Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
I Мотивация к
учебной деятельности
|
Слайд 1. Урок
русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова
|
Личностные УУД
(осмысление внутренней позиции ученика). Результативные УУД (самоорганизация
рабочего места)
|
Пусть сегодня для
нас всех,
На урок придет успех
!
Поприветствуем
гостей
С ними нам вдвойне
теплей.
Пожелайте нам удачи,
И успешности в
придачу !
|
Организация рабочего
места: учебник, тетрадь, карточки, лист с рисунком паруса
|
II Целеполагание
|
Слайд 2. Рисунок
парусника (корабля)
Слайды 3, 4.
|
Познавательные УУД
(актуализация изученных способов действий)
|
На столах у вас
парусники и вы догадались, что мы отправляемся в плавание. Отдать швартовы !
Вперед к знаниям по русскому языку. Все задания на парусах под номерами. Если
вдруг с заданием не справитесь, нужно сделать дырочку на парусе.
Найдите лишнюю
пословицу.
1.Хвастать – не
косить, спина не болит.
2.Язык до Киева
доведет.
3.Не спеши языком,
торопись делом.
|
Ответы детей.
Лишняя пословица
вторая, Суть первой и третьей в том, что слова не должны расходиться с делом.
|
III Чистописание
|
Слайд 5. Море, месяц,
мечта.
Слайд 6.
Слайд 7. Звуки [м] и
[м,]. Буква М м
|
Познавательные УУД
(развитие мыслительных операций)
Личностные УУД
(осознание своих эмоций, интереса к предмету)
|
- Внимательно
прочитайте слова, записанные на доске.
- Если вы догадались,
что общего в этих словах, то назовите букву, которую мы будем писать на
минутке чистописания.
- Давайте запишем
букву М м в тетрадях.
- Дайте
характеристику этому звуку в слове «Море».
- Какой звук в
словах «Месяц» и «Мечта».
Повторить правила
посадки при
|
Ответы детей.
Море, месяц, мечта.
Ответы детей.
- Все слова
начинаются на букву «м».
Учащиеся записывают
число, «Классная работа», буквы М м.
Ответы детей.
- Звук [м] –
твердый.
Ответы детей.
- Звук [м,] – мягкий.
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
|
|
письме.
Показ учителем
элементов буквы.
Самостоятельное
прописывание.
|
|
IV Словарная работа
|
Слайды 8, 9.
Слайд 10.
Слайды 11, 12.
|
Познавательные УУД
(осознание компонентов учебной деятельности)
Познавательные УУД
(осознание изученных способов действий)
Регулятивные УУД
(определение и формылирование цели деятельности)
|
Много с буквами
хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом,
толково
Их построить в
четкий ряд, –
Превратятся буквы в
слово
И с тобой заговорят.
- Составьте из букв
слова.
б а к ь р л о, т ь а
с е с ч, л и н д а, р т е в е, ж т у ж ж и
1.Запишите слово
«Корабль» в уменьшительно – ласкательном значении.
2.Образуйте от
существительного «Счастье» имя прилагательное с помощью суффикса «лив».
3.Запишите слово
«жужжит» с приставкой «за».
4.Запишите слово
«Ветер» в уменьшительном значении.
5.Образуйте от
существительного «Длина» имя прилагательное с помощью суффикса «н».
- С помощью чего вы
образовали новые слова ?
- Выделите эти части
слова, назовите их.
- Кто может
сформулировать тему урока ?
|
Учащиеся составили
слова:
корабль, счастье,
длина, ветер, жужжит.
Словарь: кораблик,
счастливый, зажужжит, ветерок, длинный.
Ответы учащихся.
- С помощью
приставок и суффиксов.
- Суффикс ик,
суффикс лив, приставка за, суффикс ок, суффикс н.
Ответы учащихся.
Части слова.
Образование слов с
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
|
|
|
помощью приставок и
суффиксов.
|
V Сообщение темы и
целей урока
|
Слайд 13.
|
Познавательные УУД
(активизация мыслительной деятельности)
|
- Итак, тема нашего
урока «Состав слова».
Цели: отработать
навык грамотного письма разных частей слова, закрепить умение разбирать слово
по составу.
|
|
VI Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
|
Слайды 14, 15.
|
Регулятивные УУД
(контроль за правильным выполнением действий, аргументация своих суждений)
|
Графический
диктант.
1.Часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2.Изменяемая часть
слова, служит для связи слов в предложении.
3.Главная часть
слова, общая часть родственных слов.
4.Часть слова,
которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Если справились с
заданием ваш парус остался цел, а если нет – то сделайте дырочку.
|
Ответы учащихся у
доски.
¬ □ ᵔ ˄
- Если задание
выполнено неправильно, то на рисунке появляется дырочка.
|
VII Закрепление с
проговариванием во внешней речи
|
Слайд 16. «Чудо –
дерево»
Слайды 17, 18.
|
Познавательные УУД
(активизация мыслительной деятельности)
Коммуникативные УУД
(оформление своих мыслей, аргументация своих суждений)
|
Упражнение «Чудо
– дерево». Работа по вариантам.
Образуйте
родственные однокоренные слова.
У доски работают два
человека.
- Что такое корень ?
- Это слово – слово
корень,
Разрастаться стало
вскоре
И плоды нам принесло
–
Стало много новых
слов.
- Какие слова называются
однокоренными ?
- Разберите слова по
составу.
|
Запись на доске:
I вариант
шум, шумок, бесшумно,
шумный
II вариант
зверь, зверюшка,
зверёк, звериной
Ответы учащихся.
Корень – это главная
значимая часть, общая часть родственных слов.
Однокоренные слова –
это слова, близкие по смыслу, имеют один и тот же корень.
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
Слайд 19.
|
|
- Что такое форма
слова ? Приведите пример.
- Что нужно знать,
чтобы правильно разбирать слово по составу ?
Памятка на странице
136 учебника.
- Вывод:
Помни при разборе
слова, Окончание и основу первым делом находи.
После корня будет
суффикс,
А приставка впереди.
- Подчеркните
орфограмму безударную гласную в словах. Как проверить ?
|
Форма слова:
Шум – шумы, шума.
Зверь – звери,
зверя.
Ответы детей.
Словом «зверь»
|
Физминутка
|
|
Личностные УУД
(формирование правильного отношения к своему здоровью)
|
Задание: если основа
названного мной слова будет состоять только из одного корня – поставьте руки
на пояс, если в слове есть приставка или суффикс – хлопните в ладоши.
|
Мороз, снеговик, лед,
шубка, вьюга, следы, снежки, прокатился, год, заморозки
|
|
Слайды 20, 21.
Слайд 22.
|
Познавательные УУД
(активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)
Регулятивные УУД
(формулирование цели деятельности и выводов с помощью учителя)
|
Упражнение
«Третий лишний». Работа в парах.
Холод, холмик,
холодный.
Лист, лисица,
лисенок.
Моряк, море, морж.
Лось, лосось,
лосенок.
- Зачеркните слово,
которое не является однокоренным, а в однокоренных словах обозначьте корень.
- Как проверите
орфограммы ?
- Проверьте свою
работу.
Оцените на
паруснике.
|
Ответы детей.
Холмик
Лист
Морж
Лосось
Корень «холод»
Корень «лис»
Корень «мор»
Корень «лось»
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
Слайд 23.
Слайд 24.
Слайд 25.
Слайд 26.
|
Коммуникативные УУД
(оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация
своих суждений)
Познавательные УУД
(активизация
мыслительной
деятельности, ориентирование в условных
|
- Поплыли дальше.
Работа в группе.
- Образуйте в
группах по три однокоренных слова.
1 группа –лёд–
2 группа –гость–
3 группа –боль–
4 группа –соль–
5 группа –бег–
- При проверке
каждый называет свое слово и часть слова с помощью которой оно образовано.
Схема: ключевое
слово (корень) – предмет – признак предмета – действие предмета.
- Запишите в
тетрадь, выделите корень слова.
- Отметьте на
паруснике правильность выполнения задания. Сделайте вывод, с помощью чего
можно образовать новые слова.
- Что такое
приставка ?
- А кто бы нам
узнать помог,
Где приставка, где
предлог ?
- Как пишутся
приставки со словами ? А предлоги ?
Упражнение
«Приставка или
предлог ?» (по
вариантам).
(за)домом,
(за)смеяться,
|
Ответы детей.
1 группа лёд, льдина,
ледяной, леденеть
2 группа гость, гостиница,
гостевой, гостить
3 группа боль, больница,
больной, болеть
4 группа соль,
солонка, соляной, солить
5 группа бег, бегун,
беглый, бегать
Ответы учащихся.
- Новые слова
образуются с помощью приставок и суффиксов.
- Перед корнем есть
приставка.
Слитно пишется она.
А при помощи
приставки
Образуются слова.
- Приставки со
словами пишутся слитно, а предлоги раздельно.
Между предлогом и
словом можно вставить другое слово.
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
Слайд 27.
Слайд 28.
Слайды 29, 30, 31.
|
обозначениях методом
сравнения)
Проблемный вопрос
Познавательные УУД
(активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)
Познавательные УУД
(умение следовать образцу и правилу)
Регулятивные УУД
(осмысление выделенных педагогом ориентиров
|
(за)окном, (за)кон,
(за)морский, (за)прятал, (за)мной, (за)работок
- Обозначьте
орфограммы.
I вариант II вариант
за_домом
засмеяться
за_окном
заморский
за_мной
запрятал
заработок
- Что вызвало
затруднение ?
- Для того, чтобы
правильно определить приставку, нужно определить корень.
- Почему не записали
слово «закон» ?
Слово «закон» не
записываем. В нем нет приставки.
- Что такое суффикс
?
- За корнем суффикс
Обогрел местечко.
Не словом угодил,
А лишь словечком.
Упражнение
«Выборочный диктант».
- Запишите
однокоренные слова, выделите знакомые суффиксы.
Работа по
учебнику.
- Выполним
упражнение 199 на странице 135.
Задание: запишем
слова, состоящие из этих частей. Разберите слова по составу.
Взаимопроверка в
парах.
Оцените работу на
парусниках.
Упражнение
«Одиночное плавание». Орфография в раз-
|
Ответы детей.
Суффикс – часть
слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Ответы учащихся.
Рыба, рыбака, рыбки,
рыбный, рыбалка, рыбищу, рыбёшка, рыбачок, рыбку, рыбёшечка, рыбацкие.
Ответы детей.
Верхушка, вершина,
верхний.
Поддельный, сделка, деловой, сдельный.
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
Слайд 32.
Слайд 33.
|
действия в новом
учебном материале)
Познавательные УУД
(умение с большей доли самостоятельности работать по алгоритму)
|
ных частях слова.
- «Левый борт» - I вариант.
- «Правый борт» - II вариант.
- «Левый борт»,
махните мне левой рукой. «Правый борт», моргните мне правым глазом. Море
штормит. Если будете поворачиваться, корабль перевернется. Я диктую каждому
борту по одному слову. Итак, поплыли !
- Записываем слова в
строчку, через запятую. Комментируем ответ.
Учитель диктует
слова: пешеход, ключик, зубки, лесник, сделка, тропинка, погрузка, завязал,
моряк, вьют.
- Проверьте
написанное. Сделайте вывод. В каких частях слова могут встретиться орфограммы
? Какие орфограммы можно проверить ? Какие нужно запомнить ? Кто допустил
ошибки, сделает дырочку в паруснике.
|
Ответы детей.
I вариант: пешеход,
зубки, сделка, погрузка, моряк
II вариант: ключик,
лесник, тропинка, завязал, вьют
Ответы детей.
В разных частях
слова
Орфограммы корня
Орфограммы приставки
и суффикса
|
VIII Итог урока.
Рефлексия дея-
|
|
Познавательные УУД
(выведение общего правила)
Регулятивные УУД
(проявление самостоятельности в разных видах деятельности)
|
- Пора подвести
итоги и сделать выводы.
- Для чего нужно
знать части слова ?
- Какое задание было
самым трудным ? А какое задание было самым интересным ? Какое задание
запомнилось ?
|
Ответы учащихся.
Чтобы образовывать
новые слова,грамотно их писать, проникать в историю слова – этимологию,
развивать речь
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
тельности
|
Слайд 34.
Слайд 35.
Слайды 36, 37.
Слайд 38.
|
Личностные УУД
(оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД
(формирование умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность
своих товарищей)
|
- Но одно задание
осталось не выполненным. За это плавание вы многому научились и можете
выполнить его самостоятельно, а сложность выбрать – по цвету. Красный цвет –
сложное, зеленый цвет – легкое.
Индивидуальное
задание.
Красный цвет –
шарада.
Корень мой находится
в «цене».
В очерке найди
приставку мне.
Суффикс мой в
«тетрадке» все встречали.
Вся же – в дневнике
я и в журнале.
- Определите части
слова.
Зеленый цвет.
- Кто рыбачит на
реке с тонкой удочкой в руке ?
- Оцените это
задание.
- Для чего нужно
знать состав слова ?
- Пострадал ли ваш
парусник в пути ? Если нет ни одной дырочки – вы справились отлично со всеми
заданиями. А если дырочки есть, то вам придется заштопать парус, то есть
сделать работу над ошибками.
- Молодцы. Наконец
наш корабль приплыл к острову зна-
|
Учащиеся выполняют
индивидуальное дифференцированное задание
Ответы учащихся.
Оценка
Рыбак
Ответы учащихся.
Вывод: состав слова
необходимо знать для того, чтобы определить вид орфограммы и способ ее
проверки.
|
Этапы урока
|
№ слайдов
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учеников
|
|
|
|
ний. Дети на этом
острове получают только хорошие оценки и радуют взрослых своими успехами.
- Спасибо за урок !
|
|
IX Домашнее задание
|
Слайд 39.
|
|
Страница 135,
упражнение 200.
Дополнительное
задание: сочинить сказку про части слова.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.