Тема урока: «Степень окисления»
Цель: на основе знаний о химической связи и электронном строении атомов
химических элементов сформировать понятие о степени окисления, выяснить, каким
образом составляются формулы веществ
Задачи:
обучающие:
- расширение и дальнейшее развитие химических знаний;
- формирование понятия степени окисления элементов и её значения
для составления химической формулы вещества,
- формирование первоначальных представлений о номенклатуре
бинарных соединений
развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие логического мышления (сравнение, обобщение, выводы,
самостоятельные суждения);
- развитие личности (тренировка памяти, стимуляция
познавательного интереса, решение заданий);
- развитие навыков в применении знаний;
- развитие понятия о межпредметной связи химии с
другими науками
воспитательные:
-
сформировать чувство толерантности, умение работать в коллективе;
- воспитание химической грамотности, совершенствование
умений пользоваться химическим языком;
- умение обосновывать ответ
Методы: частично-поисковый и репродуктивный
Методические приёмы: беседа с учащимися, работа с учебником, таблицей
Д.И. Менделеева, индивидуальные задания, самостоятельная работа
Оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, периодическая таблица Д.И. Менделеева, учебник «Химия» 8 класс,
автор О.С. Габриелян
Применяемые
педагогические технологии:
1.
Личностно-ориентированная
технология;
2.
Здоровьесберегающая технология;
3.
Технология дифференцированного
обучения;
4.
Интегрированное обучение;
5.
Информационно-коммуникативные
технологии
6.
Технологии критического
мышления
7.
Игровые технологии
Тип урока -
комбинированный
Ход урока:
1. Организационный
момент (Слайды 1,2 сообщается тема урока, цель)
2.
Актуализация знаний
Слайд 3.
Дать определения
Учитель предлагает вспомнить
- типы химической связи (ковалентная неполярная и полярная);
- что такое электроотрицательность, как она изменяется в периодах,
в главных подгруппах,
- ионная связь, что такое ионы, какие они бывают по заряду;
металлическая связь,
- определение формулы вещества
и предлагает определить тип х.с. для следующих
веществ: Н2; НСl; NaCl; Са
Далее учитель даёт задание: определить заряды атомов в соединениях.
Ответ:
-у водорода Н2 заряда на атомах не наблюдается, т.к. связь
ковалентная неполярная и общая электронная пара не смещается ни к одному из
атомов, а в равной степени принадлежит обоим атомам (симметричное распределение
электронной плотности);
- у кальция Са также зарядов на атомах не наблюдается, т.к. в целом
атомы электронейтральные частицы.
Заряды наблюдаются на атомах только в случае соединений с ионной связи,
ковалентной полярной: Na+Cl-; Н*+Сl*-;
Почему?
Можно представить материал в виде схем. Выходят к
доске и записывают схемы образования связей ионной и ковалентной полярной.
Сообщение о значении соли (ионного соединения) для человека Соль прочно вошла в жизнь человека и тут же стала
ценностью, потому что доставалась недёшево. В древности соль добывали так:
выпаривали (на юге) или вымораживали (на севере) морскую воду и воду из соляных
озёр, использовали солёную золу, находили природную каменную соль. Соль
подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, наличие соли на
столе было признаком достатка и благополучия. Солью запасались на случай
бедствия и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово Salarium
и английское salary означает жалование, зарплата – имеют солевое
происхождение. Из- за соли происходили народные волнения и военные столкновения.
Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых
подчёркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Одна присказка чего
стоит! «Без золота прожить можно, а без соли – нельзя!»
Как влияет поваренная соль на наш организм? Влияние соли на организм
человек заметил очень давно. Недаром в пословицах её ставят наравне с хлебом:
«Хлеб да соль» самое главное пожелание добра у русского человека. А ещё говорят
«Чтобы узнать человека надо с ним съесть пуд соли». А за какое время это
возможно? Кто-то знает? В год человек потребляет 3,5 – 5,5
кг соли. Получается на двоих 7-10 кг .Значит 2 года надо чтобы узнать
человека.
Соль земли – говорят о хорошем, настоящем человеке. Соль ценилась
всегда. Соль необходима для крови, для работы мышц, для выработки желудком
соляной кислоты. Одним словом соль нужна для жизни , для здоровья!
Слайд 4. Образование связей
Главное, ребята должны уметь определять смещение электронной
плотности в сторону более электроотрицательного элемента.
В случае ионных соединений происходит отрыв
электрона от атома металла и его присоединение к атому неметалла, и образуются
ионы, то в случае НСl происходит лишь смещение общих электронов в
сторону более э.о. элемента.
3. Объяснение нового материала
а) Понятие о степени окисления. Вычисление степени
окисления элементов по формуле вещества.
По справочным данным частичный заряд (дельта) в молекуле хлороводорода
равен 0,18 – Н +0,18; Сl -0,18. Вопрос: представьте, что и в молекуле
НСl электрон водорода полностью перешёл к атому хлора, тогда, какие бы
заряды приобрели атомы этих элементов?
Ответ: Заряды в этом случае были бы +1 и -1
Учитель: такие условные заряды и называются степенью окисления.
Слайд 5. Определение степени окисления
Запись в тетради:
Степень окисления – это условный заряд атомов
химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все
соединения (ионные и ковалентно-полярные) состоят только из ионов.
(Учитель обращает внимание учеников на их осанку и
высоту зрения над тетрадью)
Учитель: степень окисления может иметь
положительное, отрицательное и нулевое значения, а так же может быть постоянной
и переменной Порядок выставления с.о. в химических формулах: вверху над
символом элемента, причём вначале пишется заряд (+ или - ), а затем число
(1,2,3). К примеру, Na2S, Н2О, Сl2
.
Вопрос: как по формулам химических соединений
рассчитать с.о.?
Слайд 6. Правила степеней окисления
Учитель: для этого надо знать определённые правила.
Раздать ученикам памятки по с.о. :
1)
Водород имеет степень
окисления +1 ( исключение : с металлами -1);
Запись в тетради: Н ( с МеН ); Сl , F ;
2)
Кислород почти всегда
имеет с.о. -2;
Запись в тетради: О;
3)
Степень окисления в
атомах молекул простых веществ равна нулю;
Запись в тетради: Сl2 , О2 , Аl
4)
Металлы имеют
положительное значение с.о. :
У металлов главных подгрупп 1 группы +1,
2 группы +2,
3 группы +3.
5) Суммарное значение с. о. атомов элементов в
сложном веществе равна нулю.
У остальных металлов и почти у всех неметаллов
переменная с.о.
:.Раздать ученикам памятки по с.о. тной
полярной.я крови, для работы мышц, для выработки соляной кислоты желудком
Слайд 7. Применение правил
Слайд 8. Определение степени окисления в
соединении
Для того, чтобы рассчитать с.о. одного элемента в
соединении, надо знать с.о. другого элемента. Пример, найдём степень окисления
хлора в соединении Сl2О. У хлора переменная степень окисления.
Выпишем степень окисления кислорода и обозначим неизвестную степень окисления
хлора через х : Сl2О,
Рассуждаем: у кислорода степень окисления -2. Два
умножаем на число атомов кислорода, получаем 2. Столько же в сумме с.о. должно
приходится на хлор; 2: на индекс хлора т.е. на 2 и получаем 1.
Следовательно, степень окисления Сl = +1
Слайд 9. Определить с.о. по формулам
Выходят к доске ученики и расставляют в формулах
степени окисления:
К2О, СаСl2
, Аl2S3 ,
Н2, КН , Н2S
Слайд 10, 11. Игры на закрепление
«Крестики-нолики»
А) Покажите выигрышный путь, в котором у
кислорода одинаковая степень окисления
Na2O
|
H2O
|
K2O
|
P2O5
|
O2
|
OF2
|
H2O2
|
N2O
|
MgO
|
Б) Найди лишнее вещество в каждом столбике
O2
|
K2S
|
HCl
|
H2O
|
K
|
LiCl
|
NO2
|
K2O
|
Cl2
|
Аналогично, зная с.о. элементов, можно составить формулу соединения.
Для этого познакомимся с первоначальными
представлениями о номенклатуре бинарных соединений.
Слайд 12. Бинарные соединения
б) Первоначальные представления о номенклатуре
бинарных соединений.
Даётся определение бинарных соединений: вещества,
состоящие из двух химических элементов, называют бинарными или двухэлементными.
Порядок: Вначале пишется элемент с положительным
значением с.о., затем с отрицательным.
Пример, составить формулу соединения алюминия с
хлором.
Слайд 13. Формула соединения алюминия с
углеродом
Запишем знаки алюминия и углерода рядом, причём,
сначала – знак алюминия, т.к. это металл, имеющий + с.о. По таблице Д.И.
Менделеева определим число внешних электронов: У Аl- 3
электрона, у С- 4.
Атом Аl отдаст свои 3 внешних электрона углероду и
получит при этом с.о.+3, равную заряду иона. Атом С, наоборот, примет
недостающие до октета 4 электрона и получит при этом с.о. -4. Запишем в формулу
и найдём наименьшее общее кратное для них, оно равно 12. Затем рассчитаем
индексы, получаем 12: (+3)=4атома алюминия, 12: (+4)=3атома углерода. Получили
формулу Аl4С3
.
Знать степень окисления элементов необходимо и для
того, чтобы уметь правильно называть химическое соединение.
Названия соединениям даются в обратном порядке:
вначале произносят латинское название элемента с отрицательной с. о., добавляя
суффикс – ид, а после этого название элемента с положительной с.о. в
родительном падеже. Если элемент имеет переменную с.о., то она указывается в
названии римскими цифрами в скобках.
Слайд 14. Названия бинарных соединений
Запись на доске: хлорид натрия, сульфид магния, гидрид
калия, оксид кальция.
С переменной с.о.:
FeO-
оксид железа (II) ( оксид железа два), Fe2O3 – оксид железа (III)
(оксид железа три).
Слайд 15. Дать названия бинарным соединениям
Сl2O7 CaO
FeCl2 MgCl Cu2S FeS NaH
Чтобы химики разных стран понимали друг друга,
потребовалось создание единой терминологии и номенклатуры веществ. Принципы
химической номенклатуры были впервые разработаны французскими химиками А. Лавуазье,
К. Бертолле в 1785 году. (Обратить
внимание учеников на этот исторический период). В настоящее время Международный союз теоретической
и прикладной химии (ИЮПАК) координирует деятельность учёных разных стран и
издаёт рекомендации по номенклатуре веществ и терминологии, используемой в
химии.
4.
Обобщение темы.
Вывод: по формуле вещества можно определить с. о. атомов
элементов и, наоборот, зная степень окисления химических элементов, можно
составить формулу любого вещества, определить тип химической связи в нём,
предвидеть его свойства.
5.
Закрепление темы
урока. Используется приём технологии критического мышления «Синквейн»
Слайд 16. Правила составления «Синквейна»
Ученики составляют Синквейн к теме урока
Пример Синквейна
Степень окисления
Положительная, отрицательная
Определяется, зависит, ставится
Нужна для написания формул веществ
Условный заряд
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: § 17, в р.т. № 4,5 стр. 59
В оставшееся время ученики решают разноуровневые задания
по карточкам
Вариант 1. Включает репродуктивные задания.
Определите
степень окисления элементов в соединениях по формулам: Na2S, CuO, SiH4, CO2 ,
Ba3N2.
Вариант
2. Включает стандартные
задания, но содержит элементы усложнения.
Составьте
формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степень окисления
1,+2,+3,+4,+5.
Вариант 3. Включает нестандартные задания творческого
характера.
Используя
Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, определите формулы
пяти бинарных соединений. Укажите степень окисления элементов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.