Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСценарий нравственного классного часа "Женщины и дети под защитой МГП"

Сценарий нравственного классного часа "Женщины и дети под защитой МГП"

Скачать материал

Сценарий нравственного классного часа «Женщины и дети под защитой                      международного гуманитарного права».

 

                 Выбор темы классного часа был  обусловлен встречей на уроке Мужества с участником Великой Отечественной  войны, который до призыва на фронт испытал и голод, и  ужас бомбежек- все тяготы войны. В ходе беседы был задан вопрос об отношении к женщинам и несовершеннолетним детям в ходе войны на оккупированной территории, особенно, если они принимают участие в военных действиях. Так появилась тема классного часа  «Женщины и дети под защитой международного гуманитарного права.

 

Цели:

1. Дать учащимся знания о принципах и нормах гуманитарного права, способствующих пониманию учащимися необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта.                      

2. Воспитыватъ учащихся в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.

                 3. В совместной работе провести поиск истины, смысла собственного существования, добиться, чтобы ребята получили нравственный урок, который станет главной линией поведения во взрослой жизни.

 

Форма проведения: Конференция.

Предварительная подготовка.

1. Класс делится  на 3 группы. Каждая получает домашнее задание.

I. группа - «Жестокое лицо войны» (эпиграф см. ниже).

II. группа - «Источники, сущность и принципы международного гуманитарного права» ( эпиграф см. ниже).

               III. группа  «Защита в условиях военных действий и оккупации

женщин и детей» (эпиграф см. ниже).

 2. Оформление помещения

Эпиграф классного часа «Через гуманизм... к миру».

(Эпиграф классного часа и эпиграфы каждой группы написаны на плакатах или выведены на экран).

 

Ход классного часа.

I. Вступительная беседа классного руководителя.

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от главного порока-воевать. Вооруженные конфликты все более усложняются, техническое совершенствование средств ведения войны идет полным ходом. Растет разрушительная сила оружия, скорость и дальность поражения объектов. Путь к всеобщему миру долог и труден, потому что. если 100-200 лет назад в войнах принимали участие только солдаты, а гражданские лица не страдали, то позднее, особенно, во время второй мировой войны и последующий период, жертвы среди гражданского населения стали превышать потери военных.

 

 

 

 

 

 

 

          Возникает вопрос: подлежит ли поведение находящихся в состоянии войны сторон каким-либо ограничениям?

          Такие ограничения существуют и составляют систему международного гуманитарного права, применяемого в случаях вооруженного конфликта. Следует отметить, что в нашей стране мало кто знает об этой сфере международного права. А ведь  именно от знакомства с нормами и принципами  международного гуманитарного  права как можно  большего числа людей зависит соблюдение этих норм в случае вооруженного конфликта. Вот об этом и будет сегодня наш разговор. Но прежде чем начнем наш разговор, мне хочется предложить вам ответить на  вопрос: какой смысл вложен в  выражение  «Мертвые обязывают живых»? Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами?   

II. Слово учащимся  I группы.

 

Эпиграф группы: «Война - незаживающая рана, которую получил мир» Дж. Б. Пристли

 

Просмотр эпизода из кинофильма «Горячий снег», где идет бомбежка.

Учащимся предлагается выбрать полоски бумаги того цвета, который, на их взгляд, наиболее точно передает краски войны. ( Полоски бумаги заранее лежат на столиках группы).

Полоски прикрепляются к доске, учащиеся определяют, какие цвета преобладают, какие возникают чувства, отражающие сущность войны.

Классный руководитель просит привести примеры, свидетельствующие о жестокости войны.

 

А теперь слово ученикам.                              

  1ученик: Война... Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками   или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.

2ученик: Две мировые войны XX столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В нее было втянуто 1,5 млрд. человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

 

 

 

    3 ученик: В нее было вовлечено 72 государства, примерно 80% населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовало 110 млн. человек. В руины были превращены тысячи городов и сел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофической цифры - 28 млн. человек, что свидетельствовало об особой жестокости войны. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов.

4  ученик: Знакомит со следующими статистическими данными, которые лежат на столе у каждой группы.

 

 

 

За последние 3000 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, и пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего,

Классный руководитель: Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям страдании. Война - это трагедия. Человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые дойной. Еще в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить членных, призывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы, Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, а затем в международное гуманитарное право.

Классный руководитель: Продолжают нашу работу учащиеся II группы.

II группа. «Источники, сущность и принципы международного гуманитарного

Эпиграф группы: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как

птицы, плавать в воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на земле, как люди

Б. Шоу.

1ученик: Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего.

 Принцип «горе побежденным» был основополагающим. Не существовало различия между воинами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками, МНОГИХ из них казнили, а тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство, захваченные города отдавались на разграбление. Со временем отношения к побежденным стало меняться, Жан Пикте в работе «Развитие и принципы международного гуманитарного права» говорит о том, что нормы гуманитарного права, основанные на обычаях, возникли около 2000 г. до нашей эры и приводит следующие факты: «Уже у шумеров военные действия вполне были организованным процессом: с объявлением войны, с возможностями для перемирия». Они имели свод законов, основанный на принципах честности и справедливости, с Х1VV вв. усилилась забота о пленных. Войны XVI в, захлестнувшие Европу, не отличались примерами гуманности, например 30- летняя война,

2ученик: Перелом в отношениях к войне наступил вновь во второй половине XIX века. До середины XIX века соглашения о защите жертв войны

носили случайный характер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности, В сущности, это были чисто военные соглашения, действующие на период конфликта.- Возникновение гуманитарного права, связанное с зарождением Красного Креста, резко изменяло ситуацию. Государства стали тесно связаны универсальным договором, применяемым в любое время и при любых обстоятельствах.

3 ученик: Первым многосторонним письменным договором, заложившим основу развития современного международного гуманитарного права, стала Женевская Конференция 1864 г. В 1859 г, Анри Дюнан проезжал по залитой кровью и пылавшей пожарами Ломбардии, Он прибыл в Сольферино, где весь день шла кровавая битва, и с ужасом увидел, что тысячи раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Под впечатлением этой страшной картины и родилась идея создания МГП и Красного Креста. Через три года он написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой сформулировал два предложения: организовать по всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864 голу в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Эта конвенция была ратифицирована 57 государствами - рекорд для той эпохи. Эта конвенция положила начало современному МГП. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899 г. и 1907 г., где принимала участие и Россия, был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны.

Классный руководитель: Рассмотрим схему «Структура МГП и его принципы»

Женевское право                                                   Гаагское право

I                                                                         I

Гуманитарное право                                               Право войны

I                                                                         I

Охраняет интересы лиц,                             Защищает права и определяет

не принимающих участие                          обязанности воюющих сторон

в боевых действиях                                         в конфликте

Итак, Женевское право - это гуманитарное право, а Гаагское право — право войны.

4 ученик: То, что увидел Анри Дюнан в Сольферино, послужило поводом для создания общества по оказанию помощи раненым и принятие конвенции о защите раненых и медицинского персонала на поле боя. «Отчего нельзя в эпоху мира и спокойствия основать добровольческие общества, которые подавали или

организовывали бы во время войны  помощь раненым и уход за ними усилиями добровольцев, усердных, самоотверженных и надлежащим образом подготовленных к такому труду». Эта идея Анри Дюнана легла в основу создания национальных обществ Красного Креста.

Классный руководитель: 26 октября 1863 г. с участием представителей государств в Женеве открылась Международная конференция. На этой конференции была принята эмблема и возникло движение Красного Креста. Эмблема должна защищать не только раненых на поле боя, но и тех, кто оказывает им помощь. В настоящее время эмблема имеет вид Красного Креста и Красного Полумесяца ( по настоянию мусульман). Девиз Красного Креста и Красного Полумесяца - «Милосердие на поле брани и через гуманизм к миру». Штаб- квартира МКККП- Женева. МКККП удостоен четырех Нобелевских премий. Главная задача- способствовать точному соблюдению международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно нарушений этого права.

Классный руководитель: Переходим к основному вопросу нашего классного часа и предоставляем слово III группе.

Её эпиграф : «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка»                Ф.М. Достоевский

Просмотр отрывка из кинофильма «Ночевала тучка Золотая».

Классный руководитель: В этом отрывке мы увидели смерть невинного ребенка, защита детей постоянно вызывала озабоченность международного сообщества на протяжении XX века. Дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. Вот почему ряд норм международного гуманитарного права направлены на обеспечение защиты детей в условиях вооруженного конфликта. Возникла идея защиты прав ребенка, на это были веские причины.

1 ученик: Идея конвенции о защите прав ребенка не нова.

 Фактически в 1939 г. МККК и международный союз защиты детей составили проект Конвенции о защите детей во время вооруженных конфликтов, но работу пришлось прервать из- за начавшейся войны. В результате, когда в 1939 г. началась вторя мировая война, гражданские лица, включая тысячи детей, оказались без правовой зашиты и по мере расширения военных действии подверглись депортации, арестам, заключению в концентрационные лагеря или «административной эвакуации». МККК обращалась к властям с просьбами о гуманном обращении с гражданскими интернированными лицами. Интернирование- это принудительное задержание одним воюющим государствам граждан другого воюющего государства на время войны. Германские власти рассматривали такие просьбы как вмешательство в их внутренние дела.

Классный руководитель: После войны, в результате состоявшейся в 1949 г. Дипломатической конференции, были приняты четыре Женевские конвенции. IV Женевская конвенция предоставила детям правовую защиту в период международных конфликтов. Обратим внимание на то, что МГП предоставляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту 2-х видов: общую и особую. Что это значит?

2ученик: Общая защита предполагает, что дети гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение.

Особая защита детей предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита и помощь, которые требуются ввиду их возраста. Во врем войны они должны быть защищены от ее тяжелых последствий- утраты связи с семьей, голода, беспризорничества. Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зона. Они имеют право на работу, медицинскую помощь, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью.

3ученик: Детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребенке, что должно облегчить восстановление связи ребенка с родственниками. Если ребенок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной ( вспомним фильм «Помни имя свое»). Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.

Классный руководитель: Таким образом, особая защита детей предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением. Но, к сожалению, одной из проблем является то, что дети непосредственно принимают участие в вооруженных конфликтах, Допустимо ли это?

4ученик: Нет, не допустимо, хотя  мы можем привести массу примеров, за что эти дети были награждены орденами и медалями. Тот же сын полка, пионеры- герои. Ст. 77. пункт 2 Протокола IV Женевской конференции гласит, что «нужно предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15- летнего возраста, не принимали участие в военных действиях». Это связано с тем, что участие детей в вооруженных конфликтах создает смертельную опасность для них самих. Ребенок может сначала совершить поступок, а потом уже раздумывать о его целесообразности. И все же если, вопреки нормам гуманитарного права, дети участвуют в военных действиях, оказываются задержанными с оружием в руках и попадают в плен, то особая защита продолжает действовать. Если ребенок совершил преступление, за которое предусмотрена смертная казнь, то смертельный приговор не приводится в исполнение.

Классный руководитель: МГП признает важность семьи и добивается сохранения семьи во время конфликтов.

5 ученик: Ст. 82 IV Женевской Конвенции гласит: «В течение всего периода интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования. Интернированные могут потребовать, чтобы их лети, оставшиеся на свободе без родительского попечения, были интернированы вместе с ними, т.е. общей обязанностью стороны, участвующих в вооруженном конфликте, является содействие воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта. Если такой возможности нет, то за каждым человеком признается право сообщить о себе членам семьи, где бы они не находились. Справочное бюро на оккупированной территории обязано регистрировать всех, установить личность детей.

Арестованные, задержанные дети должны содержаться в помещениях, отдельно от помещений для взрослых. Беременных женщин и матерей с грудными и малолетними детьми должны содержать в нейтральной стране.

Знакомство учащихся с памяткой «Это не должно повториться»

           09.10.1942г.   г. Ейск. Уничтожены 214 детей из детского дома.            

13.11.1942  г.    Михизеева Поляна. Зверски убиты 207 человек, из них

105 детей.

        Июнь 1942 г. Сожжена чешская деревня Лидица. Уничтожены 82 ребенка в возрасте от 1 года до 16 лет.

05.11.1942  г.  Варшава. 200 сирот во главе с Янушем Корчаком шагнули в печь под дулами автоматов.

Сигнал «SOS»

Только вдумайтесь!

Вслушайтесь!

Классный руководитель:  Одной из особенностей Женевской Конвенции является защита находящихся на территории воюющих государств или на оккупированной ими территории женщин. Кроме общих требований о гуманности предусмотрено, что женщины будут охраняться от всяких покушений на их честь, нравственность.

6ученик: Специальный раздел Конвенции о защите гражданского населения во время войны посвящен правилам обращения с интернированными, т.е. лицами, высланными из места их постоянного проживания оккупирующей эту местность державой. В этом разделе также имеется целый комплекс норм, направленных на защиту женщин и детей. Существенно правило ст. 82 Конвенции, устанавливающее, ч то в течение всего периода интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования, за исключением случаев, когда работа, здоровье или применение наказания не сделают временную разлуку необходимой. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родственного попечения, были интернированы вместе с ними. В тех случаях, когда это окажется возможным, интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении и жить отдельно от других интернированных; им должны быть предоставлены необходимые условия для того, чтобы вести семейную жизнь. В тех случаях, когда в порядке исключения в качестве временной меры необходимо размещать женщин интернированных, не5 являющихся членами какой-либо одной семьи, в том же месте интернирования, что и мужчины, для таких женщин интернированных должны быть предоставлены, в обязательном порядке, отдельные спальни и санитарные установки.

Классный руководитель: Все Женевские Конвенции от 12 августа 1949 г. были ратифицированы всеми странами-членами ООН. Это был значительный успех по сравнению с Конвенцией 1929 г., если принять во внимание, что именно факт нератификации Конвенции некоторыми странами был камнем преткновения и причиной стольких трагедий во Второй мировой войне.

В настоящее время ответственность за преступление нарушения прав женщин как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов может наступить в силу специально регламентирующих эти вопросы международных документов. К этой группе относятся, главным образом, Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио. Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Классный руководитель: Итак, подведем итоги нашего классного часа.

Ваша совместная работа сплотила вас, вы много узнали нового, почувствовали необходимость в знаниях документов Международного гуманитарного права. Сами документы, думаю, вызвали у вас чувство защищенности. Думаю, что все вы получили нравственный заряд, который в идеале станет главной линией поведения во взрослой жизни.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий нравственного классного часа "Женщины и дети под защитой МГП""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Классный час посвящен защите женщин и детей в условиях военных действий и оккупации, причинам появления  первых письменных договоров, заложивших основу развития современного международного гуманитарного права.Актуальной эта проблема стала после Второй мировой войны, в ходе которой больше всего пострадало мирное население.   В результате состоявшейся в 1949 г. Дипломатической конференции, были приняты четыре Женевские конвенции. IV Женевская конвенция предоставила детям правовую защиту в период международных конфликтов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 979 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 369
    • DOCX 119.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лялька Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лялька Людмила Николаевна
    Лялька Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6709
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 760 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 979 человек

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов