Главная / Музыка / Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Скачать материал

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Цель : познакомить детей с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.

Задачи :

Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;

Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;

Формировать умение высказываться о музыке;

Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;

Развивать вокальные способности детей;

Воспитывать чувство патриотизма.



Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.

Учитель: Внимание, уважаемые зрители!

Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?

Дети: в цирк.

Учитель: а как вы догадались?

Дети: по музыке, слайду и по приглашению.

Учитель: вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.

Дети поют приветствие «Добрый день».

Учитель: Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.

Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!

Здесь мужества и силы праздник,

Здесь клоун – мастер и проказник,

Здесь каждый зверь – большой артист:

Прыгун, танцор, эквилибрист.

Веселье, радость, звонкий смех –

Всё это цирк! И он для всех!

Учитель: ребята, а вы знаете когда появился цирк?

Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.

В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.

Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.

5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?

Дети: музыка.

Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.

И тема нашего урока – «Музыка в цирке».

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: о музыке, сопровождающей выступления артистов цирка.

Учитель: а в какие моменты она звучит?

Дети: когда выступают артисты и животные.

Учитель: кто исполняет музыку в цирке?

Дети: оркестр под управлением дирижера.

Учитель: какую музыку исполняет оркестр?

Дети: разную – веселую и спокойную.

Учитель: когда звучит оркестровая, живая музыка?

Дети: когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные фразы.

Учитель: зачем нужна музыка в цирке?

Дети: музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.

Учитель: Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».

Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.

Учитель: «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену. Какими чувствами наполнена эта музыка?

Дети: под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.

Учитель: так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

Дети: клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…

Учитель: посмотрите в учебник на стр. 68 – 69, кого еще мы не назвали?

Дети: воздушные гимнасты, всадники на лошадях.

Учитель: а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

Дети: торжественная, маршевая.

Учитель: да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?

Повторное слушание с дирижированием.

Учитель: наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

Слушание «Галоп» И.Дунаевского.

Дети: лошади и всадники.

Учитель: Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей

Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.

Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.

Вся цирковая арена пламенем млечным горит.

Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,

По заведенному кругу и под удары хлыста…

Учитель: как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова из учебника.

Дети: быстро, радостно, стремительно, живо.

Учитель: да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.

- А как звучит в это время музыка? Что она передает?

Дети: непрерывное движение, упругий ритм бега.

Учитель: слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.

Учитель: вторым номером на арене цирка – встречайте!

Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.

Учитель: как вы думаете, что за артисты появились на арене?

Дети: клоуны.

Учитель: действительно, это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

Клоун в цирке каждый вечер.

Сколько радости от встречи –

Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.

Яркий Рыжий с красным носом.

Задает он всем вопросы,

Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.

Клоун Белый – элегантный.

Он ведет себя галантно,

Не вступает в переделки,

Терпит Рыжего проделки.

Оба скачут и резвятся,

Всем на радость веселятся,

Дарят всем задорный смех –

Вот в чем клоунов успех!

Пьеса так и называется - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?

Дети: танец.

Учитель: композитор Дмитрий Борисович Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Дети: сложно, быстрый темп.

Учитель: какие слова из учебника подойдут к этой музыке?

Дети: задорно, озорно, шутливо.

Учитель: а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.

Физкультминутка «Клоуны».

Учитель: Вот и закончилась 1-я часть представления и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».

Игра –распевка «Чики –брики».

Учитель: Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.

- А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки. Они умеют петь и решать задачки.

Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина

Учитель: Продолжают цирковое представление – слоны.

- Как вы думаете, что на арене могут делать слоны? Они какие?

Дети: они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.

Учитель: послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.

Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».

Учитель: какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?

Дети: веселую, танцевальную.

Учитель: вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.

Повторное слушание песни «Добрые слоны».

Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.

Рефлексия

- На каком представлении вы сегодня побывали?

- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?

- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?

- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?

- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?

- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?

- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?

- Для чего нужна музыка в цирке?



Всё о цирке не расскажешь –

Много дивного у них!

И в картинках не покажешь,

Не поместится и в стих!

Представленье завершилось,

Опустел огромный зал.

Ненадолго дверь закрылась,

Свет погас, закончен бал!

До свидания!















6


Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Музыка
Описание:

Сценарий урока музыки в 1 классе «Музыка в цирке»

Цель : познакомить детейс музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским.

Задачи :

Познакомить с историей цирка вообще и, в частности, с историей Саратовского цирка;

Закрепить понятие «маршевой», «танцевальной» и «песенной» музыки;

Формировать умение высказываться о музыке;

Совершенствовать ритмические способности на примере музыкального произведения «Галоп» И.Дунаевского;

Развивать вокальные способности детей;

Воспитывать чувство патриотизма.

 

Ход урока: (звучит «Цирковой марш») – каждый ученик при входе получает приглашение в цирк.

Учитель:     Внимание, уважаемые зрители!

                      Ждет вас представление – всем на удивление!

Ребята, как вы думаете, на какое представление я вас сегодня пригласила?

Дети:      в цирк.

Учитель:  а как вы догадались?

Дети:  по музыке,  слайду и по приглашению.

Учитель:  вы верно отметили, но сначала прошу вас поприветствовать наших гостей.

Дети поют приветствие «Добрый день».

Учитель:  Каждый получил билет и отправляемся мы в цирк.

                  Только вы его не теряйте, до конца урока сохраняйте!

                  Здесь мужества и силы праздник,

                  Здесь клоун – мастер и проказник,

                  Здесь каждый зверь – большой артист:

                  Прыгун, танцор, эквилибрист.

                  Веселье, радость, звонкий смех –

                  Всё это цирк! И он для всех!

Учитель:  ребята, а вы знаете когда появился цирк?

     Искусство цирка своими корнями уходит в глубокую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, в Древней Греции, в Древнем Риме, в Китае.

     В средние века на Руси, в Западной Европе на ярмарках, народных гуляниях устраивались выступления жонглёров, канатоходцев, гимнастов, народных актёров – скоморохов. Цирк всегда неутомимый и нестареющий трудяга.

    Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины, жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

     В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек ( чех по национальности) предложил набирающим силу и предприимчивым братьям Никитиным войти в дело в качестве компаньонов. Они согласились. И сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления. Вскоре Э.Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему – заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей.

     5 декабря 1873года была составлена купчая. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным.

-      Ребята, скажите, пожалуйста, что делает цирковые представления такими увлекательными, радостными?

Дети:  музыка.

Учитель: верно, невозможно представить цирковое представление без музыки.

И тема нашего урока – «Музыка в цирке».

              -  Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: о музыке,  сопровождающей выступления артистов цирка.

Учитель:  а в какие моменты она звучит?

Дети:  когда выступают артисты и животные.

Учитель: кто исполняет музыку в цирке?

Дети:  оркестр под управлением дирижера.

Учитель:  какую музыку исполняет оркестр?

Дети: разную – веселую и спокойную.

Учитель:  когда звучит оркестровая, живая музыка?

Дети:  когда звери выступают или акробаты – им надо более четко выделять музыкальные                         фразы.

Учитель:  зачем нужна музыка в цирке?

Дети:  музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц.

Учитель:  Музыка в цирке звучит на протяжении всего представления. И сейчас  мы с вами послушаем «Выходной марш» Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955). Которую он написал к кинофильму «Цирк».

Слушание «Выходной марш» И.Дунаевского.

Учитель:  «выходной» - значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену.    Какими чувствами наполнена эта музыка?

Дети:  под такой марш возникает гордость за наш Российский цирк. Особенно, зная о том, что в нашем городе Саратове тоже есть цирк имени братьев Никитиных.

Учитель:  так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?

Дети:  клоунов, зверей, жонглеров, фокусников, акробатов…

Учитель:  посмотрите в учебник на стр.  68 – 69, кого еще мы не назвали?

Дети:  воздушные гимнасты, всадники на лошадях.

Учитель:  а как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?

Дети:  торжественная, маршевая.

Учитель:  да, люди многих талантов работают в цирке, попробуем себя в роли дирижера циркового оркестра и продирижируем этой музыкой. Готовы?

Повторное слушание с дирижированием.

Учитель:   наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Осиповича Дунаевского  и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.

Слушание «Галоп» И.Дунаевского.

Дети:  лошади и всадники.

Учитель:  Солнце в оранжевом фраке огненной плеткой своей

                   Гонит по кругу, во мраке девять планет - лошадей.

                   Синяя звездная пена хлопьями с губ их летит.

                   Вся цирковая арена пламенем млечным горит.

                   Так и бегут друг за другом, мордой касаясь хвоста,

                   По заведенному кругу и под удары хлыста…

Учитель:  как вы догадались? Какими средствами музыкальной выразительности композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова  из учебника.

Дети:  быстро, радостно, стремительно, живо.

Учитель:  да, быстрый бег лошади называется галоп, именно так назвал свое произведение Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера.

- А как звучит в это время музыка? Что она передает?

Дети:  непрерывное движение, упругий ритм бега.

Учитель:  слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.

Повторное слушание с имитацией цокота копыт лошадей.

Учитель:   вторым номером на арене цирка – встречайте!

Слушание «Клоуны» Д.Кабалевского.

Учитель:  как вы думаете, что за артисты появились на арене?

Дети:  клоуны.

Учитель:  действительно,это два забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

                Клоун в цирке каждый вечер.

                Сколько радости от встречи –

                Балагурит и хохочет, рассмешит, кого захочет.

                Яркий  Рыжий с красным носом.

                Задает он всем вопросы,

                Получает оплеухи, Лечит нас от лени, скуки.

                Клоун Белый – элегантный.

                Он ведет себя галантно,

                Не вступает в переделки,

                Терпит Рыжего проделки.

                Оба скачут и резвятся,

                Всем на радость веселятся,

                Дарят всем задорный смех –

                Вот в чем клоунов успех!

       Пьеса так и называется  - «Клоуны» так же передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей.

- Как звучит музыка, что она напоминает – песню, танец, марш?

Дети:  танец.

Учитель:  композитор Дмитрий Борисович Кабалевский  написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Дети:  сложно, быстрый темп.

Учитель:  какие слова из учебника подойдут к этой музыке?

Дети:  задорно, озорно, шутливо.

Учитель:  а клоуны не дают скучать и зрителям – и всех приглашают на веселую физкультминутку.    

Физкультминутка «Клоуны».          

Учитель:  Вот и закончилась   1-я частьпредставления  и объявляется АНТРАКТ. Во время антракта зрители, как правило перекусывают, покупают сладости, фотографируются с цирковыми животными. Вот и мы с вами поиграем в игру «Чики – брики».

Игра –распевка «Чики –брики».

Учитель:  Молодцы, теперь с новыми силами смотрим 2-ю часть циркового представления.

-  А во второй части, как обычно, выступают на арене звери. И первый номер – дрессированные собачки и кошки.  Они умеют петь  и решать задачки.

Исполнение песни «Не дразните собак.» Е.Птичкина

Учитель:  Продолжают цирковое представление – слоны.

- Как вы думаете,  что на арене могут делать слоны? Они какие?

Дети:  они умеют танцевать, слоны добрые, толстые.

Учитель:  послушайте песню «Добрые слоны» А.Журбина.

Слушание песни А. Журбина «Добрые слоны».

Учитель:  какую музыку сочинил композитор для этих добрых, неуклюжих животных?

Дети:  веселую, танцевальную.

Учитель:  вы, ребята тоже можете потанцевать, передать характер слонов.

Повторное слушание песни «Добрые слоны».

Учитель: и в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие герои и под какую музыку нас радовали.

Рефлексия

- На каком представлении вы сегодня побывали?

- Чьё имя носит Саратовский государственный цирк?

- Какой композитор сочинил «Выходной марш»?

- Какую ещё музыку сочинил И.О.Дунаевский?

- Про кого сочинил музыку Д.Б.Кабалевский?

- В каком характере надо петь песню «Не дразните собак»?

- Что предлагает А. Журбин в песне «Добрые слоны»?

- Для чего нужна музыка в цирке?

 

               Всё о цирке не расскажешь –

               Много дивного у них!

               И в картинках не покажешь,

               Не поместится и в стих!

               Представленье завершилось,

               Опустел огромный зал.

              Ненадолго дверь закрылась,

              Свет погас, закончен бал!

До свидания!

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Тимофеева Елена Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2815
Номер материала 38990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓