Инфоурок География Другие методич. материалыСценарий открытого музейного урока истории "Вечный огонь нашей памяти" (7-8 классы)

Сценарий открытого музейного урока истории "Вечный огонь нашей памяти" (7-8 классы)

Скачать материал

 

Деркачёва Наталья Анатольевна,

учитель истории МБОУ СОШ №49

 

Сценарий открытого музейного урока истории,

посвящённого 70-летию трагедии в Змиёвской балке.

 

«Вечный огонь нашей памяти…»

Дата и время проведения                             Место проведения:

______   сентября 2012 г.                             военно-исторический музей ЮВО

 

Участники:  учащиеся 7-8 кл., родители, учителя МБОУ СОШ №49,

                    сотрудники военно-исторического музея ЮВО, представители        

                    средств массовой информации.

 

Цель:            познакомить учащихся с трагическими событиями

                    августа 1942 г.  периода второй оккупации гитлеровскими

                    войсками г. Ростова-на-Дону, пробудить интерес к истории

                    Донского края, осознать боль потери  и общую беду            

 Задачи:

  • формировать  стремление  и  умение  объективно  оценивать исторические события, факты;
  • способствовать воспитанию  непримиримого отношения к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества;
  • способствовать формированию основ гуманистического мировосприятия

 

Оборудование:  ноутбук, проектор, большой экран.       

  Дополнительные материалы:

- виртуальная экскурсия «Вечный огонь нашей памяти» (текст экскурсии озвучен);

- фонограмма песни «Священная война».               

                                                                             Эпиграф                                            

                                                               О погибших скорбя

                                                                              в величайшей из войн,

                                                              наша память жива,

                                                                       словно Вечный Огонь…

 

(Начало урока в первом зале Великой Отечественной войны).

      Учитель. Давным-давно отгремели бои, поросли травой окопы, но память людская сохранила имена героев, сражавшихся за наше счастье в те далёкие годы. Помним мы и подвиги безымянных солдат. Сколько их не вернулось с войны. Сколько слёз пролили матери, ожидая домой уже давно погибших сыновей. Война – жестокая, коварная. Она отнимала детство у детей, юность у молодых, покой у стариков. Она разлучала влюблённых, отцов, матерей и детей. Но не могла отнять у них одного: любовь к Родине, желание и стремление жить, веру в своё правое дело.

      Как всегда внезапно ворвалась война в жизнь каждого советского человека.

Фонограмма песни «Священная война».

      Ростов-на-Дону дважды попадал в перекрестье стратегических интересов воюющих армий. Две вражеские оккупации  (в ноябре 1941 г. и с июля 1942 г.  по февраль 1943 г.) нанесли колоссальный ущерб нашему городу. Но сегодня речь пойдёт о трагических событиях августа 1942 г.

Слайд 1.

         Обратите внимание на текст Памятки немецкого солдата:

«…У тебя нет сердца и  нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек».

Нацистская идеология предусматривала официальную  градацию всех наций по степени их "полноценности".  Сознательное преступление против человечества, направленное на прямое истребление целых групп людей, племен, наций, народов по расовым, этническим, политическим или религиозным признакам принято обозначать термином «геноцид». Гитлеровские захватчики во время 2-й мировой войны целенаправленно уничтожали евреев, славян, цыган и др.

В августе 2012 г. исполнилось 70 лет трагедии в Змиёвской балке. За несколько августовских дней 1942 г. немецко-фашистские захватчики уничтожили и захоронили здесь более 27 тысяч человек (военнопленных, коммунистов, комсомольцев, женщин, стариков и детей). Среди погибших – представители разных национальностей, но преимущественно евреи.

(Продолжение урока в историко-лекционном зале).

Слайд 2.

Ведущий 1.

     До Великой Отечественной войны Змиёвская балка располагалась за чертой города. А название своё получила от некогда жившего и владевшего здесь землями помещика Змиева. После войны город разросся и живым кольцом охватил мёртвую балку.  В 1975 г., в год 30-летия Великой Победы на месте, где в 1942 г. были уничтожены тысячи мирных граждан, был возведён мемориал «Памяти жертвам фашизма». На нашем уроке присутствует один из авторов мемориала, скульптор Евгения Фёдоровна Лапко.

 (Виртуальная экскурсия «Вечный огонь нашей памяти…).

Слайд 3.

С высоких холмов, окружающих Змиёвскую балку, видно далеко окрест.

В утренней дымке, чуть подсвеченные розоватыми лучами восходящего солнца, встают у горизонта корпуса фабрик и заводов, высотные кварталы жилых домов.

Слайд 4.

Пробуждается родной Ростов,  встречая утро нового трудового дня.

Слайд 5.

А здесь всегда тишина. Торжественная, приподнятая и печальная…

Слайд 6.

Идут и идут сюда люди.

Слайд 7.

Особенно  же многолюдно здесь бывает в августе и  в  погожие майские дни.

Слайд 8.

Когда память вновь и вновь возвращает нас в тот далекий, победный

май 45-го.

Слайд 9.

День Победы, день радости со слезами на глазах.

Слайд 10.

Ибо нетленна наша память о тех,  кто навсегда остался лежать в этой    

земле, кто не покорился врагу.

Слайд 11.

Подвиги их, светлые образы их навсегда остались в сердцах потомков.

Слайды 12-13.

Ведущий 2.

В Фондах Государственного архива Ростовской области хранится Акт комиссии при Ростгорисполкоме о зверских убийствах мирного населения фашистами и разрушениях в г. Ростове-на-Дону.

Слайд 14.

13 марта 1943 г. Акт и фотодокументы о чудовищных злодеяниях  немецко-фашистских захватчиков в Ростове-на-Дону опубликовала газета «Красная Звезда».

Слайд 15.

Ведущий 1.

 «После занятия Ростова немецкий комендант города генерал-майор Киттель организовал массовое истребление мирных жителей города. Многие сотни граждан были обязаны вместе с детьми явиться на сборные пункты, захватив с собою ценные вещи и трёхдневный запас продовольствия. На сборных пунктах явившихся сажали в грузовики и вывозили за город. В районе Ботанического сада и Зоопарка взрослых расстреливали, а детей отравляли, смазав им губы сильно действующими ядовитыми веществами. По неполным данным, немецкие палачи расстреляли и отравили 15-18 тысяч человек. Среди расстрелянных – заведующий главным отделением 2-й Советской больницы доцент Киршман, врач-терапевт Ипал, юрист Луцкий, заместитель директора завода имени Ворошилова Буняков и его жена, доцент Новиков, его мать – 70 лет, жена и восьмилетний сын, доктор Шершевская, медицинская сестра Симанович, токарь Павловская и другие».

Ведущий 2.

Одним из самых страшных мест тогда была эта Змиёвская балка.

5-6 августа 1942 года советские военнопленные вырыли в Змиёвской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны… Говорят, рвы, которые стали потом общей для евреев и красноармейцев могилой, рыли самые молодые из пленных - 18 - 20-летние комсомольцы. Мальчики...

Слайд 16.

Ведущий 1.

Сюда гитлеровцы привозили мирных жителей, преимущественно еврейской национальности, здесь их пытали и расстреливали. Вместе с евреями в Змиёвке также погибло некоторое число не евреев — членов их семей. Впоследствии там также расстреливали подпольщиков, душевнобольных, военнопленных и других советских граждан. С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 человек к поселку 2-я Змиевка. Здесь каратели и полицейские расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50-60 чел.). Умерщвляли детей.

Слайд 17.

Ведущий 2.

В память о них, об их страданиях и их подвигах в год 30-летия Великой Победы и был воздвигнут этот памятник. Нельзя смотреть на эту скульптурную композицию без чувства горечи и боли о замученных 27 тысячах ростовчан.

Слайд 18.

Здесь всегда царит тишина. Но остановись.  Прислушайся. И ты услышишь крики и стоны людей, плач детей, смертельную дробь пулеметных очередей. Через десятилетия доносит до нас эти страшные звуки наша неугасимая память.

Слайд 19.

Ребенок обхватил колени матери, словно пытаясь спрятаться за нею, женщина, в ужасе воздевшая руки к небу, старик, протягивающий к нам связанные руки.

Слайд 20.

Этот мемориальный комплекс — еще одно напоминание о том страшном, что никогда не должно повториться!

Слайд 21.

В августе 1942 г. в Змиёвской балке был организован лагерь массового уничтожения евреев. Со сборного пункта, находившегося в самом центре города, на углу Будённовского проспекта и улицы Большой Садовой, колонны евреев пешком отправлялись к окраинному поселку, якобы для регистрации и получения документов. На самом деле всех их ждала мученическая смерть.

Слайд 22.

Ведущий 3.

Согласно распоряжению Германского Командования от 4 августа 1942 г. всё еврейское население Ростова в возрасте от 14 лет и старше подлежало личной регистрации в указанных пунктах по месту жительства. Дети в возрасте до 14 лет регистрируются своими родителями или опекунами.

Учитель.

- Скажите, ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «дети»? (Ответы: радость, игрушки, счастье…).

- А, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «война»?

(Ответы: смерть, боль, кровь, разрушения, голод, страх…).

Дети и война. Два несовместимых, взаимоисключающих слова.

Самая счастливая пора – детство. Самая беззаботная пора, самые лучшие воспоминания. С началом Великой Отечественной войны весёлое и беззаботное время закончилось, всё изменилось в одночасье. И чудовищнее всего сознавать, что оккупанты сознательно шли на уничтожение не только взрослого населения, но и ни в чём не повинных детей, многие из которых были вашими ровесниками.

Один из авторов мемориала скульптор Евгения Фёдоровна Лапко вспоминала: «Когда начали разравнивать площадку под памятник, Нашли много человеческих останков – кости, черепа, в том числе и детские. Были и игрушки…».

Слайд 23.

Ведущий 4.

Но возникает вопрос. Почему практически всё еврейское население города добровольно пришло на сборные пункты, не стремилось бежать или прятаться, оказывать сопротивление?

(Ответы учащихся).

Давайте обратимся к тексту Воззвания к еврейскому населению Ростова.

«В последние дни имелись случаи актов насилия по отношению к еврейскому населению со стороны жителей не евреев. Предотвращение таких случаев и в будущем не может быть гарантировано пока еврейское население будет разбросанным по территории всего города. Германские полицейские органы, которые по мере возможности соответственно противодействовали этим насилиям, не видят, однако, иной возможности предотвращения этих случаев, как в концентрации всех ещё находящихся в Ростове евреев в отдельном районе города. Все евреи г. Ростова будут, поэтому во вторник 11 августа 1942 г. переведены в особый район, где они будут ограждены от враждебных актов. Все евреи должны иметь при себе свои документы и сдать на сборных пунктах ключи занятых до сих пор ими квартир. К ключам должен быть проволокой или шнурком приделан картонный ярлык, носящий имя, фамилию и точный адрес собственника квартиры. Евреям рекомендуется взять с собою их ценности и наличные деньги; по желанию можно взять необходимейший для устройства на новом местожительстве ручной багаж. О доставке остальных оставшихся на квартире вещей будут даны дополнительные указания». Всего в Ростове было организовано 6 сборных пунктов.

Ведущий 3.

Никто бы не смог подумать о таком страшном обмане и чудовищных планах оккупационных властей. Обречённые на смерть люди сами пришли к своим палачам.

И всё-таки кому-то чудом удалось спастись. Рассказывают, что, когда вели людей по Кировскому переулку, какая-то быстрая девчушка лет 12 выдергивала из толпы детей и уводила их городскими закоулками. Об этой девочке помнят, но имени ее никто не знает. Но, к счастью, помнят, знают, почитают в Ростове другого "мальчика" тех лет - Михаила Павловича Зирченко, который в годы войны 15-летним спас вместе с отцом более 30 евреев. Благодарный еврейский народ назвал его Праведником Мира...

Слайд 24.

Ведущий 4.

Среди погибших в Змиёвской балке была известный психоаналитик, учёный с мировым именем  Сабина Шпильрейн и её две дочери. Ученица знаменитого немецкого психоаналитика Зигмунда Фрейда Сабина Шпильрейн, как и многие другие взрослые образованные люди, всерьез полагала, что евреев просто эвакуируют. Им невозможно было поверить, что едва ли не самый рациональный в мире народ - немцы - способен на такой фантастически безумный поступок - массовую казнь людей по национальному признаку.

Старики, которые знали немцев по первой оккупации (а в 1918 году немцы  были полгода в Ростове), рассказывали: это были тогда совсем другие немцы. С теми можно было поговорить по-челове­чески, общаться, как с людьми. Те, кто постарше,  говорили: «Не надо поднимать панику. Немцы - куль­турная нация, ничего плохого нам не сделают».

Эти же были звери в человечьем облике. Вот, что творит с людьми нацистская идеология.

Неразрывной цепью связаны между собой слова ненависть, война, убийства.

Слайд 25.

Чтец.

Вот он, страшный овраг, где фашисты чинили разбой.

Группа скорбных фигур – монумент,  будто в небо стремится.

Тишина так строга, и какой-то особый покой...

Я иду не спеша: здесь нельзя, здесь нельзя торопиться. 

У подножия каплей алеют на солнце цветы.

Каплей крови, как символ жестоко оборванных жизней.

Здесь расстреляны светлые чьи-то мечты.

Здесь погибли таланты, что множили б славу Отчизны. 

Я иду не спеша, приближаясь к святому огню.

Тихий ритм метронома сильнее любого набата.

Это павших сердца! Они в душу стучатся мою.

И она светлой грустью сегодня объята.

Наша память жива, наша память нетленна.

Это место священно, это место священно...

                                                                       Ирина Бжиская

Учитель.

Память павших прошу почтить минутой молчания.

Слайд 26.

Учитель.

У вас есть возможность познакомиться с одним из авторов Мемориального комплекса «Памяти жертв фашизма», скульптором Евгенией Фёдоровной Лапко.

(Слово предоставляется Лапко Е.Ф. После её рассказа – ответы на вопросы участников урока).

Учитель.

Человеконенавистническая идеология нацизма. Ненависть. Война. Убийство. Эти понятия словно связаны одной неразрывной цепью, которая тянется через времена и несет в себе только одно – разрушение и смерть. И об этом надо помнить.

И  надо жить так, чтобы подобное Змиевскому расстрелу никогда, ни при каких обстоятельствах не повторилось.

Слайд 27.

11 августа – это день массового уничтожения евреев просто за то, что они – евреи. Сегодня доподлинно известно: в земле Змиевской балке, кроме евреев, лежат и русские, и цыгане, и армяне, и украинцы. И, скорее всего, число 27 тысяч далеко не окончательное. Убитых наверняка много больше. Ведь массовые захоронения уже обнаруживают и за границей комплекса.

Война принесла неисчислимые беды всему многонациональному советскому народу. Главное, что памятную дату отмечало не только еврейское население города, а все ростовчане: люди разных национальностей и разного вероисповедания! Историческая память – вот то, что объединяет всех нас!

 

Источники и литература:

 

1.     Акт комиссии при Ростгорисполкоме о зверских убийствах мирного населения фашистами и разрушениях в г.Ростове-на-Дону. 17 февраля 1943 г. ГАРО. - Ф. Р-3613. Оп. 1. Д. 441.  Л. 1-7.

2.     // Красная Звезда, 13 марта 1943 г.

3.     // Молот,  10 мая 1945 г.

4.     // Молот, 10 мая 1975 г.

5.     // Молот,   23 марта 1985 г.

 

1.     Вдовин М. «Ростов-город, Ростов-Дон…».- Ростов-на-Дону, 2008 г.

2.     Мовшович Е.В. Очерки истории евреев на Дону. –  Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006.

 

Материалы из Фондов школьного виртуального музея.

 

     Интернет-ресурсы:

1.     http://roipkpro.ru

2.     http://holocaust.su/

3.     voopiik-don.ru

4.   schoolmuzeum49.ru ( Раздел: Виртуальные экскурсии) Вечный Огонь нашей памяти

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий открытого музейного урока истории "Вечный огонь нашей памяти" (7-8 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сценарий открытого музейного урока истории "Вечный огонь нашей памяти", посвящённого 70-летию трагедии в Змиевской балке для учащихся 7-8 классов. Цель: познакомить учащихся с трагическими событиями августи 1942 г. периода второй оккупации гитлеровскими войсками г. Ростова-на-Дону, пробудить интерес к истории Донского края, осознать боль потери и общую беду. Задачи: 1) формировать стремление и умение объективно оценивать исторические события, факты; 2) способствовать воспитанию непримеримого отношения к нацизму, как идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества; 3) способствовать формированию основ гуманистического мировосприятия

 

 

                   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

УРОК. Презентация." Достопримечательности Дагестана"
  • Учебник: «География. Экономическая и социальная география мира (базовый и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.
  • Тема: §1. Экономическая и социальная география в системе географических наук
  • 01.10.2020
  • 476
  • 2
«География. Экономическая и социальная география мира (базовый  и углублённый уровни)», Бахчиева О.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 487
    • DOCX 77 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем ДЕРКАЧЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    ДЕРКАЧЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
    ДЕРКАЧЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 835
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе