Сценарий районной игры по информатике 7
класс
«Кто
владеет информацией,
тот
владеет миром»
Фрэнсис
Бэкон, философ
Цель:
·
Развитие познавательного интереса к
информатике, расширение кругозора, творческих способностей учащихся и навыков
информационного общения, учащихся в составе творческих групп в ходе подготовки
и проведения игры по информатике средствами применения игровых методик
·
совершенствование теоретических и
практических знаний, умений и навыков учащихся по информатике и ИКТ;
·
создание необходимых условий для выявления
одаренных детей в области информатики и ИКТ, их интеллектуального развития;
·
формирование информационной и
коммуникативной компетентности;
·
углубление знаний;
·
воспитание дружного и сплоченного
коллектива.
Оборудование:
номера для жеребьёвки, листы для записи ответов капитанам,
Ход игры:
1. Приветствие
2. Конкурс
капитанов
3. Путешествие
по маршрутным листам
4. Награждение
4 декабря
День информатики
4 декабря 1948
года - день рождения российской информатики. Заинтересовавшись появившимися в
конце 40-х годов публикациями о цифровых вычислительных машинах,
член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук И.С.Брук становится
активным участником научного семинара, обсуждавшего вопросы автоматизации
вычислительной техники.
Первый в мире цифровой
компьютер с программным управлением, ZUSE Z3 (1941)
В августе 1948
года совместно со своим сотрудником молодым инженером Б.И.Рамеевым (в
дальнейшем известным конструктором вычислительной техники, создателем серии
«Урал») он представил проект автоматической вычислительной машины. В октябре
того же года ими были представлены детально проработанные предложения по
организации в Академии наук лаборатории для разработки и строительства цифровой
вычислительной машины.
4 декабря 1948 г.
Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в
народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение И.С.Бруком и
Б.И.Рамеевым цифровой электронной вычислительной машины.
Это первый
официально зарегистрированный документ, касающийся развития вычислительной
техники в нашей стране. Этот день с полным правом назван днем рождения
российской информатики.
1. Приветственные
слова
Добрый
день уважаемые участники районной игры по информатике «Информашка». Мы впервые
проводим игру для учащихся 7 классов и надеемся, что ещё не раз с вами
встретимся. А сейчас разрешите представить наше уважаемое жюри: (состав жюри)
Сегодня
вы будете соревноваться в нескольких конкурсах
I. Первый
конкурс «Приветствие». Сначала жеребьевка определим, какая команда будет
первой приветствовать нас с вами. (проводится жеребьёвка – капитаны выходят и
выбирают свой номер)
Итак, первой будет
открывать наше мероприятие команда....
Конкурс капитанов
1. Какие устройства обычно используют для ввода информации в
компьютер?
(Клавиатура, мышь)
2. Перевод информации в удобную для передачи или форму
называется…(кодированием)
3. Назовите клавиши удаления символов .
(Delete, Backspace)
4. Какое устройство можно назвать мозгом компьютера?
(Процессор)
5.
Указатель позиции на экране дисплея. (Курсор)
6. Монитор служит для… (вывода
информации)
7.
Взломщик компьютерных программ (Хакер
)
8. Графический способ представления информации (Блок-схема)
9.
Какая
связь между городом в Англии, ружьем калибра 30*30 и одним из элементов
компьютера?(Винчестер)
А сейчас командиры получат
свои маршрутные листы и познакомятся с главными людьми на этих станциях, это
наши учителя информатики.
Станция
|
Ответственный
|
1.
«Эрудит» каб.
|
|
2.
«Тест - интеллект» каб.
|
|
3.
«Кроссвордист – информатик» каб.
|
|
4.
«Дешифратор» (Кодирование
информации)
|
|
5.
«Алгоритмика» каб.
|
|
Станция
«Дешифратор»
Вопрос №1
Известна система кодирования информации с
помощью азбуки Морзе. В сети Интернет
появились «смайлики» с морзянкой на лице.
Читать точки и тире следует в определенной последовательности. С помощью
пяти «смайликов» составь слово и определи, какой фразе оно принадлежит
1) Знание – столь драгоценная вещь, что
его не
зазорно добывать из любого источника.
2) Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет
себя!
3) Человек – это то, что он постоянно
делает.
4) Дорогу осилит идущий.
Ответ: ( Дорогу осилит идущий)
За правильный ответ команда получает (5
баллов)
Вопрос №2
Помоги Цифровичку узнать слово,
закодированное в таблице. Выбирая буквы, указанные последовательно Цифровичком,
определи получившееся слово. Полученное слово
1) точная последовательность действий для
исполнителя;
2) определенный набор команд для
написания программы;
3) правила чтения формулы;
4) описание работы программы.
Ответ: 2
За правильный ответ команда получает (3
балла)
Вопрос №3
Ответ: 4
За правильный ответ команда получает (3
балла)
Вопрос №4
Расшифруй слово, зашифрованное кодом
«пляшущие человечки».
Получившееся слово означает:
1) способ кодирования информации; 2)
код для усовершенствования игры;
3) сленг для общения
хакеров; 4) код для бесплатного Интернет.
Ответ: 2
За правильный ответ команда получает ( 5
баллов)
Вопрос №5
Определи код символа, который хотя бы раз
встречается в каждом слове.
1) 133; 2) 139; 3) 128;
4) такого кода нет.
Ответ: 2
За правильный ответ команда получает (3
балла)
Вопрос 6
Задание
на кодирование текстовой информации
Что нужно знать:
все символы
кодируются одинаковым числом бит (алфавитный подход)
чаще всего используют
кодировки, в которых на символ отводится 8 бит (8-битные) или 16 бит
(16-битные)
при измерении
количества информации принимается, что в одном байте 8 бит, а в одном килобайте
(1 Кбайт) – 1024 байта, в мегабайте (1 Мбайт) – 1024 Кбайта
после знака препинания
внутри (не в конце!) текста ставится пробел
чтобы найти
информационный объем текста I , нужно умножить количество символов N на
число бит на символ K : I=N*K
Задание 5.
В кодировке
Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем
слова из двадцати четырех символов в этой кодировке.
1) 384 бита 2) 192
бита 3) 256 бит 4) 48 бит
Решение
Количество
символов в сообщении - 24, каждый символ кодируется 2 байтами = 16 бит,
следовательно 24 * 16 = 384 бит.
Ответ:
384 бита.
Станция «Алгоритмика»
АЛГОРИТМИКА
Задания,
оцениваемые в 3 балла
1) В
приведенных ниже последовательностях каждый следующий элемент получен по
некоторому строгому правилу (алгоритму). Опишите это правило и продолжите
последовательность, добавляя еще 3 элемента.
а) 1, 1, 2, 3, 5,
8, ...
б) 10, 11, 13, 17,
25, 32, 37, 47,…
в) 2, 3, 5, 9,
17, 33, ...
г) 1, 11, 21,
1211, 111221, 312211, 13112221, ...
д) яа, юб, эв, …
е) о, д, т, ч, п,
…
2)
В
предложенных словах переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее
элемент компьютера.
а) красен
б)
россецорп
в)
перринт
г)
терполт
Задания,
оцениваемые в 4 балла
3)
У профессора Иванова спросили: «Кто изображен на портрете, висящем на сиене?».
Профессор ответил: «Отец изображенного есть единственный сын отца говорящего»
Чей это портрет?
4) Чему равна
самая большая сумма цифр суммы цифр трёхзначного числа?
А. 9 Б. 10 В. 11 Г.
12 Д. 18
5) Жан Кристоф сказал: «День, когда
послезавтра станет «вчера», будет также далеко, как и день, когда позавчера
было «завтра». В какой день недели это сказано?
А. среда Б. четверг В. пятница
Г. понедельник Д. воскресенье
Задания,
оцениваемые в 5 баллов
6) Имеется
некоторое устройство - “черный ящик”, способное преобразовывать информацию по
некоторому правилу алгоритму, который нам неизвестен, но его можно определить,
подавая на вход “черного ящика” информацию и получая на выходе преобразованную
информацию. Например, “черный ящик” работает так:
вход
|
выход
|
0
|
0
|
5
|
2,5
|
20
|
10
|
108
|
54
|
Алгоритм: “черный
ящик” введенное число делит на 2
Опишите
алгоритмы преобразования. Допишите вместо ? выходные значения в таблицах:
a)
вход
|
выход
|
4
|
4
|
10
|
1
|
23
|
5
|
107
|
8
|
8
|
?
|
37
|
?
|
999
|
?
|
б)
вход
|
выход
|
12
|
2
|
301
|
3
|
11
|
2
|
6
|
1
|
49
|
?
|
302
|
?
|
7
|
?
|
Задания,
оцениваемые в 3 балла
1)
В
приведенных ниже последовательностях каждый следующий элемент получен по
некоторому строгому правилу (алгоритму). Угадайте это правило и продолжите
последовательность, добавляя еще 3 элемента.
Ответ:
а) 1, 1, 2, 3, 5,
8, 13, 21, 34, ...- Каждое следующее число получается суммированием двух
предыдущих. Например, 13=5+8
б) 10, 11, 13, 17,
25, 32, 37, 47, 58, 71, 79… - Каждое следующее число получается
добавлением к предыдущему числу суммы его цифр. Например, 58=47+4+7
в) 2, 3, 5, 9,
17, 33, 65, 129, 257, ... - Очередное число равно предыдущему,
увеличенному вдвое, без единицы. Например, 65=33*2-1
г) 1, 11, 21,
1211, 111221, 312211, 13112221, 1113213211, 31131211131221,
13211311123113112211, ... - Очередное число описывает предыдущее, указывая
его цифровой состав. Вместо группы идущих подряд одинаковых цифр, указывается
количество цифр в группе и сама цифра. Например, запись числа 111221 состоит из
трех единиц (31), двух двоек (22) и одной единицы (11). Поэтому следом за
числом 111221 идет число 312211, а за ним 13112221.
д) яа, юб, эв, ьг,
ыд, ъе… - последняя и первая буквы в алфавите, предпоследняя и вторая ….
е) о, д, т, ч, п, ш,
с, в, … - последовательность первых букв названий натуральных чисел: о-
один, д- два, т- три и т.д.
2)
В
предложенных словах переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее
элемент компьютера.
а) красен
б)
срроецопс
в)
пернтри
г)
терполт
Ответ:
сканер, процессор, принтер, плоттер.
Задания,
оцениваемые в 4 балла
3)
У профессора Иванова спросили: «Кто изображен на портрете, висящем на стене?».
Профессор ответил: «Отец изображенного есть единственный сын отца говорящего».
Чей это портрет?
Ответ:
портрет сына профессора Иванова
4) Чему равна
самая большая сумма цифр суммы цифр трёхзначного числа?
А. 9 Б. 10 В. 11 Г.
12 Д. 18
Ответ:
Б. 10 (например, 991: 9+9+1=19 1+9=10 или 649, 819,
937….)
5) Жан Кристоф
сказал: «День, когда послезавтра станет «вчера», будет также далеко, как и
день, когда позавчера было «завтра». В какой день недели это сказано?
А. среда Б. четверг В. пятница
Г. понедельник Д. воскресенье
Ответ: Б.
четверг (следующее воскресенье на таком же расстоянии от четверга, как и
предыдущий понедельник)
Задания,
оцениваемые в 5 баллов
6) Имеется
некоторое устройство - “черный ящик”, способное преобразовывать информацию по
некоторому правилу алгоритму, который нам неизвестен, но его можно определить, подавая
на вход “черного ящика” информацию и получая на выходе преобразованную
информацию. Например, “черный ящик” работает так:
вход
|
выход
|
0
|
0
|
5
|
2,5
|
20
|
10
|
108
|
54
|
Алгоритм: “черный
ящик” введенное число делит на 2
Попробуйте
определить алгоритмы преобразования. Допишите вместо ? выходные значения в
таблицах:
b) Выдает
сумму цифр в числе
вход
|
выход
|
4
|
4
|
10
|
1
|
23
|
5
|
107
|
8
|
8
|
8
|
37
|
10
|
999
|
27
|
б)
Выдает количество цифр в числе
вход
|
выход
|
12
|
2
|
301
|
3
|
11
|
2
|
6
|
1
|
49
|
2
|
302
|
3
|
7
|
1
|
Станция «Эрудит»
Логические
задачи
1. На зимние соревнования из Лас-Вегаса,
Монреаля, Денвера приехали Джессика, Ник и Линда. Ребята занимались разными
видами спорта – фигурным катанием, хоккеем, горнолыжным спортом.
Определите, кто в каком городе живет и
каким видом спорта занимается, если известно, что
1) Джессика не любит хоккей, но хотела бы
принять участие в соревнованиях по своему любимому виду спорта или просто
съездить и посмотреть Монреаль и Денвер;
2) Ник хотел бы поехать на соревнования в
Денвер;
3) Линда плохо катается на коньках.
2. Изготовили 8 совершенно одинаковых
медалей, из которых одна оказалась легче других. Как отделить эту легкую медаль
от остальных при помощи весов без гирь и только за два взвешивания.
3. Как крестьянину перевезти в лодке с
одного берега на другой козла, капусту, двух волков и собаку, если известно,
что волка нельзя оставлять без присмотра с козлом и собакой, собака в «ссоре» с
козлом, а козел «неравнодушен» к капусте? В лодке только три места, поэтому
можно брать с собой не более двух животных или одно животное и капусту.
4. Злая мачеха отправила падчерицу к
роднику за водой и сказала: «Вот тебе 2 ведра, в одно из них входит 9
литров воды, а в другое – 5 литров. Но ты должна принести домой ровно 3 литра
воды». Как должна действовать падчерица, чтобы выполнить это поручение?
5. На острове Ро-ко-ко живет племя,
которое использует только три буквы – А, Б и В. В словах они могут повторяться
не более двух раз. Сколько различных слов у жителей этого острова, если все их
слова – трехбуквенные.
Станция
«Кроссвордист»
Ответьте
правильно на вопросы кроссворда и в вертикальном столбце (выделен жирной
линией) получите слово, означающее один из устаревших видов внешней памяти ЭВМ
(10 баллов)
1. Лицо,
выполняющее алгоритм.
2. Графический
… Paint.
3. Устройство
для вывода информации на бумагу.
4. Место на
диске, где хранится информация.
5. Самое
главное устройство ПК, принимающее и обрабатывающее информацию.
6. Один из
логический элементов.
7. Гибкий
магнитный диск.
8. Один из
основных блоков в составе компьютера, относящийся к устройствам вывода.
9. Устройство
для ввода буквенно-цифровой информации в компьютер.
10. Устройство для
хранения информации в компьютера.
В конце игры
Передача
информации.
Вед1:
Приступим
к заключительному конкурсу. Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один
держит в руке удочку. Другой спрашивает:
-
Ты что, на рыбалку собрался?
-
Да нет, я на рыбалку.
-
А я думал, ты на рыбалку…».
Вед2:
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией
должны существовать приёмник и источник, иначе этот обмен не будет иметь
никакого смысла.
Вед1:
Сейчас
все команды по очереди будут выступать в роли приёмника и источника информации.
Вед2:
А
передавать информацию они будут невербальным способом, то есть с помощью мимики
и жестов.
Вед1: Жюри
оценивает по 5-бальной системе. Капитаны получите задания у жюри.
Задания:
1. Принтер
2. Компьютер
завис
3. Компьютерная
мышь
4. Передача
информации
5. Открытие
программы
6. Сохранение
документа
Награждение победителей и участников
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.