Инфоурок Биология Другие методич. материалыСценарий экологического вечера «Береги свою планету! Береги свою Республику Казахстан!»

Сценарий экологического вечера «Береги свою планету! Береги свою Республику Казахстан!»

Скачать материал

Сценарий экологического вечера

 «Береги свою планету! Береги свою Республику Казахстан!»

 на районном семинаре по экологическому воспитанию

«Атлас экологически неблагоприятных регионов Казахстана»

 

Проводникова Светлана Ивановна – учитель биологии высшего уровня квалификации первой категории

 

 

«Сохранить природу - значит обеспечить

процветание своей страны и всего человечества»

 Н. А. Назарбаев

 

 

Цель: Привить любовь к природе родного Казахстана, готовность сохранять и защищать, понимать закономерности происходящего в ней.

 

Оформление: зал оформлен стендами  «Экологически неблагоприятные регионы Казахстана», «Лик земли казахской», «Волшебное путешествие по стране Казахстан»  с картинками, рефератами обучающихся и высказываниями на экологическую тему

 

На заднем плане сцены плакат земного шара с разноцветными ромашками вокруг   «Өз әлемің – жеріңді сақта! - Береги свою планету!»

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, усилитель звука, микрофоны.  

 

 

 

 

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 

В зале темно. На экране слайд шоу с картинами экологически  неблагополучных регионов Республики Казахстан. На сцену  выходит чтец. Он читает стихотворение С. Михалева «Стон Земли». Звучит тихая классическая музыка.

Ученик 1.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала...

 Плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею

Своим добром сметает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,

- Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясая твердь землетрясеньем

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

 

(В зале включается свет, чтец уходит со сцены, на нее входят двое ведущих.)

 

ведущий: Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар... Огромный старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и кажется, нет этому пути конца...

 

ведущий: Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

 

1    ведущий: Катастрофически сокращаются леса, истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через - 50 лет; угля через 200 лет, железа 250 лет, цинка - 25 лет, свинца через 20 лет.

 

2   ведущий: Концентрация токсических синтетических веществ в сточных промышленных водах, поступающих в естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году (две тысячи сотому году)...

1 ведущий: Только нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

 

2 ведущий:

Наша страна, Казахстан, расположена в центральной части самого большого материка Евразия и находится далеко от Мирового Океана. Поэтому природные климатические условия засушливые, больше полупустынных земель. Под влиянием хозяйственной деятельности человека, использования природных ресурсов ухудшилось экологическое благополучие страны в регионе Аральского моря, на Семипалатинском полигоне, на озере Балхаш, на Каспийском море, на Байконуре.

 

 

 

 

Презентация 1-ой группы учащихся «АРАЛЬСКОЕ МОРЕ»

 

1 ученик.

Гибель Арала - это и реальный факт, и развернутая метафора, и крик боли человека,    для    которого    экология    среды    неотделима    от    экологии    души,    ведь неблагополучие первой неизбежно вызывает распад второй. Послушайте отрывок из романа Роллана Сейсенбаева «Мертвые бродят в песках».

 

2 ученик.

На фоне картин Аральского региона, карты Аральского моря с космоса 

«В РАЙОНЕ СИНЕМОРЬЯ СЕГОДНЯ СЕДЬМОЙ ДЕНЬ БУШУЮТ СОЛЯНЫЕ ураганы. Согласно прогнозам синоптиков ослабления ветра не ожидается. Вышли из строя линии электропередач, размыты железнодорожные пути, прервано автомобильное сообщение. В городах и поселках трудности с питьевой водой, разрушены дома. Спецрейсом в район бедствия прибыли члены Государственной комиссии. Ни один мускул не дрогнул на лице Кахармана он слушал, прислонившись плечом к спинке дивана, безразлично глядя в иллюминатор на течение медленных вод Иртыша. До его ушей доносился гул крана, который наполнял баржу галькой, голоса людей, но все это казалось ему сейчас бессмысленным. Если уж поднялся такой ветер в Синеморье - много он принесет недоброго. Ураган часто меняет направление и способен уничтожить весь урожай в целинных областях, не пощадив и хлопок Узбекистана. Тогда и над Иртышом пройдут соляные дожди... Когда они только что переехали сюда, Айтуган поначалу не верила, что и здесь бывают эти, так называемые, "аномальные осадки". Кахарман лишь горько усмехнулся в ответ: "Неужели ты не понимаешь, Айтуган? Это Синеморье шлет нам свои подарки". - "Значит, беды наших родных краев могут сказаться и за тысячи километров?" - простодушно удивлялась Айтуган. "Да, недуг, который случается в одном конце Земли, обязательно даст знать о себе совсем в другом. Таковы закономерности ПРИРОДЫ. Вот бы так было и в человеческом обществе! Увы, нет этого ".

Справедливость и зло, щедрость и алчность, совесть и бесстыдство, мужество и трусость лишь сменяют и дополняют друг друга...

"Ты все о том же печалишься, Кахарман, - мягко ответила Айтуган. - Раньше я не понимала строчек Абая: "Не будь сыном своего отца, а будь сыном своего народа", -думала: как же такое может быть? А теперь знаю - есть такие люди на земле...»

Нерациональное использование рек Сырдарьи и Амударьи для орашения полей привело к резкому снижению уровня воды в Аральском море, ухудшению природных условий этого региона. Есть опасность превращения Арала в пустыню. Соль со дна высохшего моря поднимается ветром и разносится на другие местности, увеличивая засоленность почвы, что ведет к снижению урожайности и плодородия сельскохозяйственных культур.

Аральское море - первое море в мире уничтоженное людьми.

 

3 ученик

Стихотворение В. Козулина «Сердце средней Азии»

Ты дитя двух матерей великих,

Двух божественных священных рек.

Из каких же побуждений диких

Губит тебя алчный человек?

Ты спасеньем был для всех веками

Окружал тебя цветущий сад.

Только кто-то зверскими руками

Превратил тебя в пустынный ад.

Медленно от жажды умираешь,

О пощаде умолять устал

Как свеча, ты на глазах сгораешь,

 Сердце Средней Азии Арал.

 

Презентация 2-ой группы учащихся «ОЗЕРО БАЛХАШ»

1 ученик

Социальные, экономические и экологические последствия Аральской катастрофы огромны. Аналогичные проблемы могут возникнуть и в регионе Прибалхашья.

Озеро Балхаш расположено в засушливом пустынном районе юго-востока Казахстана. Озеро протянулось с востока на запад на расстоянии в 600 км. Это озеро одно из самых больших не только в Казахстане, но и во всем мире. С момента сооружения Капчагайского водохранилища уменьшилось поступление воды реки Или в озеро Балхаш. Поэтому уровень воды в озере резко снизился. С уменьшением поступления пресной воды увеличилась соленость воды озера Балхаш. Соленая вода озера создала проблемы обеспечения пресной водой жителей прибрежных районов, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство.

Правительством Республики Казахстан создаются программы по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан,   основной целью которой, является приостановление и предотвращение процесса опустынивания на территории республики.

 

2 ученик

Стихотворение Сырбая Мауленова

Если ты человек,

Ты сильнее всего...

Если заморозки,

И сады замело,

Чтоб кусты не поникли вовек,

Позаботься о них.

И живое тепло

Им отдай...

Если ты человек!

Если хочешь,

Чтоб зазеленела скорей

Степь пустынная,

Где ревет суховей,

Чтоб ростки потянулись вверх, -

Ты работой бессонной

Ее обогрей...

Если ты человек!

 

Презентация 3-ой группы учащихся «СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ПОЛИГОН»

 

Фрагмент из фильма «Подарок Сталину», где показан взрыв водородной бомбы.

 

1 ученик

Ядерное оружие несет угрозу людям, страдания и катастрофы. Ядерное оружие, созданное в Советском Союзе, испытывалось на казахстанской земле - на семипалатинском ядерном полигоне. В течение 40 лет на полигоне 470 раз испытывалось ядерное оружие. Из всех ядерных испытаний совершенных на нашей земле, 354 произведены под землей, 87 - в воздухе, 26 - над Землей.

 

2 ученик

Отрывок из рассказа Роллана Сейсенбаева «День, когда рухнул мир».

«И — тихо покачнулась земля. Мне показалось,  что    она — вечная колыбель, баюкающая нас. Но земля внезапно содрогнулась, бешеными толчками била она нас снизу — в ноги, в грудь, в лицо.

Я видел, высунувшись из-под кошмы, - огромный гриб заполнил небо, и огнедышащие всполохи играли невообразимо буйным соцветием красок. Страх и удивление в единый миг сковали мою душу, такого мне и в самом страшном сне не дано было увидеть.

Город Семей - Семипалатинск! Родной, пыльный, малоприметный, с этого дня ты стал известен во всем мире! Семипалатинск... Семей... Невада... Полигон... Атом... Испытания...»

 

3 ученик

Первая атомная бомба была испытана 29 августа 1949 года.

Ядерные испытания наносят большой вред человеку, растениям и животным, разрушают и загрязняют окружающую природную среду. В районах ядкерных испытаний наблюдаются повышенное содержание радиоактивных веществ в почве, воде, воздухе, земле. Радиактивные вещества вредны для растений, животных, человека. Нанесен неповторимый ущерб будущим поколениям человечества. Частились случаи рождения больных, уродливых детей. Из-за отравления воды погибли птицы и рыбы.

 

4 ученик

Отрывок  из произведения РОЛЛАНА СЕЙСЕНБАЕВ «День когда рухнул мир» (инценировка)

Внезапно я вздрогнул. Что-то белое мелькнуло рядом, и мне на колени шлепнулась, жалобно мяукая, грязная ободранная кошка. Я брезгливо стряхнул ее, но она, не обращая более на меня внимания, подошла к бабушке и принялась тереться о ее ногу.

-Да ведь это наша Рыжая! - вдруг осенило бабушку.

И точно. Мы тоже мигом узнали нашу кошку. Бабушка присела на скамейку, и Рыжая устроилась на ее широком подоле. Из полуприкрытых глаз кошки текли слезы.

- Была рыжая, а стала белая, - изумился я.

Ты разве не видишь, что она поседела? - дед сердито сплюнул. - Ох, человек, и стожильный же ты! Не нервы у тебя, а - стальные провода! И что же это делаешь-то? Ведь самого себя губишь, смерть сеешь... И держишь в ладонях не семена, а яд. Даже животное поседело, не вынеся того, что ты творишь... На кого, с чем мы детей и внуков наших оставим? - Дед погладил меня по голове и сказал: - Помяни мое слово! Если и дальше все так же пойдет, человек тихо-тихо, незаметно сойдет с ума. И это может подтвердить тебе любой, в ком еще осталась хоть капля здравого смысла...

Я взял кошку на руки, прижал к груди и стал гладить ее поседевшую шерстку. «Тебе больно?» - спросил я кошку. — «Больно - это не то слово, мне жутко, жутко; мальчик...» -   «Прости, что я сразу не признал тебя». - «Меня сейчас родная мать не узнала бы!

Спасибо бабушке, она у вас умная и наблюдательная...» - Я еще нежнее по гладил ее. Я подумал, что все мы являемся частью живого мира.

- «Мне кажется, я скоро умру, мальчик. Ведь я была ТАМ, и у меня теперь все нутро горит. Кто был ТАМ, тому не выжить, об этом все говорят». - «Тебе страшно?» - «Конечно. Живым всегда страшно...»

 

5 ученик

Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в 1991 году Семипалатинский полигон был закрыт.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ВЕЧЕРА

 

ведущий: Любовь к природе - это любовь к Родине, к своему народу.

От нас всех в целом или от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, плескаться рыбы в чистой воде рек и озер, будет ли над ними синева неба. И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.

 

2   ведущий: Учитывая эти обстоятельства, Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года №1241 одобрена «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы». Настоящая Концепция экологической безопасности разработана исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан 2050»

 

На сцену выходят все участники вечера, в зале гаснет свет, звучит музыка «Замыкая круг»

 

Все вместе заканчивают вечер такими стихами:

 

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

Как парус с морем

Трава с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Давайте, люди,

Любить планету

Во всей вселенной

Похожей нету!

И. Мазин

 

 

Использованная литература:

1.      Бушцева Т.А., Дагель П.С. «Закон охраняет природу»,

2.      М. 1980г.

3.      Израэль Ю.А., Ровинский Ф. Я. «Берегите биосферу», М, 1987г.

4.      Матрусов М.С. «Школа и охрана природы», М, 1976г.

5.      Лик Земли: рассказы о природе Казахстана /Сост. Н.Х. Гарифуллина. Вып.З -

Алма-Ата: «Жылын» 1981г. .

6.      Роллан Сейсенбаев «День, когда рухнул мир», народная библиотека, 2002г.

7.       Роллан Сейсенбаев «Мертвые бродят в песках», международный клуб Абая, Семей 2002г.

8.      Волшебное путешествие по стране Казахстан. - Шымкент: «Шикула и К», 2003г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сценарий экологического вечера «Береги свою планету! Береги свою Республику Казахстан!»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сценарий экологического вечера  «Береги свою планету! Береги свою Республику Казахстан!»   на районном семинаре по экологическому воспитанию «Атлас экологически неблагоприятных регионов Казахстана»

«Сохранить природу - значит обеспечить

процветание своей страны и всего человечества»

Н. А. Назарбаев

Экологические проблемы  Республики Казахстна

     Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам Казахстана привело в 70-х-90-х гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер.
     Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имеются всего три могильника для ядерных отходов и все они располагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990-1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.
     Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.
     Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амурдарьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость воды увеличилась с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.
     Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.
     Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2 139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала.
     В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн. га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1070
    • DOCX 759.1 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Светлана Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Светлана Светлана Ивановна
    Светлана Светлана Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2219
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек