Инфоурок Физика Другие методич. материалыСценарий урока физики 8 класс по теме "Лампа накаливания"

Сценарий урока физики 8 класс по теме "Лампа накаливания"

Скачать материал

 

Урок по теме: Лампа накаливания.

 

Ход урока.

I.                   Организационный момент. Приветствие.

          Создание проблемной ситуации.

 

Послушайте отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Подарок»;

«Лесничий –мужик хитрый, он когда в Москве жил, так говорят на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть, аль нет?

- Может  - ответил Рувим.

- Может,  может – передразнил его дед – А ты этот ток видел, когда он видимости то не имеет, вроде как воздух.

Вопросы  классу:

1.     Как бы вы объяснили деду, что такое электрический ток?

2.     какое действие тока используется для приготовления пищи?

предполагаемые ответы детей:

1.     электрический ток –это направленное упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля.

2.     ток нагревает проводник – вызывает тепловое действие.

 

II. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым ярким применением теплового действия тока – искусственным освещением.

Запишите тему урока в тетрадь: «Лампа накаливания» 

 

 III. Актуализация опорных  знаний.

Фронтальная беседа. (Слайд 2)

Для успешной работы на уроке повторим физические величины, единицы измерения и основные формулы электротехники.

Задание: вставьте пропущенные в формулах буквы.  Выразите единицы  измерения.

 

I = */R     

    U = I*           

          R = */I                            

I=P/*

     P = *U

         A=P*

1кВт =   *     Вт

6Вт  =   *   kВт

    50Вт =   *  kВт

 

 

IV.  Основная часть. Изучение новой темы.

1. Из истории изобретения лампы накаливания.

Слайд 3. Рассказ учителя.

Путь развития искусственного освещения был долгим и сложным. С доисторических времен и до середины 19 века человек применял факел,  лучину, свечи,  масляный светильник, керосиновую лампу.

Открытие теплового действия тока привело к изобретению электрической лампы.

Слайд 4.

Первыми электрическими лампочками были – лампы накаливания,  которые служат нам и до сих пор. Их свет считается оптимальным для восприятия человеческим глазом,  но у них есть один существенный недостаток: приблизительно 95% их энергии преобразуется в тепло, и лишь 5% остается на долю света.

Слайд 5.

Лампа накаливания изобретена в 1870 году А.Н. Лодыгиным, электротехником, уроженцем Томбовской губернии. Основной элемент лампы Лодыгина  - угольный стержень,  который при прохождении по нему тока нагревался до температуры,  при которой начинал светиться.

Слайд 6.

В 1876 году другой наш соотечественник – Павел Яблочков получил первый в мире патент на изобретение электрической лампы. Лампу Яблочкова в Европе современники называли русским светом, в России «русским солнцем».

Слайд 7.

     Американский изобретатель Томас Эдисон пошел по пути усовершенствования      лампы накаливания Лодыгина. В результате 6000 проделанных экспериментов   нашел новое вещество для нити накаливания – бамбук. Они служили дольше чем угольные стержни. Эдисон сконструировал цоколь и патрон для системы ввода проводов в лампу.

Продолжительность работы лампы Эдисона  - 800 часов.

Из документа: (зачитать)

«В ночь на 1 января1880 года семьсот эдисоновых ламп осветили здание с лабораторией, где работал изобретатель, а также двор, ворота и окружающий забор. Сотни людей с изумлением наблюдали этот чудесный свет, озаривший всё вокруг в эту новогоднюю ночь».

Слайд 8.  Разновидности ламп накаливания. Архивные документы.

Слайд 9. Основные вехи в истории изобретения лампы накаливания (запись в тетрадь)

1870 - Изобретение лампы накаливания

           (непламенный источник света) А.Н. Ладыгиным.

     1876 - изобретение лампы с электрической дугой –    свечи  Яблочкова.

     1879 - Усовершенствование американцем Томасом Эдисоном лампы, м         улучшение техники откачки воздуха, замена угольного стержня обугленной палочкой из бамбука, создание цоколя.

     1890 – А. Н. Ладыгин изобретает лампу с металлической (вольфрамовой) нитью.      Заполняет лампочки инертным газом.

   Слайд 10.   Выводы:

У электрической лампы нет одного единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий сделанных разными людьми в разное время, но приоритет изобретения принадлежит А.Н, Лодыгину.

Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали. Он же первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы.

2.  Устройство современной лампы накаливания. Слайд  11, 12,

Самостоятельная работа с учебником. (отключить проектор на время работы)

На доске запись задания: параграф 54, стр. 125-126

Рассмотреть устройство лампочки накаливания.

Выписать в тетрадь основные элементы лампы накаливания.

Найти ответы на вопросы  (раздаточный материал). Приложение №1

Фронтальная беседа по вопросам. Слайд 13.

1.     Как называются детали 1,2,3,4,5 электрической лампочки?

2.     Почему для изготовления спирали используют вольфрам?

3.     Почему из стеклянного баллона откачивают воздух?

4.     Почему баллон заполняют инертным газом?

5.     Что означают цифры на цоколе лампы?

6.     На какие напряжения рассчитаны лампы накаливания, выпускаемые промышленностью?

 Оценить  самостоятельную работу учащихся.

 

Физкультминутка.

 

3.     Выполнение практической работы (работа в паре).

Слайд № 14.   Изучите паспорт лампы накаливания и определите сопротивление нити накаливания, силу тока, проходящего через неё при включении в сеть с напряжением указанным на лампе.

Ученики работают с раздаточным материалом, результаты выполнения задания записывают в тетрадь.

 

1 ряд: (вариант выполнения работы)

U = 240В

     P = 60Вт

     I = P/U = 60Вт2/0В=0,25А

R = U/I=240В/0,25А= 960Ом

2 ряд: (вариант выполнения работы)

U = 220В

     P = 95Вт

     I = P/U = 95Вт/В=0,43А

R = U/I=220В/0,43А= 511Ом

Проверка выполнения практической работы, подведение итога работы на данном этапе. 

 

III.  Закрепление:  слайд 15,16.17

Ответьте на вопросы теста, варианты ответов запишите в тетрадь.

 (Приложение 2)

Взаимопроверка.

Оценка «5»  - все ответы правильные

Оценка «4» - 4,  5 правильных ответов

Оценка «3» -  3 правильных ответа

Оценка «2» - 2, 1 правильных ответа.

 

IV. Изучение новой темы (продолжение)

Компактные люминесцентные лампы.  Слайд 18.

33 ноября 2009 года президент России Д.А, Медведев  подписал федеральный закон «Об энергосбережении». Энергосбережение – одна из приоритетных задач современного общества. Это связано с дефицитом основных энергоресурсов: угля, нефти, возрастающей стоимостью их добычи, а также с экологическими проблемами.

Каким образом можно сэкономить электроэнергию? Конечно же, использовать современные энергосберегающие лампы.

Слайд 19.      Наша промышленность выпускает лампы, в стеклянных трубках которых находятся разряженные ртутные пары. Эти лампы называются люминесцентными лампами или сокращенно КЛЛ. Они более экономичные, их  КПД составляет около 20%.

 

Мощность, Вт

Лампы накаливания

Энергосберегающие лампы

35

5

50

8

65

12

75

15

115

20

Исследование.

1.     по паспорту КЛЛ рассмотрите маркировку лампы и ответьте на вопрос:

Какова экономия электроэнергии при использовании КЛЛ находящейся на вашем столе?

Ответ:

Мощность данной лампы КЛЛ 15 Вт,  что эквивалентно светоотдаче лампы накаливания в 75 Вт, получается экономия электроэнергии при использовании КЛЛ в 5 раз!

2.      Слайд 20.  Рассчитаем стоимость электроэнергии за месяц при использовании лампы накаливания и КЛЛ при условии,  что лампа горит 6 часов в сутки, а стоимость электроэнергии в нашем городе за 1 кВт составляет 69 коп,    и сделаем вывод.

А = Pt      
А – работа тока
Р – мощность тока
t – время работы потребителя

Работа по вариантам:

   1 вариант рассчитывает для обычной лампы,

2 вариант для КЛЛ.

Решение: СТ = А (кВт ч)*0,69 руб

СТ1 = 0,075кВт*6ч*30дней*0,69руб =9,31 руб

СТ2 = 0,015кВт*6ч*30 дней*0,69 руб =1,86 руб.

Экономия составляет (СТ1 – СТ2) =7,45 руб.

Проверка выполнения. Оценивание выполнения работы.

Вывод: При использовании энергосберегающих ламп (несмотря на их высокую стоимость) мы экономим электроэнергию и деньги!

V. Подведение итога урока.

    Слайд 26.

        VI. Запись д/з. параграф 54

 Используя ИТ и интернет создайте презентацию из 5-ти слайдов.

Темы презентаций:

·        История создания тостера.

·        История создания утюга.

·        История создания электроплиты.

·        Приготовьте сообщения по теме «Галогенные лампы, газосветные лампы,  использование в быту, технике».

 

Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал.

1 проектная работа.

Проблема:

Кроме замены обычных ламп накаливания на КЛЛ, что мы с вами можем сделать по энергосбережению при использовании теплового действия тока?

Работа в группах:

Создание мини-проекта. Слайд 21

Темы мини-проекта:

1 группа: «Возможности энергосбережения в школе».

2 группа; «Возможности энергосбережения в своем доме».

 

 Цель: привлечение внимания учащихся школы, населения к проблеме экономии электроэнергии.

Продукт проекта:  памятки по энергосбережению.

Защита работы групп.

Приложение 3

Приложение 4

 

 

Слайд: 22

Галогенные лампы:

В последнее время получают распространение галогенные в частности йодные лампы, в которых баллон заполнен парами йода. Йод способен соединяться с вольфрамом при низкой температуре, образуя йодид вольфрама. Это обеспечивает возврат вольфрама на нить и увеличивает срок службы нити. Галогенные лампы светятся ярче и дольше обычных. В настоящее время галогенные лампы накаливания находят широкое применение в прожекторах, на крыльях самолетов, в автомобильных фарах, а также в обычных светильниках и подсветках дома.

Слайд:23

Газосветные лампы.

В газосветных лампах используется свойство разряженных газов светиться при прохождении  через них электрического тока. Свет, излучаемый такой лампой, зависит от природы газа:

неон дает красный

аргон -  синий

гелий – желтый цвет

Эти лампы используются для устройства вывесок, реклам, иллюминации.

Слайд 24.  Лампочка –долгожитель.

Слайд 25.  Новости науки и техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Памятка.

«Возможности энергосбережения в школе».

·         Основные возможности энергосбережения зависящие от нас, учеников – это экономия электроэнергии и тепла. 

·         Пользоваться электрическим светом, только по необходимости.

·         В кабинетах не «гонять» компьютер с утра до вечера

·         Сохранять тепло помогает оклейка и утепление окон.

·         Следить, чтобы двери и окна были плотно закрыты

·         Открыть шторы в кабинетах иначе лампочки в кабинетах горят целый день 

·         В коридорах выключать свет во время уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Памятка.

 

«Возможности энергосбережения в своем доме».

  • Заменить лампы накаливания на современные энергосберегающие лампы
  • Выключать неиспользуемые приборы из сети (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр)
  • Стирать в стиральной машине при полной загрузки и правильно выбирать режим стирки
  • Своевременно удалять из электрочайника накипь
  • Не пересушивать бельё это даёт экономию при глажке
  • Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе
  • Ставить холодильник в самое прохладное место на кухне
  • Использовать светлые шторы, обои

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий урока физики 8 класс по теме "Лампа накаливания""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла заметно ослаб. Основными причинами являются:

сокращение до минимума количества часов,  отсутствие в обществе престижа технических профессий

Кроме этого у современных детей сильно развито чувство собственного достоинства, они о многом имеют представление, поэтому занятия. Базирующиеся на бездоказательных утверждениях,  безапелляционных указаниях вызывают раздражение, скуку – они неприемлемы.

Перед педагогами стоит проблема, как в этих условиях повысить интерес школьников к своему предмету. Это побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся.

Одним из способов решения данных проблем является проведение уроков с использованием метода проектов и ЭОР.

Урок «Лампа накаливания» - урок изучения и первичного закрепления новой темы раздела «Постоянный электрический ток» курса физики 8 класса основной школы. Открытый урок по данной теме был проведен в рамках районного методического совещания заместителей директора по учебно-воспитательной работы по теме «Инновационная деятельность в работе коллектива школы».

 

Цели урока:

 

Образовательные:

Ознакомить учащихся с устройством и принципом действия электрической лампы накаливания, научить применять знания и умения, полученные на предыдущем  и данном уроке к решению физических задач по расчету основных характеристик ламп,  экономии стоимости электроэнергии.

 

Развивающие:

ØПроверить уровень самостоятельности мышления школьников в применении знаний в различных ситуациях, развитие общеучебных навыков: внимания,логического мышления путём решения проблемных ситуаций.

Øсоздание мотивации образовательных потребностей учащихся к изучению новой темы через исторический материал.

Ø Развитие логического мышления, внимания, памяти.

ØУмения понимать, анализировать письменную информацию.

ØУмение отражать свои мысли в письменной и устной форме.

ØРаботая с учебником выделять главное, нужное.

 

 

Воспитательные:

·        воспитание чувства гордости за отечественную науку, нравственное воспитание на примере научной деятельности А.Н. Лодыгина. Т.Эдисона, Яблочкова

Øрасширение кругозора учащихся.

Øумение слушать других.

При традиционной форме урока были использованы следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, элементы исследовательского. 

Технологии: информационно-коммуникативная с использованием ЗОР, тестовая (для контроля уровня усвоения нового материала),  для активизации мыслительной деятельности создаются проблемные ситуации, использованы межпредметные связи  с литературой.

Выбранная структура урока рациональна для достижений целей урока.

 Время распределено по этапам эффективно.

Уровень формирования знаний достигался благодаря использованию следующих принципов обучения:

üлогичности подачи материала

üнаучности

üдоступности, опоры на ранее изученный материал

üнаглядности обучения (мультимедийная  презентация, набор ламп накаливания)

üпринцип связи обучения с жизнью и практикой

üпринцип прочности результатов обучения и развития познавательной активности

В начале урока перед объяснением новой темы создана проблемная ситуация. На уроке сочетаются коллективная, фронтальная, групповая,  в парах,  самостоятельная формы работ.

 

Контроль за уровнем усвоения осуществляется поэтапно на протяжении всего урока.

Домашнее задание творческое: создать презентации, написать рефераты, приготовить сообщения по применению  теплового действия тока. Жизнь  и деятельность изобретателей лампы накаливания.

Для успешной реализации целей и задач урока, для визуального восприятия изучаемого материала используется мультимедийное сопровождение, которое применяется на всех этапах урока. Для этих же целей служит раздаточный материал.

Здоровьесберегающие принципы обучения реализованы  благодаря проведению физкультминутки, созданию благоприятной рабочей атмосферы на уроке.

 

Оборудование урока:

Технические средства:

Проектор, персональный компьютер, презентация PowerPointк уроку.

Раздаточный материал:

Карточки с заданиями, тест, наборы ламп накаливания Р=75 Вт, 95Вт, 60Вт,

Энергосберегающие   лампы Р=15Вт

 

Хронометраж урока.

 

Этапы урока.

Время.

1.

Организационный момент.Приветствие.

          Создание проблемной ситуации.

3мин

2.

Сообщение темы и цели урока.

1мин

3.

Актуализацияопорных  знаний.

5 мин

4.

Изучение новой темы.

1. Из истории изобретения лампы накаливания.

      2. Устройство современной лампы накаливания.

      3. Выполнение практической работы

     

15 мин

5.

 Промежуточное закрепление.

4 мин

6.

Изучение новой темы (продолжение). Компактные люминесцентные лампы.  

5 мин

7.

Исследование.

 

5мин

9.

Подведение итога урока.

1 мин

10.

Домашнее задание. Рефлексия.

1 мин

 

Урок по данному сценарию был апробирован на базе 8а класс. В классе 14 учащихся,  2 учащихся имеют высокий уровень развития, 3 –низкий,  6 – средний уровень развития. У коллектива позитивное отношение к школе, учителям, большинство мотивировано на сознательное приобретение знаний, но в этом учебном году интерес пропал,   и не только к физике.

Варианты развития урока.

Вариантов развития урока может быть несколько.

1.     Создание мини-проектов по теме «Возможности энергосбережения в доме и школе», возможно и на данном уроке в зависимости от уровня развития классного коллектива.

2.     В качестве дополнительного материала изучить устройство, принцип действия,  использование галогенных, газосветных ламп. Новинки техники в области искусственного освещения.

Материал по данным вопросам имеется в приложении.

 

Литература.

          Мощанский В.Н. Савелова Е.В, «История физики в средней школе»   издательство» Просвещение» 1981г

Использованные интернет-ресурсы.

http://www.archives.gov

http://images.google.ru

http://www.oknasaratova.ru/

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 520
    • DOCX 90.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вертопрахова Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вертопрахова Ирина Ивановна
    Вертопрахова Ирина Ивановна
    • На сайте: 10 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 56067
    • Всего материалов: 39

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Информационные технологии в деятельности учителя физики

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе