Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские посиделки" (нач. школа)

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские посиделки" (нач. школа)










Конспект внеклассного мероприятия

«Рождественские посиделки»

Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 3 - 4 классов.







подготовила

Изюмникова Любовь Витальевна

учитель начальных классов






























Пояснительная записка 

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности.

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре. Система духовно – нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.
Предлагаемое внеклассное мероприятие проводится в начальной школе с целью углубления и расширения знаний об истории деревенских посиделок, воспитания любви и гордости к "малой родине", сплочению коллектива родителей и учащихся.

Для решения задач воспитания хорошо проводить совместные мероприятия, которые бы заканчивались чаепитием и общением за «круглым» столом. 


Место проведения мероприятия: актовый зал школы.

Форм проведения: театрализованное мероприятие. Сценарий составлен в виде праздничной познавательно-развлекательной программы с использованием компьютерной презентации.

Предназначен для учащихся младших классов. 

Цель: больше узнать об этом празднике и о том, как его празднуют.

Задачи :

1.Привитие интереса к русской культуре,

2.Сохранение традиций и обычаев праздника

3. Привлечение в активную творческую деятельность педагогов, учащихся школы и их родителей.

4.Учить работать с информацией.

5.Воспитание любви, бережного отношения и уважения к народным традициям;

6.Развитие познавательной активности и интереса к народному творчеству и традициям.

Оборудование: зал украшен гирляндами, звёздами, сцена оформлена в виде крестьянской избы, на стенах “образа” с рушниками, у окна стоит прялка, стол накрыт вышитой скатертью, сервирован деревянной расписной посудой, самовар, пряники и баранки, блюда с угощениями. Возле стола с обеих сторон скамьи, на окне стоит красная рождественская свеча, выставка детских творческих работ, ёлка украшена самодельными игрушками. В качестве музыкального сопровождения звучат русские народные песни и народные мелодии. Для проведения игр: лукошки, две пары валенок.


Подготовка к празднику: дети и взрослые готовятся заранее: изучают литературу по теме мероприятия, посещают школьный музей, местный Дом культуры; разучивают колядки, игры, песни; готовят различные лакомства, составляют альбом «Рождественские блюда»; шьют  костюмы.



Ход мероприятия

Сцена представляет собой часть современной квартиры. У телевизора сидит «бабушка», что-то вяжет.

Вбегает запыхавшаяся «внучка».

Бабушка: Что-то ты сегодня задержалась?

Внучка: Да увидела на улице. Они странно себя вели. И одеты непонятно во что одеты: кто зверем, кто чертом, а кто и ведьмой. У многих – мешки в руках. Смеются, толкаются, к прохожим пристают, что-то выпрашивают - хулиганы, наверно.

Бабушка: Вовсе не хулиганы. Ты забыла, что с 25 декабря идут «Святки» — народный зимний праздник. Продолжается он 12 дней. Молодежь ходит толпами под окна домов, просить пирогов и поздравлять хозяев с праздником да выпрашивать подарки.

Хозяева щедрые услышат много добрых пожеланий на весь новый год, ну а если скупые, то желают им разных неприятностей. Потом парни и девчата собираются в одном доме: поют, пляшут, играют, гадают.

Внучка: Бабуля, а ты тоже в молодости ходила?

Бабушка: Ох, и я была когда-то молода! Весело было у нас в эти дни в деревне.

Внучка: Расскажи, пожалуйста.


Меняется обстановка. Имитируется деревенская улица, двор деревенского дома. Звучим шумовое оформление: звуки вьюги , метели , ветра.

Появляются калядовщики, одетые в шубы наизнанку, в костюмах, поют колядки, разговаривают меж собой. Впереди идёт девица «мехоноска»- она несёт кошель для сбора угощения. Затем она и распоряжается дележом сбора.

1.Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели,

В саней коней запрягли,

В путь дорогу вывели,

В сани коней запрягли,

В путь дорогу вывели,

Белый снег заледенили,

Лед на речке замостили,

Ребят в санки усадила,

По колядкам покатили.



Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.


Коляда – моляда!
Ты пришла на двор

Накануне рождества

По снежному полю,

Гулять на просторе!


2. Хозяева небось нас ждут-поджидают, к кому зайдём? Ведь это добрая примета, значит, в новом году этот двор удачлив будет. Вон смотри в окне свеча горит. А есть такой обычай, коли хозяин ждет колядовщиков, он выставляет на окно зажженную свечу.

3, Ребята, давай сначала хвалим дом и его хозяина, потом обещаем удачу в новом году. Потом хвалим хозяйских детишек - сыновей и красных девушек и гостинцев просим.

Стучат в двери, в окна. Хозяева отворяют двери. Колядовщики поют.

Гуси-лебеди летели!

Мы малёшеньки,

Колядовщички,

Мы пришли прославлять,

Хозяев величать!

Иван Иванычу

Жить сто лет!

Хозяюшке Прасковьюшке

Всегда здравьице!

Всем детушкам, зятьям, снохам,

Сыновьям, дочерям –

Боярышням..

А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа!

Рожь ужиниста!

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьём. И бытьём.

И богатством.

Хозяева выносят щедрое угощение.

4.А коли пожадничают хозяева, не дадут вкусного угощенья?

3.(страшным голосом) Тогда споем колядку грозную:

Кто не дает лепешки –

Завалим окошки.

Кто не даст пирога

Сведем корову за рога.

Кто не даст хлеба —

Уведем деда.

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны

5. Ну нет, у нас жадных не водится. Все нас ждут, угощенья готовят, колядовщикам рады.

6. А перед тем как уходить не забудьте осыпать хозяев зернами овса, пожелать им богатого урожая. Все взяли о собой овса?

1. Все, все - мне мама даже сумку специальную сшила для колядок с двумя отделами. В одном овес насыпан, в другом - пока пусто — я туда гостинцы класть буду.

2. Братцы, а куда пойдем?

3. Да вот напротив чья-то хата и красива и богата.

Выходят хозяин с хозяйкой, несут гостинцы и ведут за руки

детей.

- Коляда, коляда. Как пошла коляда накануне Рождества.

- Коляда, коляда, мы ходили, да искали коляду — коляду.

- Мы нашли у Ивана во двору коляду-коляду.

- Открывайте сундучки, подавайте пятачки.

- Хоть блин, хоть сала клин.

- Сею-вею, посеваю, с новым годом поздравляю. С новым годом, с большим родом.

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

- Чтоб здоровы были, много лет жили.

- На Новый год, на ново счастье

Уродилась пшеничка, горох, чечевичка.

На поле копнами, на стол - пирогами.

С Новым годом, с новым счастьем, хозяин, хозяюшка.

- Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю,

Чтоб здоровеньки были, много лет жили.

- Красно солнце в терему — то хозяин сам,

Светел месяц в терему - его хозяюшка.

Часты звездочки - их детушки.

- Коляда пришла, пироги принесла,

С пирогами бублики, с бубликами леденцы —

Угощайтесь, молодцы.

Хозяин. Ну как не наградить таких исполнителей!? Подставляйте шапки, да сумки.

Хозяйка: А вот и мое угощение.

Колядовщики:

Добрые вы, хозяева, желаем вам счастья в доме.

Но ведь счастье не только в сытости и в богатстве.

Настоящий клад - когда в семье лад.

Хозяин: Верно, верно. Хорошая семья — это лучшее, что может быть у человека. Сын у нас мал пока, а вот дочка заневестилась.

Колядовщики:

Ой, ясна-красна калина на лугу,

Еще краше наша девица в дому.

По двору она гуляет,

Словно солнышко сияет.

Смотрят молодцы в светлице:

Кто ты, красная девица?

Может, эта королевна,

Распрекрасная царевна?

И совсем не королевна,

Распрекрасная царевна –

Дочка батюшкина,

Дочка матушкина.

А чтобы за невестой вашей богатые сваты приехали, сыграем в старинную русскую игру «Бояре».

(Колядовщики расходятся по 3 человека направо и налево, встают в линейку лицом друг к другу и переплетают руки. Поочередно идут на 6 шагов вперед, затем на 6 шагов назад.)

1 группа. Бояре, а мы к вам пришли (отходят назад).

Молодые, а мы к вам пришли.

2 группа. Бояре, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

1 группа. Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

2 группа. Бояре, вам какая мила?

Молодые, вам какая мила?

1 группа. Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

2 группа. Бояре, ну берите её,

Молодые, ну берите её.

1 группа. Бояре, ну давайте её,

Молодые, ну давайте её.

(ударяют в ладоши)

Пусть теперь дочка нам песню споет. (Дочка поет песню).

Сын: Мама, пусть и для меня спляшут.

Мама: Правда, позабавьте малыша.

Колядовщики:

Мы покажем тебе русскую народную игру «Петушинный бой». Гляди, встретились двое петухов, да и бой затеяли. Кто из них противника на две ноги поставит, тот и победит.

(Двое колядовщиков надевают на головы шапочки, напоминающие петушиные гребни, хлопают себя руками по бокам, кричат «Ку-ка-ре-ку» ).

1 петух: По двору петух пошел - ко-ко-ко,

Во дворе орех нашел - ко-ко-ко.

Эй, курочки-хохлаточки,

Цыпляточки-ребяточки,

Поскорей ко мне бегите,

Что нашел я, посмотрите.

Не возьму себе орех —

Разделю его на всех.

По крупиночке, по осьминочке.

2 петух: Ко-ко-ко. Это почему ты орех делить будешь?

Я первым его увидел, только поздно подбежал. Значит, мне и делить.

1 петух: Нет, мне делить.

2 петух: Нет, мне!

(Встают на одну ногу, сталкиваются друг с другом.Кто первый опустится на две ноги, тот и проиграл).

Хозяйка: Вот насмешники.

Хозяин: Вот молодцы!

(Колядовщики осыпают всех овсом):

- Уж ты, тетушка, подай!

- Ты лебедушка, подай!

- Ты подай нам пирог

- С рукавичку! чтоб широк.

- Ты начинку не ломай

- Целиком пирог подай.


1 .Ой, доброе дело , братцы, мы делаем: желают каждому дому добра, счастья да удачи.

2. А люди понимают, что к ним с добром идут, песни добрые поют. Значит нам остается пожелать, чтобы впереди весна была теплой, лето горячим, а осень урожайной. (Идут дальше)

На сцену выходят «Бабушка» и Внучка

Внучка: Как весело! Одним словом, настали Святки, затевай колядки. Что ж на этом и заканчивалось веселье?

Бабушка: Нет, внученька, веселье только начиналось. Красны девицы да добры молодцы собирались в большой избе, садились по лавкам, что вдоль стен поставлены, друг на дружку смотрели да беседы вели. Ну, вот совсем как сейчас. А ещё на посиделках молодцы да девицы всякие потехи да забавы придумывали. По – вашему сейчас это называется «конкурсы» или «соревнования». Кто побеждал, тот награды получал, то есть приз. А раньше говорили – угощенье. Кто выигрывал – тот получал мягкий, вкусный бублик. А кто проигрывал – сухую баранку. И в конце посиделок с этими баранками да бубликами все чай пили.


Ведущий: А вы как! От чая с угощеньем не откажетесь? Так надо постараться . заслужить угощенье.

(Ведущий делит присутствующих на две команды. Раздаёт каждой по лукошку для сбора угощения: победит та команда, у которой больше угощения будет в лукошке.)


Ведущий: Для начала поводим хоровод.

Исполняется хоровод «Дуня-тонкопряха». Каждый ребенок по-своему изображает содержание текста. 
Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто. 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! 
Потоньше полена, потолще оглобли, 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! 
Стала наша Дуня на городе ткати, 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! 
На городе ткала, колом прибивала. 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! 
Стала наша Дуня свой холстик белити. 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! 
В речку опустила, речку осушила. 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха! 
Из речки тащила, берег своротила. 
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха!


Далее проводятся игры.

1-ая игра «Сядь по месяцу рождения»

Ведущий: А правила у неё такие. Вот сейчас вы сидите, как сели, А сели вы, кому с кем захотелось, или где место было. Сейчас я трижды в ладоши хлопну, и вы начнёте пересадку. Первым будут те, кто родился в январе, ближе всех к Новому году. За ними февральские сядут, потом – мартовские, и так далее по порядку. Последними места займут, кто в декабре родился. Та команда, которая быстрее справится, получит бублик. А ещё один бублик – той команде, которая выполнит правильнее, которая меньше ошибок допустит. Всё ли понятно? Тогда приготовьтесь, я в ладоши хлопаю. Раз. Два. Три! (Команды получают два бублика – за скорость и за правильность выполнения задания. И утешительный приз баранки получает проигравшая команда).

2 –ая игра

Ведущий: Отгадайте загадку.

На ботинки не похожи,

Но их тоже носят ножки. 

Надевают их зимой, 

Утром – в школу, 

Днём – домой!

Ну, конечно же это –валенки.

И игра у нас будет с валенками.

Объясняет правила. Один валенок одной команде , а другой – второй. По хлопку первый человек в команде должен в валенок сперва одну ногу засунуть. При этом надо ещё и обувь снять. Когда пятка дна валенка достигнет, тут же вторую ногу сунуть в валенок. А первую ногу можно обратно доставать. Когда вторая нога целиком в валенке будет, этот валенок легонько к соседу пододвинуть. Теперь и сосед должен одной ногой в валенок ступить. И получится , что двое в одном валенке греются. И в этот момент, когда 2-е чужих ноги в одном валенке окажутся, эта парочка должна со скамейки встать и сказать громко: «С Рождеством!» Двое в одном валенке обратно на скамейку садятся. Первый свою ногу достаёт, второй же, наоборот, и вторую ногу засовывает; а потом всё повторяется, пока валенок не достигнет крайней ноги крайнего игрока на скамейке. Сначала раздаются валенки для тренировки. Потом начинается игра.

Ведущий отмечает победившую команду бубликом, проигравшую баранкой.


3- ья игра. Сесть в алфавитном порядке по первой букве отчества.

4 – ая игра. Передача колечка , но с условием: без помощи другой руки. Без помощи пальцев. А только с мизинца на мизинец.

5-я игра.

Ведущий: Притомились? Проголодались? Давайте подкрепимся.

И значит это, что все вы сейчас руки за спину спрячете. Я первым из вас ватрушки дам. Вы их зубами прикусите, но совсем не кусайте. Откусить вам их удастся, когда вы зубами соседу ватрушку передадите. Он её тоже прикусит, вот тогда вы свой кусок и откусывайте. А потом прожёвывайте не спеша. А тем временем второй сосед  таким же образом ватрушку третьему передаст. И так до последнего. Не переживайте: ватрушек у нас много. как закончится одна – так я другую вам подам. Вот такая у нас будет вкусная забава! Правила запомнили? Руки спрятали! Начали! А помощники будут держать поднос перед игроками, чтобы ватрушка на пол не упала.

Ведущий подводит итоги. Подсчитывает бублики и баранки в лукошках.


Ведущий: Ой, как время – то бежит. Смеркаться уже начало. А значит и посиделкам конец подходит.

Вот и всё! Это была наша последняя забава. Теперь добры молодцы да красны девицы, считайте баранки да бублики в своих лукошках. Будем победителя выявлять.

Что ж, победить в рождественских потехах большой почёт. Да только и проиграть – невелика потеря. Ведь мы сейчас устроим мы примирительное чаепитие. Так всегда на посиделках было. Все баранки и бублики высыпались в одно большое блюдо, и каждый, кто хотел, лакомился ими, чай прихлёбывая. Да и не только баранками да бубликами. На стол ставили и другие лакомства: пряники, пироги, те же ватрушки. Вот и мы сейчас стол накроем, угощения выставим, самовар согреем. И будем чай пить да с праздником Рождества Христова друг друга поздравлять. А коль захочется, можем и пляски устроить.


Выходят бабушка и внучка.

Бабушка: Вот как, внучка. веселились в старину на рождество. В каждой местности свои традиции.

Внучка: Да, бабуля, интересно было, весело. А ещё какие были праздники?

Бабушка: А об этом мы поговорим в следующий раз. Пора и нам попить чаю.


Ведущий: Вот и вспомнили мы  старину. Знаем, помним ее. Это хорошо. Значит, будем спокойны, наш опыт и знания передадим нашим детям.

Выходят все колядовщики.

1 колядовщик 

Посиделки – вечеринки,
Звезды в праздничной выси.
Это – русские картинки
Нашей жизни на Руси.

2 колядовщик .

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь, 
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: (Все хором) до новых встреч!



Список литературы


1. Ливоненкова, И.С. Сценарий праздника «Рождество» [Текст] : рождественские посиделки / И.С. Ливоненкова // Досуг в школе. – 2010. - №10. – С. 8-11.

2. Максимова, А.С. Рождественская викторина [Текст] / А.С. Максимова // Справочник классного руководителя. – 2011. - № 11. – С. 69-73.

3. http://muzofon.com/dwl2. шум ветра, вьюги

4.Круглый год. русский земледельческий календарь. Составитель А.Ф. Некрылова, М.. издательство «Правда». 1989

4. http://ololo.fm/artist/videos/ Детские Рождественские песни

5. http://podelki.originalhands.ru/images/podelki-akvarelyu-na-rozhdestvo-detskie-risunki-na-rozhdestvo.html http://www.sadiba.com.ua/forum/showthread.php?t=12365&page=2 рисунки на тему Рождество

6. http://cyrillitsa.ru/posts/365-posidelki.html Посиделки


  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 27.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1026
Номер материала MA-072994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»
Курс повышения квалификации
«Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»