Сценарий
литературно-музыкальной композиции, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.
Лермонтова
«Мятежный
гений»
Ведущий: 14
октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта М.Ю.
Лермонтова. Наша композиция посвящена его памяти.
(Звучит музыка.
Исполняется полонез.)
Ведущий: 27
января на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти
Пушкина, 29 января, уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова.
(звучит
стихотворение «Смерть Поэта» в исполнении ученика)
Ведущий: Именно
эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича
Лермонтова.
Ведущий: Ему оставалось
прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать
великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской
войны и так же, как Пушкин, погибнуть на дуэли.
Ведущий: В истории
короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая
неопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.
Лермонтов:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!
Сценка.
Дама: Вы очень
расстроены сегодня?
Лермонтов: У меня
нет причин веселиться, сударыня.
Дама: Право,
Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов: Простите,
у меня дурные предчувствия.
Дама: Вам
нездоровится?
Лермонтов: Нет. Но
у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время
сжимается и вот-вот меня раздавит.
Офицер: Забудьте
эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов: Я не
вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Офицер: Прочтите
нам что-нибудь новое.
Лермонтов: Новое?
Извольте!
Начинает звучать
мелодия Грига“ Песня Сольвейг”.
(Лермонтов читает
стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою»)
Не смейся над моей пророческой
тоскою;
Я знал: удар судьбы меня не
обойдет;
Я знал, что голова, любимая тобою,
С твоей груди на плаху перейдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни
славы
Мне в мире не найти; настанет час
кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший
гений;
И я погибну без следа
Моих надежд, моих мучений,
Но я без страха жду довременный
конец.
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! я им не дорожил.
Ведущий:
Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры:
“презрение рока и предчувствие его неизбежности”.
Поведение поэта в последние
преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.
Звучит музыка
Моцарта “Маленькая ночная серенада”.
Ведущий: Эмилия
Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и
Мартыновым, вспоминает:
«Собралось к нам несколько дам и
мужчин. М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно
разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись
острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова…»
Сценка.
Лермонтов: Смотрите,
кто пришел! Горец с большим кинжалом!
(все смеются)
Мартынов: Сколько
раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!
Лермонтов: Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?
Мартынов: Да. Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х
километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук я буду ждать Вас с
секундантами. Честь имею. (Уходит).
Лермонтов (один)
ходит, думает, садится за стол, пишет письмо (озвучивается):
«Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже
не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым. Сам виноват: не шути с
дураком. Нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не
промахнется. Я понял это по его злобному взгляду».
(Читает наизусть)
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…
Ведущий: А вот
как отзывались о Лермонтове и развивались события в Петербурге, которые
привели к дуэли.
Чтец 1: Поручик
этот все сидит и пишет, прикинувшись больным. А сам развлекается, танцует,
сочиняет пасквильные стихи, в которых поносит порядочных людей. Своим ядовитым
языком житья не дает аристократическому обществу. Надо принять меры.
Чтец 2: Почему
бы и здесь не начать игру, вроде той, что была разыграна в Петербурге с
Пушкиным? В Пятигорске вокруг Лермонтова начинает плестись интрига. Она идет из
дома генеральши Мерлини, связанной с тайными агентами Бенкендорфа. В гостиной
Мерлини шептались: «Раздавить ядовитую гадину!»
Чтец 3: Искали
подставное лицо, которое не подозревая, явилось бы исполнителем задуманной
интриги. Нашли Мартынова. Это воплощенное ничтожество. Товарищ Лермонтова по
военной школе, он хорошо знаком ему чуть не с самого детства. Красив,
самовлюблен, он воображал себя поэтом. Соревнование посредственности с талантом
всегда опасно: оно рождает чувство зависти, которое не останавливается ни перед
чем. Здесь дело идет о гении… Мелкое тщеславие, неудачи по службе – все делает
Мартынова особенно уязвимым. На струнах души такого человека нетрудно играть.
Чтец 1: А по
Пятигорску носится взволнованный Дорохов, убеждает секундантов развести,
разъединить на время противников, чтобы легче было их примирить.
Чтец 2: Опытный
дуэлянт, он знает все средства к примирению и учит этому секундантов. Но и
среди них есть не менее опытный дуэлянт, знаток дуэльного кодекса Столыпин-Монго.
Чтец 3: Лермонтов готов
извиниться, он не будет стрелять в Мартынова. Но секунданты не передают этого
Мартынову. Он, чем дальше, тем больше разгорается, точно кто-то подливает масла
в огонь. О дуэли идут разговоры по городу, и пятигорские власти знают о ней, но
не предпринимают мер, чтобы ее предотвратить.
Ведущий: Вот
явились на место, где надобно было драться.
Сценка. (звук
дождя,грозы)
Лермонтов (взяв
пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову): Мне не приходило в голову
Вас обидеть, все это была одна только шутка, я готов просить у Вас прощения.
Мартынов: Стреляй! (Секундант
подносит пистолеты, разводит противников. Лермонтов не решается выстрелить в
Мартынова). Стреляй!
Ведущий:
Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно. (Звук
выстрела) Но не так великодушен был Мартынов. (Звук выстрела) Сбылись
страшные предчувствия. Рок был неумолим!
Играет музыка из
драмы «Маскарад»
Ведущий: Дождь
перестал. Было темно в саду и в доме. Только за окном трепетала выхваченная из
ночного мрака светом горящей свечи зеленая мокрая ветка. Да билась о черное
стекло летевшая на огонь белая бабочка. А на столе брошен листок с неоконченным
стихотворением. Безмолвно рыдает Левушка Пушкин. Дорохов клянется уничтожить
подлого убийцу…
Ведущий: А наутро
толпа людей осаждает маленький домик. Тело засыпано цветами. Все цветы
Пятигорска несут в дар Лермонтову. Царит скорбь и негодование, как в дни гибели
Пушкина. Возбужденная толпа стоит на улице, заполняет двор. Фигура жандарма не
раз появляется на пороге. Жандарм пытается убедить теснящихся к дому людей, что
убийства здесь не было, что был поединок…
Ведущий: На
следующий день траурная процессия движется к кладбищу на склоне Машука. Гроб
несут представители полков, где служил Лермонтов. И серебрится на солнце рано
поседевшая голова командира Нижегородского драгунского полка Безобразова. Того
самого флигель-адъютанта Безобразова, красавца и богача, который дал пощечину
Николаю 1, сломал свою шпагу, бросил ее ему в лицо, сказал, что не желает
служить подлецу: пользуясь своим положением, царь пытался ухаживать за его
женой. Скандал тогда замяли, а Безобразов был сослан на Кавказ.
Ведущий:
Ропот не умолкает и после похорон. Как и после смерти Пушкина, многие хотят
вызвать убийцу на дуэль. Но он под охраной. И прежде чем Мартынова освобождают
из-под ареста, высылают из Пятигорска всю подозрительную молодежь. Как будто
все затихает, успокаивается. Но шепот молвы продолжается. И чем больше растет
слава поэта, тем больше растет и гнев против его убийц.
Ведущий: А
вокруг Перкальской скалы лесная тишина. Шелестят деревья – свидетели убийства.
А на скале растут большие яркие цветы.
Ведущий: Но не
прикасайтесь к ним: они обожгут вас. Это огненные цветы – ясенец – в них кровь
Лермонтова…
(Звучит музыка)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.