней? А может ваша
позиция – «спасение утопающего-дело рук самого утопающего»? (Обсуждение).
5.Упражнение
«Плохо - хорошо».
Разделите
лист бумаги пополам. Левая колонка: «Плохо» - в неё вы запишете почему, на
ваш взгляд, плохо быть «белой вороной». В правой колонке: «Хорошо» –
преимущества положения «белых ворон».
6.Как
же помочь «белым воронам»? [ Презентация. Слайд № 8]
Упражнение
«Письмо»
(работа в 3 группах): 1 группа пишет письмо от имени «белых ворон», 2 группа –
рекомендации «белым воронам», 3 группа – рекомендации взрослым и сверстникам:
«Как обращаться с «белыми воронами»».
IV. Заключительная
часть.
Упражнение
«Герб «белой вороны» - нарисовать герб или слепить
памятник «белой вороне».
Рефлексия «
Шесть шляп мышления» по Э. де Боно. [7][Презентация. Слайд
№ 9]
Участникам
предлагается разделиться на 6 групп и взять по одной цветной бумажной шляпе на
группу. В зависимости от цвета шляпы выразить своё отношение к обсуждаемой
теме.
Белая
шляпа:
Подробная
и необходимая информация. Только факты.
Черная
шляпа:
Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или
пойдет не так. Осторожность. В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Желтая
шляпа: Символическое отражение оптимизма.
Исследование возможных выгод и положительных сторон.
Преимущества.
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему
это сработает?
Красная
шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения.
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Зеленая
шляпа: Фокусировка на творчестве (придумать
стихотворение, пословицу, афоризм и т.п.), альтернативах, новых возможностях и
идеях.
Синяя
шляпа:
Чего мы достигли? Какие можно сделать выводы, заключения? Что нужно сделать
дальше?
Обратная
связь.
Анкета (бланки анкеты раздаются каждому участнику).
Обведи
цифру, которая соответствует твоему состоянию и отношению к информации во
время встречи.
Скука
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Интерес
Пассивность
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Активность
Бесполезно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Полезно
Неактуально
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Актуально
Ритуал
прощания.
Участники встают в круг, вытягивают вперёд руки и кладут ладонь поверх ладони
другого, образуя «башню», закрывают глаза и мысленно желают всем и себе всего
хорошего.
На
прощание ведущий дарит всем листы с отпечатанной на них «Декларацией моей самости»
по Виржинии Сатир. [8]
Декларация
моей самости. (По
Вирджинии Сатир.)
Я – это Я.
Во
всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает;
мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы,
которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога,
напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может
произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к
другим людям или самому себе. Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои
поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко
познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться собой. И Я могу
сделать так, чтобы всё во мне помогало мне. Я дружу с собой и люблю себя, Я
могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня,
и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе. Все, что Я вижу и
ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный
момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в
данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и
ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу,
что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется
неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в
самом себе. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и
действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть
продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я
принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я - это замечательно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.