Сценарий представления пословицы «Кто
землю бережёт, тот счастье найдёт» на конкурсе «Русская красавица».
Тематика – экологическая
Основная идея – бережное отношение к земле
Пословицы: «Кто землю бережёт, тот счастье
найдёт»
Звучит русская народная музыка (в исполнении
оркестра русских народных инструментов).
На экране – пейзажи русской природы, церкви на
фоне природы
Выходит участница конкурса.
Отрывок из «Слова о погибели Русской земли»
звучит в исполнении конкурсантки
О, светло светлая
И красно украшенная,
Земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
Озёрами многими,
Реками полноводными,
Горами, крутыми холмами,
Высокими дубравами, чистыми полями.
Дивными зверьми, различными птицами.
Городами великими да сёлами…
Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга…
И на речной равнине блики
Исполнение части куплета песни «Гляжу в озёра
синие»
Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву, зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Не знаю счастья большего,
Чем жить одной судьбой,
Грустить с тобой, земля моя,
И праздновать с тобой.
Русские люди всегда с большой любовью,
почтением, бережно относились к родной земле – матушке – кормилице. Они верили,
что земля даёт человеку счастье, силы, здоровье, защищает в трудную минуту от
врага и невзгод. Горсть родной земли брал с собой каждый, кому предстоял
дальний путь. Земля и её богатства считались священными. Люди верили, что
земля, как живое существо, зимой спит, поэтому её нельзя тревожить. Когда
«оживают» корни растений, просыпаются звери после зимней спячки и птицы
возвращаются с юга, тогда и начинали «кликать», «гукать» весну и будить землю.
Началом весны считался прилет первых перелетных птиц куликов и жаворонков.
Обрядовое действие сопровождалось пением или
выкрикиванием веснянок – специальных весенних песен.
Вот как в Сибири в Томской губернии весну
закликали.
Сценка. Закликание весны.
Ведущий. В день
Сорока мучеников (Сороки) на рассвете женщины выходили за околицу деревни с
хлебом в руках.
Выходят женщины в русских костюмах. В руках
одной из них каравай хлеба на рушнике. Низко кланяются земле.
Все вместе. «Вот
тебе, матушка -землица, матушка-весна, ржаного хлебца».
( Хлеб с давних пор являлся жертвой –
угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы
надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью
Высших сил.)
1 женщина. «Весна!
Что ты нам принесла?
2 женщина. -
Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко – животинушка в поле,
3 женщина. Другое
угодьюшко – с сошкой в поле,
1 женщина Третье
угодье – пчёлки на налете.
2 женщина. Да ишшо
угодьица – миру на здоровьица».
Женщина расстилают новый холст, на который
раскладывают хлеба или пироги. Кланяются. Оставляют хлеб со словами:
Все вместе. «Вот
тебе, матушка землица, вот тебе, матушка весна!»
Ведущий. А вечером
девушки и парни, захватив из дома по «кулику» (печенью в виде птички),
собирались на гумне.
Кто-нибудь из них собирал со всех «куликов» и
прятал их в соломе, после чего все хором начинали закликать весну.
Кулики, кулики куликали,
Весну красную закликали:
Весна-красна! На чём пришла?
- На сохе, бороне, на кривой кочерге.
«Приди к нам, весна, со радостью!
Со великою к нам милостью!
Со рожью золотистою,
Со пшеничкою золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменём усатым.
Со просом, со гречею,
С калиной-малиной,
С чёрной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветочками лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
На жёрдочке, на бороздочке,
На ржаном колосочку,
На пшеничном пирожочку.
Исполнив песню, молодёжь принималась за
поиски своих «куликов», найденных тут же съедали.
Ведущий. Молодёжь
веселилась, водила хороводы, прыгала через костры, сказки сказывала.
Хоровод «Земелюшка – чернозём»
Сказитель или сказительница. А вот послушайте-ка сказку про Крупеничку. Давно это было. Во времена
воеводы Всеслава. Дочка у него подросла Крупеничка. Да такой красавицей стала!
Слава о ней далеко разнеслась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая
мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда её
расспрашивали о красоте Крупенички.
— Никакой красавицы у нас нет! — ворчала она.—
Вон у соседей — у тех, правда, красавицы дочери. А у нас — девица как девица:
таких везде много.
Старые и молодые, бедные и богатые, свои и
чужие— все любили Крупеничку за её доброе сердце. В народе даже песенка про неё
сложилась:
Крупеничка,
красная девица,
Голубка ты наша, радость-сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость.
Летела, летела слава о красоте Крупенички и
долетела до татарского становища, до военачальника Талантая и приказал он своим
слугам похитить девицу и привезти в становище в подарок хану.
Когда шли Крупеничка с мамушкой Варварушкой
купаться в озере; а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой спелая земляника так
и заманивает глубже в чащу. А мамушка всё рассказывает ей про одолень-траву,
что растёт белыми звёздами среди озера: надобно собрать этой одолень-травы и в
пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится — одолень-трава
всякую беду отведёт. И вскрикнуть обе они не успели, как поднялась вдруг перед
ними столбом серая пыль с тропинки, наскочили всадники татарские, схватили они
девицу и исчезли, как сквозь землю провалились.
Мамушка Варварушка с горя много дней
просидела на берегу озера и всё приговаривала: «Матушка, земля родная, укажи
мне дорогу к моей ненаглядной Крупеничке. Одолень-трава, одолей ты мне горы
высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне,
одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!». И вдруг появился седой старичок
– странник, обратил он Варварушку в посох дорожный. Долго ли коротко шли.
Оказались они в татарской стороне и увидели Крупеничку среди красавиц, в
караване, который должен был их доставить хану в подарок хану. Откуда ни
возьмись, у нашего старичка появились сладости всякие, и начал он ими девушек
угощать. Увидел Крупеничку, взмахнул незаметно рукой, и превратилась она в
гречишное зёрнышко. Мамушка Варварушка бросилась на дорогу, схватила зёрнышко и
крепко к сердцу кулачок прижала, и тотчас обернулась посохом дорожным. Никто и
не заметил, как старичок ушёл восвояси.
Так возвратился благополучно старичок на тот
самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой. Кинул он оземь посох
дорожный — и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок
зажата и к сердцу приложена — не оторвёшь. Спросил её старичок:
— Укажи мне: где здесь у вас поле, никогда не
паханное, где земля, никогда не сеянная?
А вот тут, около озера, — отвечает
Варварушка,— поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна: цветёт она, чем
сама засеется.
Взял тогда старичок из рук её гречневое
зёрнышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
— Крупеничка, красная девица, живи, цвети,
молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся —
будь ты всем людям на угоду!
Проговорил — и исчез старичок, как будто ни
когда его здесь и не было. Глядит матушка Варварушка, протирает глаза, будто
спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и
здоровую.
А там, где упало малое зёрнышко, от шелухи его
зазеленело невиданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую
душистую гречу, про которую и теперь, когда её сеют, поют старинную песенку:
Крупеничка, красная девица
Кормилка ты наша, радость-сердце,
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь доброй, всем людям на угоду.
С тех пор на Руси 13 июня (время посева
гречи) - день гречишницы отмечают. А в каждой семье обязательно
изготавливали куклу тряпичную Крупеничку - Зернушку. Её заполняли гречишным
зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу. Люди верили,
что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и
благополучным. Именно Крупеничка принесёт в дом достаток, благополучие и
счастье.
Ведущий 1. - Что всего на свете краше?
- Дедом вскормленная пашня…
Ведущий 2. - Что и радостно, и больно?
- Нянчить хлеб своей ладонью…
- Что же счастьем нам
считать?
- От беды оберегать
Мир в семье, любовь, друг
мой,
И покой земли родной.
Все вместе. А кто
землю бережёт, счастье тот своё найдёт!
Некоторые
стихи о родине.
Милая малая Родина -
Это просторы лугов,
Это тропинки, что пройдены,
Речка в тени берегов.
Лес, что манит к себе ягодой,
Шишкой, грибами манит.
Летом, зимою и осенью
Тянет к себе, как магнит.
В кронах деревьев здесь белочки
На зиму сушат грибы,
А у корней друг за дружкою
Бегают бурундуки.
Милая малая Родина -
Это цветы на лугу,
Голос кукушки из рощицы,
Трель соловья поутру.
Запах и речки, и солнышка,
Запах клубники в лесу.
Хочется выпить до донышка
Всю эту чудо-красу.
Сколько дорог и тропинок
Мне не пришлось бы пройти,
Милая малая Родина,
Краше тебя не найти.
Россия – родина моя!
Судьбы моей исток.
Ты часть меня, я часть тебя:
Ты – русло, я – приток.
Когда дорога не видна,
Когда в душе разлад –
Лишь ты ведёшь меня одна
И не даёшь пропасть.
С тобою путь мой озарён:
С тобой и грусть – светла.
Плыви же, родниковый звон,
Не оставляй меня!..
Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты -
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьём.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Сказка о Крупеничке
(Телешов)
У воеводы Всеслава была единственная дочь по имени
Крупеничка. Шли год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась
Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого отдать её
замуж. Выдавать на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя,
чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с дочерью.
Слава о дивной красавице далеко разносилась
вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась
такой славы и всегда сердилась, когда её расспрашивали о красоте Крупенички.
— Никакой красавицы у нас нет! — ворчала она.—
Вон у соседей — у тех, правда, красавицы дочери. А у нас — девица как девица:
таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на
свою Крупеничку. Знала, что красивей её никого нет; и красивее нет, и добрей, и
милей нет. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие— все любили
Крупеничку за её доброе сердце. В народе даже песенка про неё сложилась:
Крупеничка,
красная девица,
Голубка ты наша, радость-сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость.
Летела, летела слава о красоте Крупенички и
долетела до татарского становища, до военачальника Талантая.
— Гой вы, храбрые воины, удалые наездники!
Покажите-ка мне, что за красавица такая у воеводы Всеслава дочка его
Крупеничка! — сказал Талантай.— Не годится ли она в жёны нашему хану?
Сели тогда на коней три наездника, надели на
себя халаты: один — зелёный, точно трава, другой — серый, точно дорога лесная,
третий — коричневый, как стволы сосен; прищурили хитрые глаза, улыбнулись друг
другу одними углами губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках
и поехали-поскакали с молодецкими криками. А через несколько дней вернулись и
привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок — дивную красавицу
Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в
озере; а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой спелая земляника так и
заманивает глубже в чащу. А мамушка всё рассказывает ей про одолень-траву, что
растёт белыми звёздами среди озера: надобно собрать этой одолень-травы и в пояс
зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится — одолень-трава всякую
беду отведёт. И вскрикнуть обе они не успели, как поднялась вдруг перед ними
столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень
лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зелёный куст.
Подхватили они Крупеничку — и увидала тут мамушка Варварушка, что это был за
зелёный куст; вцепилась она в него что было силы, но хитро извернулся татарин и
выскользнул из своей одежды, злодей.
Варварушка так и повалилась на землю с
зелёным халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно
затмился с горя её рассудок. Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на
простор воды да всё приговаривает:
Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие,
долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне,
одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она как-то над озером да выла и
плакала, как вдруг подошёл к ней прохожий старичок — низенький, тоненький, с
белой бородкой, с сумочкой за плечами — и говорит Варварушке:
— Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не
снести ль кому от тебя поклон?
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем
старичку в ноги и опять заголосила как безумная:
— Одолень-трава, одолей ты злых людей. Лихо бы
на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал старичок и ласково ответил:
— Коли так, будь же ты мне верной спутницей
помощницей! — сказал он
мамушке и взмахнул рукавом над её головою.
И тотчас Варварушка обратилась в дорожный
посох. С ним и пошёл старичок, опираясь, где трудно, раздвигая им в чащах
кустарник, а в селениях отмахиваясь им от собак.
Шёл, шёл старичок и пришёл в татарское
становище, где жил Талантай и где снаряжали сейчас караван для отсылки хану
драгоценных подарков. Отсылали золото и меха, самоцветные камни и снаряжали в
путь-дорогу красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок возле дороги, по которой
пойдёт караван, развернул свой узелок и начал раскладывать для продажи разные
сласти — тут у него и мёд, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам — нет
ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул
над ним рукавом — и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним матушка
Варварушка.
Ну, теперь, матушка, не зевай,— сказал
старичок.— Гляди во все глаза на дорогу: на неё вскоре упадёт малое зёрнышко.
Как упадёт, бери его скорей, зажимай в руку и береги, покуда домой не вернёмся.
Смотри не потеряй зёрнышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот тронулся караван из становища; проходит он
по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и
приветливо покрикивает:
Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники
душистые, орехи калёные!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее
станете!
Увидели их татары, велели сейчас же сластями
красавиц попотчевать. И старики понесли им своё угощение:
— Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни весело
посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
— Кушайте, девицы, кушайте, красавицы!
Ещё издали увидала Крупеничка свою мамушку
Варварушку. Сердце так в груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что
неспроста явилась старуха и неспроста не признаёт её, а идёт к ней словно
чужая: не здоровается, не кланяется, идёт прямо на неё, во все глаза глядит и
только громким голосом твердит одно и то же:
— Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все
стороны раздаёт кому орехов, кому мёду, кому пряников — и всем стало вдруг
весело. Подошёл старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух, в левую
сторону от неё, у всех над головами, целую горсть гостинцев, да ещё горсть, да
ещё горсть, а когда кинулись со смехом ловить да подбирать гостинцы, он взмахнул
рукавом над Крупеничкой в правую сторону — и Крупенички не стало, а упало
вместо неё на дорогу малое гречишное зёрнышко.
Мамушка бросилась за ним на землю, схватила
зёрнышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом —
и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
— Кушайте, кушайте, красавицы, на здоровье!
Отдал он поскорее все остатки, встряхнул пустой мешочек, поклонился всем в знак
прощания и пошёл потихоньку своим путём, опираясь на посох. Татары ему ещё
воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил сразу, что невольниц стало
на одну меньше.
Так возвратился благополучно старичок на тот
самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру
раскинулись зелёные широкие листья и белыми звёздами по воде цвела
одолень-трава. Кинул он оземь посох дорожный — и перед ним опять стоит мамушка
Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена — не оторвёшь.
Спросил её старичок:
— Укажи мне: где здесь у вас поле, никогда не
паханное, где земля, никогда не сеянная?
А вот тут, около озера, — отвечает
Варварушка,— поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна: цветёт она, чем
сама засеется.
Взял тогда старичок из рук её гречневое
зёрнышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
— Крупеничка, красная девица, живи, цвети,
молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся —
будь ты всем людям на угоду!
Проговорил — и исчез старичок, как будто ни
когда его здесь и не было. Глядит матушка Варварушка, протирает глаза, будто
спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и
здоровую.
А там, где упало малое зёрнышко, от шелухи его
зазеленело невиданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую
душистую гречу, про которую и теперь, когда её сеют, поют старинную песенку:
Крупеничка, красная девица
Кормилка ты наша, радость-сердце,
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь доброй, всем людям на угоду.
Информация о Крупеничке.
Прекрасная царевна, взятая в полон
злыми татарами. Желая спастись из Золотой Орды хоть бы и после смерти, девушка попросила о помощи мудрую
старуху — и чародейка обратила ее в гречневое зернышко.
Спрятала его старуха, пошла на Русь. Схоронила она
гречневое зернышко в чистом поле — и начало то зернышко в рост идти, и выросла
из того зернышка греча о семидесяти семи зернах. Повеяли ветры со всех четырех
сторон, разнесли те семьдесят семь зерен на семьдесят семь полей... С той поры
на Святой Руси расплодилась греча.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье.
При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно
хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу
наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничку
доверху наполнить зерном, то следующий год будет сытным и
благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По
внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и
благополучии в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда,
голодают люди в нем, и достаток покинул семью.
Некоторые мысли о природе
Природа
— животные и растения, птицы, благоухающие травы и цветы, воздух, которым мы
дышим, голубое небо над головой с пушистыми белыми облаками, необъятные
океанские просторы, хрустальные горные реки, мир красок, запахов и звуков и
неисчерпаемые недра Матери-Земли, обеспечивающие нашу жизнедеятельность,
—
все это существует, существовало всегда и, как нам кажется, будет существовать
вечно. Но мы жестоко ошибаемся, думая так.
«Мы
называем землю матерью, матушкой, кормилицей, — говорил писатель В. Белов, —
поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно
и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия.
Но произошло отчуждение».
Природа
была и остается единственным и бессменным источником наших материальных и
духовных благ. Пользуясь этим источником, человек даже думать не хотел, что он
когда-то будет исчерпан. Возомнив себя царем природы, человек веками
эксплуатировал ее: вначале выжигал, а потом беспощадно вырубал огромные лесные
массивы, осушал реки, искусственно менял их русла, распахивал огромные
просторы, массово истреблял диких животных.
М.
М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший
о ней, сказал когда-то: «Многие любуются природой, но не многие ее принимают к
сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с
природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». А ведь только
тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он
сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает. И
только тогда почувствует потребность, острую необходимость предотвратить эту
опасность. Каждый из нас способен принести настоящую пользу человечеству,
внести свой вклад в развитие и процветание общества, в дело сохранения
окружающей среды, если он обладает открытой, чистой душой, отзывчивым, чутким
сердцем, светлыми мыслями, искренними чувствами. А таким может быть только тот,
в чьем сердце живет любовь к окружающему нас миру природы.
Так давайте будем
разумными, будем уважать и беречь родную землю, как уважаем, любим и бережем
родную мать!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.