Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСценарий конкурса чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова «Люблю Отчизну я…»

Сценарий конкурса чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова «Люблю Отчизну я…»

Скачать материал

Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова «Люблю Отчизну я…»

 

Цель: развитие навыков выразительного чтения художественных произведений; развитие интереса к литературному наследию М.Ю.Лермонтова.

Предварительная подготовка: оформление книжной выставки, проведение конкурса рисунков, презентация, грамоты для призеров и участников, положение о конкурсе.

 

Ход конкурса:

 

             Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Ты идешь на поле битвы»

 

Здравствуйте, дорогие друзья! 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со Дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Наша встреча посвящена этому событию. Сегодня мы проводим конкурс на самое выразительное чтение стихов Лермонтова. Наш конкурс будет оценивать жюри, в составе_____________________________

     Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

 

Пятнадцатилетний Лермонтов в Москве. Из окна наблюдает поэт разбушевавшуюся грозу: «Ревет гроза, дымятся тучи...» В его творческом воображении возникает темная морская бездна.

 

  Стихотворение «Гроза» прочтет

        Пылкий, восприимчивый, несущий в душе «неземной пламень», Лермонтов рано стал писать стихи и влюбляться. Ему не везло, он не стал счастливым и уверился в своей роковой судьбе, в невозможности личного счастья.     

       Лермонтову было только пятнадцать, он познакомился с семнадцатилетней стройной красавицей Екатериной Сушковой, уже повидавшей свет.Она относилась к Лермонтову покровительственно. Он  пылко в неё влюбился. Но взаимности не было. На паперти он увидел нищего, старого, слепого, с протянутой рукой. Нищий пожаловался, что на днях его ужасно обидели некие проказники, которые насыпали ему вместо денег горстку камней. Это откровение поразило Лермонтова, он сопоставил произошедшее со своими отношениями с Сушковой и увидел сходство. Так родилось стихотворение «Нищий».

 

Стихотворение «Нищий» читает …

Екатерине Сушковой поэт посвятил не одно стихотворение.

 

Стихотворение «Звезда» прочтет…

 В ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем.  Посвящение «Прости! Мы не встретимся боле...» было написано в 1832 го­ду.

 

Стихотворение «Прости! Мы не встретимся боле...» прочтет …

В этом же году было написано еще одно стихотворение, о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора.

 

 Стихотворение  «Я не унижусь пред тобою…» прочтет …

 

Стихотворение «Я не хочу, чтоб свет узнал»  прочтет …

 

 Лермонтов в своем стихотворении «Сон» завершает образ идеальной любви.  Именно эта любовь, которую лишь в смертельном сне, но все-таки успел увидеть главный герой, заставляет по-другому взглянуть на смерть, она уже не представляется для героя такой трагичной. 

 

 Стихотворение  «Сон» прочтет…

Отправившись однажды на прогулку, семнадцатилетний  Лермонтов вышел к побережью и долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».  В образе паруса виден сам поэт, его душа.

 

Стихотворение «Парус» прочтет …

В 1837 году отмечался юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами. Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

               Стихотворение «Бородино» прочтет …

 В стихотворении «И скучно и грустно» поднимается  тема одиночества. Написано оно в 1840 году. Лирический герой говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться,  жизнь его — «такая пустая и глупая шутка...», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Стихотворение прочтет …

В стихотворении «На сервере диком стоит одиноко…» Лермонтов продолжает тему одиночества. Сосна, которая стоит одна в холодном краю, под снегом. Ей холодно, но не физически, у нее замерзла душа. Дереву не хватает общения, чьей-то поддержки, сочувствия.

Стихотворение прочтет …

 Стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу.

 

Стихотворение Тучи» прочтет …

Вечные перемещения во времени и пространстве. Герой Лермонтова на своей родине тоскует о Кавказе, а с Кавказа в снах и в мечтаниях уносится в Россию.  «Мой дом везде, где есть небесный свод» — эти слова удивительно точно передают мироощущение героя, чувствующего себя постоянным странником во Вселенной.

 

Стихотворение «Мой дом» прочтет …

 

Кавказ! Это горный край, суровый и прекрасный. Здесь и сложился окончательный замысел поэмы «Мцыри». В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.       

 

Отрывок из поэмы «Мцыри» (схватка с барсом) прочтет …

 

Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году – «Утес». Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку.

 

Стихотворение «Утес» прочтет … 

 

 

Философские рассуждения были свойственны Лермонтову особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» (1839) посвящено одному из самых сокровенных моментов чело­веческой жизни — молитве. Не случайно здесь звучит лирическая интонация, что скорее неха­рактерно для лермонтовской лирики, пронизанной горечью и отчаяньем.

 

      Стихотворение «Молитва прочтет …

 

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Образ листка как символа изгнанника судьба одинокого, не находящего покой человека.

 

Стихотворение «Листок»

 

Стихотворение «Завещание» Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели.

 

Стихотворение «Завещание» 

 

Наш конкурс подошел к концу. Надеемся, что вы сегодня открыли для себя что-то новое в жизни и творчестве замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, и томик его стихов вы еще не раз возьмете в руки.

Звучит романс «Я верю».

 

Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе чтецов, посвящённом 200-летию М. Ю. Лермонтова.

Общие положения:

Конкурс – соревновательное мероприятие по чтению (декламации) по памяти поэтических или отрывков прозаических произведений М. Ю. Лермонтова. В ходе проведения конкурса выявляются талантливые, артистичные дети-чтецы, способные выразить художественный замысел писателя.

Цель:

 развитие навыков выразительного чтения художественных произведений; развитие интереса к литературному наследию М.Ю.Лермонтова.

 

Предварительная подготовка:

 оформление книжной выставки, проведение конкурса рисунков, презентация, грамоты для призеров и участников, положение о конкурсе.

 

Ответственные:

 учителя русского языка и литературы: Солодовникова С.И., Сбродова С.В.,   Пузина Е.О., Стародубцева А.Н., Погадаева Н.А.; педагог-организатор Хомякова О.Е.

Состав участников:

В конкурсе принимают участие дети трех возрастных категорий:

• дети младшего школьного возраста – учащиеся 1-4 классов;

• дети среднего школьного возраста – учащиеся 5-8 классов;

• дети старшего школьного возраста – учащиеся 9-11 классов.

 

Условия проведения:

Конкурс проводится в рамках предметной недели гуманитарного цикла. Заключительное мероприятие – 18 октября 2014 года в 14.00 часов

 

Критерии оценки качества декламации:

• соответствие произведения тематике конкурса;

• правильное литературное произношение;

• соблюдение средств выразительного чтения - логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоциональная окрашенность выступления;

• использование приёмов театрализации (мимики, жестов, движений);

• использование атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения (декораций, костюмов).

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий конкурса чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова «Люблю Отчизну я…»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова «Люблю Отчизну я…»

 

Цель: развитие навыков выразительного чтения художественных произведений; развитие интереса к литературному наследию М.Ю.Лермонтова.

Предварительная подготовка: оформление книжной выставки, проведение конкурса рисунков, презентация, грамоты для призеров и участников, положение о конкурсе.

 

Ход конкурса:

 

             Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Ты идешь на поле битвы»

 

Здравствуйте, дорогие друзья! 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со Дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Наша встреча посвящена этому событию. Сегодня мы проводим конкурс на самое выразительное чтение стихов Лермонтова. Наш конкурс будет оценивать жюри, в составе_____________________________

     Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

 

Пятнадцатилетний Лермонтов в Москве. Из окна наблюдает поэт разбушевавшуюся грозу: «Ревет гроза, дымятся тучи...» В его творческом воображении возникает темная морская бездна.

 

  Стихотворение «Гроза» прочтет

        Пылкий, восприимчивый, несущий в душе «неземной пламень», Лермонтов рано стал писать стихи и влюбляться. Ему не везло, он не стал счастливым и уверился в своей роковой судьбе, в невозможности личного счастья.     

       Лермонтову было только пятнадцать, он познакомился с семнадцатилетней стройной красавицей Екатериной Сушковой, уже повидавшей свет.Она относилась к Лермонтову покровительственно. Он  пылко в неё влюбился. Но взаимности не было. На паперти он увидел нищего, старого, слепого, с протянутой рукой. Нищий пожаловался, что на днях его ужасно обидели некие проказники, которые насыпали ему вместо денег горстку камней. Это откровение поразило Лермонтова, он сопоставил произошедшее со своими отношениями с Сушковой и увидел сходство. Так родилось стихотворение «Нищий».

 

Стихотворение «Нищий» читает …

Екатерине Сушковой поэт посвятил не одно стихотворение.

 

Стихотворение «Звезда» прочтет…

 В ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем.  Посвящение «Прости! Мы не встретимся боле...» было написано в 1832 го­ду.

 

Стихотворение «Прости! Мы не встретимся боле...» прочтет …

В этом же году было написано еще одно стихотворение, о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора.

 

 Стихотворение  «Я не унижусь пред тобою…» прочтет …

 

Стихотворение «Я не хочу, чтоб свет узнал»  прочтет …

 

 Лермонтов в своем стихотворении «Сон» завершает образ идеальной любви.  Именно эта любовь, которую лишь в смертельном сне, но все-таки успел увидеть главный герой, заставляет по-другому взглянуть на смерть, она уже не представляется для героя такой трагичной. 

 

 Стихотворение  «Сон» прочтет…

Отправившись однажды на прогулку, семнадцатилетний  Лермонтов вышел к побережью и долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Именно после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».  В образе паруса виден сам поэт, его душа.

 

Стихотворение «Парус» прочтет …

В 1837 году отмечался юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами. Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

               Стихотворение «Бородино» прочтет …

 В стихотворении «И скучно и грустно» поднимается  тема одиночества. Написано оно в 1840 году. Лирический герой говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться,  жизнь его — «такая пустая и глупая шутка...», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Стихотворение прочтет …

В стихотворении «На сервере диком стоит одиноко…» Лермонтов продолжает тему одиночества. Сосна, которая стоит одна в холодном краю, под снегом. Ей холодно, но не физически, у нее замерзла душа. Дереву не хватает общения, чьей-то поддержки, сочувствия.

Стихотворение прочтет …

 Стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу.

 

Стихотворение Тучи» прочтет …

Вечные перемещения во времени и пространстве. Герой Лермонтова на своей родине тоскует о Кавказе, а с Кавказа в снах и в мечтаниях уносится в Россию.  «Мой дом везде, где есть небесный свод» — эти слова удивительно точно передают мироощущение героя, чувствующего себя постоянным странником во Вселенной.

 

Стихотворение «Мой дом» прочтет …

 

Кавказ! Это горный край, суровый и прекрасный. Здесь и сложился окончательный замысел поэмы «Мцыри». В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.        

 

Отрывок из поэмы «Мцыри» (схватка с барсом) прочтет …

 

Обратимся к еще одному стихотворению М.Ю.Лермонтова, написанному в 1841 году – «Утес». Это стихотворение высоко ценили критик В.Г. Белинский и писатель М. Горький, его иллюстрировали русские художники, многие композиторы положили его на музыку.

 

Стихотворение «Утес» прочтет … 

 

 

Философские рассуждения были свойственны Лермонтову особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» (1839) посвящено одному из самых сокровенных моментов чело­веческой жизни — молитве. Не случайно здесь звучит лирическая интонация, что скорее неха­рактерно для лермонтовской лирики, пронизанной горечью и отчаяньем.

 

      Стихотворение «Молитва прочтет …

 

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Образ листка как символа изгнанника судьба одинокого, не находящего покой человека.

 

Стихотворение «Листок»

 

Стихотворение «Завещание» Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели.

 

Стихотворение «Завещание» 

 

Наш конкурс подошел к концу. Надеемся, что вы сегодня открыли для себя что-то новое в жизни и творчестве замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, и томик его стихов вы еще не раз возьмете в руки.

Звучит романс «Я верю».

 

Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе чтецов, посвящённом 200-летию М. Ю. Лермонтова.

Общие положения:

Конкурс – соревновательное мероприятие по чтению (декламации) по памяти поэтических или отрывков прозаических произведений М. Ю. Лермонтова. В ходе проведения конкурса выявляются талантливые, артистичные дети-чтецы, способные выразить художественный замысел писателя.

Цель:

 развитие навыков выразительного чтения художественных произведений; развитие интереса к литературному наследию М.Ю.Лермонтова.

 

Предварительная подготовка:

 оформление книжной выставки, проведение конкурса рисунков, презентация, грамоты для призеров и участников, положение о конкурсе.

 

Ответственные:

 учителя русского языка и литературы: Солодовникова С.И., Сбродова С.В.,   Пузина Е.О., Стародубцева А.Н., Погадаева Н.А.; педагог-организатор Хомякова О.Е.

Состав участников:

В конкурсе принимают участие дети трех возрастных категорий:

• дети младшего школьного возраста – учащиеся 1-4 классов;

• дети среднего школьного возраста – учащиеся 5-8 классов;

• дети старшего школьного возраста – учащиеся 9-11 классов.

 

Условия проведения:

Конкурс проводится в рамках предметной недели гуманитарного цикла. Заключительное мероприятие – 18 октября 2014 года в 14.00 часов

 

Критерии оценки качества декламации:

• соответствие произведения тематике конкурса;

• правильное литературное произношение;

• соблюдение средств выразительного чтения - логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоциональная окрашенность выступления;

• использование приёмов театрализации (мимики, жестов, движений);

• использование атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения (декораций, костюмов).

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 448 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3160
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1130
    • DOCX 23.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хомякова Оксана Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хомякова Оксана Евгеньевна
    Хомякова Оксана Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3203
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе