Главная / Начальные классы / Сценарий урока по русскому языку "Приставка как часть слова" (2 класс)

Сценарий урока по русскому языку "Приставка как часть слова" (2 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Тема «Приставка как часть слова»

Класс – 2 «А» Учитель: Осипова Марина Петровна

Предмет: русский язык Программа: УМК «Начальная школа 21 века»

Педагогические цели

  1. Создать условия для овладения новыми знаниями;

  2. Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

  3. Организовать наблюдение за приставкой и научить выделять её из состава слова.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Используемые приёмы ТРКМЧП:

Верные и неверные утверждения, синквейн, таблица «Рефлексия».

Планируемые результаты

Научатся определять приставку в словах, содержащих её.

Личностные результаты

Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия

Познавательные: общеучебные - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: применять установленные правила ; анализировать собственную работу, вносить изменения в действия с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Основное содержание темы, понятия и термины

Состав слова: окончание, корень, суффикс, приставка.

Образовательные ресурсы и оборудование

- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011;

- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Вентана-Граф, 2014;

- Карточки с таблицей «Рефлексия», карточки для групповой работы;

- компьютер, интерактивная доска, презентация «Приставка как часть слова».

Сценарий урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё на месте, всё ль в порядке –

Учебник, ручка, тетрадка?

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД







2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Учитель проводит игру «Верно или неверно» (Слайд 2.)

Отвечаем на вопросы словами «Верно» или «Неверно».

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно.

- Окончание служит для образования новых слов? – Неверно.

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Верно.

- Суффикс находится за корнем? – Верно.

- Суффикс есть в каждом слове? – Неверно.

- В слове зайчонок суффикс –ёк-? – Неверно.

- Корень – это главная часть слова? – Верно.

- Может ли слово быть без корня? – Неверно.

- У родственных слов одинаковый корень? – Верно.

- Мы выучили все части слова? – Неверно.

2. Назовите, все изученные части слова.(Корень, суффикс,

3.Запись слов на доске: море, моряк, морской, приморский.

- Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите, какие еще известные вам части слова вы можете выделить.

- Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

Дети слушают и отвечают на вопросы; высказывают предположение.























Один учащийся работает у доски.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

















Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

3.Выявления места и причины затруднения.

1.Постановка учебной задачи.

- Какой возникает вопрос?

- Какие есть предположения?

- Как проверить наши предположения?

- Давайте же назовем новую часть.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

- Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?

Тема урока: «Приставка – часть слова». Цели урока узнать,

все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.(Слайд 2.)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

4. Построение проекта выхода из затруднений.

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки. Прочитайте слова на карточках и ответьте на вопросы:

- Можно ли сказать, что данные слова формы одного и того же слова?

- Можно ли сказать, что это родственные слова?

- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

На карточках слова:

1 группа: вылить, налить, отлить, пролить, перелить.

2 группа: записать, вписать, написать, выписать.

3 группа: заехать, переехать, доехать, приехать.

Вопросы:

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где находится? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит ________________________________

- Как обозначается? Обозначается _________________________

(Слайд 2.)

Физкультминутка. (разминка для рук) (Слайд 3. )

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Вспоминают правила работы в группе.

3.Работают в группах.

4.Проверка задания.

5.Читают правило на стр.128 в учебнике.























Выполняют разминку для рук, осуществляют профилактику утомления, выполняют упражнения за учителем.

Извлекают необходимую информацию из учебника, дополняют и расширяют имеющиеся знания. (Познавательные УУД)

Осознают свои возможности в учении; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения на уроке.

(Личностные УУД)

Высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

(Коммуникативные УУД)













Осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем.

(Регулятивные УУД).

5. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.

Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

Возьмем слово посадка.

- Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)

- Сад, садик, садовый.

- Далее? (Выделим корень: сад)

- А теперь? (То, что перед корнем это приставка)

- Выделим её и назовем (по-).

У нас получился алгоритм «Как найти приставку». (Слайд 4. )

1. Подбери однокоренные слова.

2. Укажи (выдели) корень.

3. Отметь часть слова перед корнем – приставку.

4. Назови приставку.

Составляют алгоритм «Как найти приставку».

Отбирают необходимую информацию для решения учебной задачи.

(Познавательные УУД)

6.Первичное закрепление во внешней речи.

1.Работа с учебником.

- На стр.129прочитайте алгоритм и сравнивают с полученным до этого алгоритмом «Как найти приставку».

Работают с учебником, читают алгоритм нахождения приставки.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Каллиграфическая минутка.

- Проанализируйте особенность соединения строчных букв в сочетаниях оро, оло. Пропишите строчку данных буквосочетаний.

2.Самостоятельная работа.

Выполните упражнение №1 на стр. 128. Допишите недостающую по смыслу часть слова.

3.Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения самостоятельной работы. (Слайд 5. )

1.Прописывают соединения букв.

2.Выполняют самостоятельную работу.

3.Самопроверка самостоятельной работы.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

8.Включение в систему знаний и повторение.

1. Образуйте от слов

полз, свистел, мыл, нёс, вёз, слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-.

Запишите, выделите приставки.

2. Составьте предложения с одним из слов.

3.Проверка задания.

Работают в парах образуют с помощью приставок новые слова.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

9.Рефлексия деятельности.

- Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей?

1.Составление синквейна «Приставка» (Слайд 6.)

1.Приставка.

2. Разнообразная, необычная.

3.Стоит, образует, служит.

4. Приставка образует новое слово.

5. Слово.

- Проанализируйте и оцените свою работу.

2. Таблица «Рефлексия».

- Хотелось бы узнать, был ли полезен вам наш сегодняшний урок? Где вы можете применить полученные на уроке знания?

- Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)

- Вложите таблицу «Рефлексия» в свою тетрадь.

Домашнее задание.

1 в. – с.130 упр.№5, правило.

2 в. – с.130 упр. №4, правило.

1.Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, подводят итог урока. составляют синквейн.

2.Индивидуальная работа с карточкой, заполняют таблицу «Рефлексия»

1. Мне было интересно на уроке.


1.Мне было неинтересно на уроке.


2. Мне было легко работать в группе.


2. Мне было трудно работать в группе.


3. Я доволен (а) своей работой.


3. Я не доволен (а) своей работой




Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


(Регулятивные УУД)

Литература и интернет ресурсы:

  1. Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2.

  2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2011.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/Урок_4.rar



Сценарий урока по русскому языку "Приставка как часть слова" (2 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

       Цель урока "Приставка как часть слова"- создать условия для овладения новыми знаниями, познакомить с приставкой как значимой частью слова и научить выделять её из состава слова.Учащиеся знакомятся с алгоритмом "Как найти приставку", учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, тренируются в образовании слов с помощью приставки. На уроке используются групповая, парная, индивидуальная и фронтальная формы работы с  презентацией. В конце урока дети анализируют свою работу: составляют синквейн"Пристака" и заполняют таблицу "Рефлексия".

Автор Осипова Марина Петровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1328
Номер материала 22805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓