Родительское
собрание
Тема:
«Не дать сдачи».
Цель: Выработать
для детей позицию примирения в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: техника
медиации.
Оборудование:
Столы в классе расставлены на три группы, «вывески» для групп со словами
«давать сдачи», «не давать сдачи» и «примирение», чистые листы бумаги и маркеры
для тезисов, 3 листа с ситуациями, листы с советами психолога для каждого
родителя.
Ход собрания.
Доска к началу собрания закрыта.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим на очень
спорную и интересную тему. Но прежде, чем я озвучу ее вслух, я хочу предложить
вам разобрать три ситуации. Вы разделились на три группы, и сейчас каждая
группа вслепую выберет себе ситуацию и попытается ответить на поставленный в
ней вопрос.
Раздаются
ситуации, группы обсуждают их 3-5 минут, затем высказывают свое мнение.
Ситуация №1.
Два
одноклассника, хороших друга, стояли в кабинете рядом во время перемены и
разговаривали. Мимо пробегали разыгравшиеся ребята и случайно задели одного из
стоявших друзей. Тот налетел на своего друга и больно стукнул его. Мальчик,
которого стукнул друг, не видел пробегавших мимо ребят и подумал, что друг
налетел на него специально, чтобы стукнуть. Разозлившись, он повернулся к другу
и стал бить его по голове. Отчего друг стал в ответ осыпать друга ударами
кулаками по голове. Завязалась драка, которую разнимал учитель.
Вопрос. Кого можно посчитать виноватым в
завязавшейся драке?
Ситуация №2.
Класс
пришел в столовую на обед. Дети рассаживались на стулья за накрытыми столами.
Одна девочка попыталась вынуть стул из-под мальчика, который собирался сесть
рядом с ней по соседству. Она не хотела, чтобы этот мальчик садился рядом с
ней, и таким образом пыталась выказать свое недовольство. Мальчик, который
собирался сесть, чуть не упал, но вовремя почувствовал подвох и удержался на
ногах. Поняв, в чем дело, он разозлился и мгновенно отреагировал: размахнулся и
сильно стукнул обидчицу кулаком в лоб. На лбу у девочки тут же напухла большая
шишка.
Вопрос. Кто виноват в появившейся шишке?
Ситуация
№3.
На
прогулке один мальчик стоял внутри спортивной коробки спиной к борту и не
видел, что происходит снаружи. За бортом коробки проходили три мальчика. Вдруг
один из них подпрыгнул, перегнулся через борт и несильно хлопнул рукой по
голове стоящего внутри коробки. После чего обидчик отпрыгнул и спрятался за
бортом. Два его друга продолжали идти и входили внутрь коробки. Мальчик,
которого стукнули, повернулся и увидел двух входящих в коробку ребят. Он
бросился с кулаками на первого вошедшего, хотя тот не понимал, что происходит.
Между мальчиками завязалась драка, которую разнимал учитель.
Вопрос. Кто
виноват в завязавшейся драке?
Учитель: Как вы думаете, что общего было во всех ситуациях?
Родители: Во всех ситуациях дело заканчивается драками и ссадинами.
Уч.: Верно. Все ситуации конфликтные и заканчиваются плохо. Как вам кажется,
могли ли эти ситуации пойти по другому пути и в какой-то момент перестать быть
конфликтными?
Род.: Вероятно, могли.
Уч.: Что для этого должно было произойти?
Род.: Один из детей должен был остановиться и не дать сдачи, а разобраться в
ситуации.
Уч.: Такие ситуации возникают среди детей постоянно. Именно поэтому тема
нашего разговора сегодня «Не дать сдачи»
Открывается
доска с записанной на ней темой.
Уч.: Сейчас, независимо от того, какое мнение вы имеете по этому поводу, я
попрошу вас исполнить некоторые роли. Итак, первая группа будет
отстаивать точку зрения, что давать сдачи нельзя ни в коем случае. Вам будет
необходимо привести как можно больше аргументов в защиту этой точки зрения. Вторая
группа будет отстаивать противоположную точку зрения и приведет как можно
больше аргументов в защиту мнения, что всегда сдачи давать необходимо. Третья
группа может поделиться друг с другом своим личным мнением по этому поводу,
но главная задача третьей группы в том, чтобы выслушать представителей первой и
второй групп, а потом выработать такую тактику поведения, которая устроила бы
обе первые группы. Ваша цель – примирить две противоположно настроенные
стороны.
Группы
совещаются 5-7 минут, затем представители 1 и 2 групп выступают, основные
тезисы групп вывешиваются на доску.
Уч.: У обеих сторон доводы очень весомые. Та и другая позиция кажется
правильной и понятной. Но мы взрослые люди, родители, и нам нужно объяснить
нашим детям, как правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Дать сдачи или
нет? Поэтому третья группа, взвесив все «за» и «против», попробует предложить
тот вариант поведения, который устроил бы обе стороны, и который мы должны
будем советовать своим детям как единственно правильный.
Третья группа
совещается, и представитель группы зачитывает их общее решение.
Уч.: Согласны ли противоположные стороны с предложенным высказыванием?
Если группы
согласны и считают высказывание достаточным, то это решение принимается как
решение родительского собрания. В противном случае любой представитель 1 и 2
групп может возразить или поправить высказывание 3 группы. Так в споре и
прениях должна появиться мысль, которая устроит всех. Ее принимают за решение
родительского собрания.
Уч.: Теперь я надеюсь, что дома своим детям вы не будете говорить: «Если
тебя обидели, дай сдачи». Мы будем советовать прежде разобраться в ситуации, а
кулаки пускать в ход в последнюю очередь, когда нет другого, мирного выхода. На
прощание я хочу дать вам несколько советов психолога. Вдумайтесь в те
высказывания, которые психологи считают негативными установками. Если хотите
видеть своего ребенка благополучным и успешным, используйте в своей речи
позитивные установки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.