Сценарий
внеклассного мероприятия в 4 классе
«Во поле береза
стояла…»
Автор: учитель
начальных классов
Втюрина Светлана
Владимировна
Задачи:
1. расширить
знания детей о русской березке; представить березу как символ России, как
символ русских традиций;
2. воспитывать
эстетический вкус детей, чувство любви к природе;
3. воспитывать
чувство патриотизма и любви к Родине.
Ход мероприятия.
I.
Берёза в жизни русских людей (Слайд 1)
Ученица в образе березы. Группа девочек в русских сарафанах
исполняют в хороводе русскую народную песню «Во поле береза стояла…»
Берёзка:
- Люди добрые, здравствуйте!
От меня вам поклон земной. Я – береза, лиственное дерево с тонкими
розовато – коричневатыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными
полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный
свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.
Ученик 1:
Ты
до того, берёзонька, красива
И
в жаркий полдень,
И
в часы росы,
Что
без тебя немыслима Россия.
И
я немыслим без твоей красы.
Белолицая,
белоствольная,
Как
невеста, горда и нежна,
Словно
русская песня раздольная
К небесам устремилась
она.
Ученик 2:
Образ России немыслим без русской
березки. Белоствольная, летом с развивающимися на ветру зелеными кудряшками. А
ее осенний золотой наряд украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище
представляет береза в зимнем серебристом уборе!
Ученик3:
Многие
русские традиции связаны с березой. Ещё древние славяне считали, что берёза
обладает большой жизненной силой. Берёзками украшали дома и храмы, тем самым
защищая от злых духов и придавая силы жилищам, пол застилали зелёной травой.
Ученик 4:
Нет
дерева в России, которому так повезло бы и в музыке, и в живописи, и
в
литературе. Многие поэты посвятили свои стихи березке.
Ученик
5:
С.
Есенин
Белая
береза под моим окном
Принакрылась
снегом, точно серебром.
На
пушистых ветках снежною каймой
Распустились
кисти белой бахромой.
И
стоит береза в сонной тишине
И
горят снежинки в золотом огне.
А
заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает
ветки новым серебром.
Ученик
6:
А.
Прокофьев
Люблю
березку русскую,
То
светлую, то грустную,
В
белом сарафанчике,
С
платочками в карманчиках,
С
красивыми застежками,
С
зелеными сережками.
Люблю
ее нарядную,
Родную,
ненаглядную,
То
яркую, кипучую,
То
грустную, плакучую.
Люблю
березку русскую,
Она
всегда с подружками,
Под
ветром низко клонится,
И
гнется, но не ломится.
Ученик 7:
Полезен и приятен березовый сок.
Его издавна употребляли как напиток, делали квас. Сок пьют при ангине,
малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления
и роста.
Ученик 8:
Больно сжимается сердце, когда
видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от
березы, если бы она могла говорить. Особенно весной плачут березы горькими
слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем
самым белую кору.
Ученик 9:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Учитель: Ребята,
какие правила вы должны соблюдать, если вы решили выпить березового сока?
Сейчас на дворе
весна. А это именно то время, когда собирают березовый сок. Березовый сок
особенно ценится в период авитаминозов, сезонных простуд, когда после зимы
организм ослаблен и подвержен всяческим болезням. Я думаю, что каждый выпитый
глоток принесет вашему организму пользу.
Отведайте сок и
послушайте песню «Берёзовый сок» группы «Песняры», которой уже более 40 лет. А
поётся в этой песне о любви к России.
Звучит песня
«Берёзовый сок»
II.
Береста.
Ее использование.
III.
Ученик
10:
(Слайд 2)
Испокон века крестьяне использовали
бересту для изготовления предметов домашнего быта. Делали посуду, шкатулки,
люльки для новорожденных, игрушки, короба для сбора ягоды и грибов, солили в
берестяной посуде рыбу, и многое другое.
Видеофильм «Плетение из
бересты»
Ученик 11:
В нашем городе традиции старинных ремесел возродились.
Ассортимент художественных берестяных изделий в Асино очень широк:
традиционные туеса, сахарницы, конфетницы, шкатулки, стаканы для карандашей и
другие. (Показать выставку)
Учитель: (Слайды
3-5)
Асиновские берестянщики ежегодно принимают
активное участие в областной розничной ярмарке «Товары народных художественных
промыслов». Они выставляют напоказ и предлагают томичам и гостям областного
центра великое множество различных сувениров, изделий из бересты.
А в конце прошлого года появился Музей бересты
в одном из зданий культурно-туристического комплекса имени Лампсакова в селе
Ново-Кусково Асиновского района. (Слайд 6)
Музей
состоит из трех залов.
Первый зал - это традиционное использование бересты как материала
коренными народами Сибири и переселенцами в Сибирь. (Слайд 7)
Второй зал интерактивный - это берестяная мастерская. Посетители
сами могут попробовать изготовить какие-то изделия из бересты. Там есть для
этого все необходимые инструменты. (Слайд 8)
Третий зал - выставка работ асиновских мастеров-берестянщиков. (Слайд
9)
Мы должны обязательно посетить этот музей!
IV.
Рассказ изготовителя берестяных изделий.
Учитель:
Ребята! Вам знакомо ремесло берестянщиков? Кто-то из ваших близких
занимается берестой?
Сегодня вы узнаете о секретах изготовления берестяных изделий. У
нас в гостях человек, который занимается этим ремеслом.
Выступление берестянщика (Слайд
10).
V.
Мастер класс: изготовление поделки из бересты.
Учитель:
Ребята. А сейчас предлагаю вам мастер-класс по изготовлению
берестяных изделий своими руками. Каждой группе предстоит сделать поделку. Вам
помогут в этом ребята - консультанты. По окончании мастер-класса сделаем
выставку.
VI.
Итог. Выставка поделок из бересты
Учитель:
Ребята, вам понравилось работать с
берестой? Возможно кто-то из вас после нашего мероприятия всерьез увлечется
этим делом. Всем большое спасибо за участие.
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.