МБС(К)ОУОВОВЗ «Специальная
(коррекционная) начальная школа – детский сад IV вида № 58»
Рассмотрено Рассмотрено
Утверждаю
На педагогическом совете На
заседании МО Директор В.Л. Сураго
___________________
протокол №___1_______ протокол
№_1______ приказ №_139_______
От « 30 »августа 2013 г От
«29 »августа 2013г. От «30 » августа 2013г.
Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школа общения»
Педагог-психолог:
Петровская О.А.
I кв. категория
Череповец
2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов
образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной,
ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно
успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является
развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность
ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели
разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения,
предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная
деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является
составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в
1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и
культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и
совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие
ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого,
сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально –
психологической группы.
Для большинства детей,
испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с
окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою
вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно
разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим
коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки
адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана
способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их
социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение
групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным
временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только
получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных
способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы
уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому
проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому
тестированию.
Курс
предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей,
учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы
взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные
уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей,
увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера,
если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать
достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение –
самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью,
исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей
окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от
человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной
инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление
человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется
будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и
навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
·
обучение навыкам общения и сотрудничества;
·
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и
культуры поведения;
·
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
·
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей,
формирование личности.
·
формирование
устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность
школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность
это осуществить.
Программа рассчитана на
34 занятия в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные
принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической
комфортности);
б) культурно - ориентированные
принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции
знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные
принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения
деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации
к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от
совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
·
Беседы
·
Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
·
Рассказ ы педагога и детей
·
Чтение художественных произведений
·
Упражнения подражательно - исполнительского и творческого
характера
·
Сочинение историй
·
Наблюдения
·
Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ
заданных ситуаций импровизации
·
Дискуссии
·
Исследования
·
Коллективные творческие дела;
·
Смотры-конкурсы, выставки
·
Тренинги общения
· Наблюдение учащихся за событиями в городе,
стране
· Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
· Просмотр и
обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать
следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные - обеспечивая умения
решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в
ограниченное время;
познавательные - при необходимости
извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
коммуникативные - при использовании
диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения
аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои
выводы;
личностные - при выборе тематики
занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном
возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном
обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
1.
Опрос
2.
Наблюдение
3.
Диагностика:
·
нравственной самооценки;
·
этики поведения;
·
отношения к жизненным ценностям;
·
нравственной мотивации.
4.
Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и
ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной
активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои
суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание,
творческая работа);
- соблюдение
культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности,
взаимопомощи, сочувствия,
сопереживания;
-
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
-
создание условий для реальной социально
ценной деятельности и обеспечение формирования реально
действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование
полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая
характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное
понимание необходимости следовать
им;
- объективная
оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки
зрения соответствия нравственным
ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно
оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность
самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного
поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование 1 класс
Раздел
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Правила поведения в школе
|
1
|
Диагностика
|
1
|
|
2
|
«Давайте
познакомимся»
|
1
|
|
3
|
«Мы-первоклассники»
|
2
|
|
4
|
«Я и мои
одноклассники»
|
1
|
|
5
|
«Все мы разные»
|
1
|
|
6
|
«Чем мы похожи и
чем отличаемся»
|
1
|
|
7
|
«Копилка добрых
дел»
|
1
|
|
Мир моих чувств и эмоций
|
8
|
«Мое имя»
|
1
|
|
9
|
«Мое настроение»
|
1
|
|
10
|
«Мои чувства и
эмоции»
|
1
|
|
11
|
«Как выразить
негативные эмоции: злость, обида»
|
1
|
|
12
|
«Как выразить
негативные эмоции: страх, вина, стыд».
|
1
|
|
13
|
«Моя семья»
|
1
|
|
14
|
«Мимика и жесты»
|
1
|
|
Поведение в общественных местах
|
15
|
«Правила поведения
в общественных местах: транспорт»
|
1
|
|
16
|
«Правила поведения
в общественных местах: музей»
|
1
|
|
17
|
«Правила поведения
в общественных местах: библиотека»
|
1
|
|
18
|
«Правила поведения
в общественных местах: театр»
|
1
|
|
19
|
«Правила поведения
с гостями, в гостях, приглашение гостей»
|
1
|
|
20
|
«Искусство делать,
дарить и принимать подарки»
|
1
|
|
«Познаю себя»
|
21
|
«Я-неповторимый
человек»
|
1
|
|
22
|
«Как стать
прилежным и старательным»
|
1
|
|
23
|
«Мои достоинства»
|
1
|
|
24
|
«Я горжусь»
|
1
|
|
25
|
«7 моих Я»
|
1
|
|
26
|
«Посеешь
характер-пожнешь судьбу»
|
1
|
|
27
|
«Мои недостатки»
|
1
|
|
28
|
«Как превратить
недостатки в достоинства»
|
1
|
|
29
|
«Я глазами других
людей»
|
1
|
|
30
|
«Мой класс-мои
друзья»
|
1
|
|
|
31
|
«Что мы узнали и
чему научились»
|
1
|
|
|
32
|
Диагностика
|
1
|
|
Тематическое планирование 2 класс
Раздел программы
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Я среди других людей
|
1
|
Диагностика
|
1
|
|
2
|
«Мы-второклассники»
|
1
|
|
3
|
«Мальчики и
девочки»
|
1
|
|
4
|
«Сходство и
различие»
|
1
|
|
5
|
«Посеешь
характер-пожнешь судьбу»
|
1
|
|
6
|
«Каким я себе
нравлюсь?»
|
1
|
|
7
|
«В дружбе-сила»
|
1
|
|
8
|
«Учимся общаться»
|
1
|
|
Самопознание
|
9
|
«Мои интересы и увлечения»
|
1
|
|
10
|
«Путешествие по
русским народным сказкам»
|
1
|
|
11
|
«Мой портрет в
лучах солнца»
|
1
|
|
12
|
«Сказка о
Горошинке»
|
1
|
|
13
|
«День рождения»
|
1
|
|
Культура общения с окружающими
|
14
|
«Наши права
обязанности»
|
1
|
|
15
|
«Вежливые слова»
|
1
|
|
16
|
«Хорошие манеры»
|
1
|
|
17
|
«Ты и твои друзья»
|
2
|
|
19
|
«Плохо одному»
|
2
|
|
20
|
«Помни о других –
ты не один на свете»
|
1
|
|
Мирмоих чувств и эмоциЙ
|
21
|
«Эмоции и
поведение»
|
2
|
|
22
|
«Путешествие в
страну эмоций»
|
2
|
|
23
|
«Что мешает
общению»
|
2
|
|
24.
|
«Саморегуляция»
|
1
|
|
25
|
«Самоконтроль»
|
1
|
|
26
|
«Способы справиться
с негативными эмоциями»
|
2
|
|
|
27
|
«Творческое занятие
«Я в различных жизненных ролях».
|
1
|
|
|
28
|
Диагностика.
|
1
|
|
Тематическое планирование 3 класс
Раздел программы
|
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
|
1
|
Диагностика
|
1
|
|
Учимся дружить
|
2
|
«Мы-третьеклассники»
|
1
|
|
3
|
«Ты и твои друзья»
|
1
|
|
4
|
«Ищу друга»
|
1
|
|
Я- владелец своих эмоций
|
5
|
«Я и мое
настроение»
|
1
|
|
6
|
«Я могу управлять
своим настроением»
|
1
|
|
7
|
«Как выразить свои
эмоции»
|
1
|
|
8
|
«Эмоции. Общение.
Поведение»
|
1
|
|
Встречи с самим собой
|
9
|
«Что я знаю о
себе?»
|
1
|
|
10
|
«Что знают обо мне
окружающие?»
|
1
|
|
11
|
«Мой портрет в
лучах солнца»
|
1
|
|
12
|
«Мои друзья»
|
2
|
|
13
|
«Наш класс»
|
2
|
|
Я среди других людей
|
14
|
«Наши права и
обязанности»
|
1
|
|
15
|
«Застенчивость и
неуверенность в себе»
|
1
|
|
16
|
«О чем говорят наши
жесты»
|
1
|
|
17
|
«Доверие в общении»
|
1
|
|
18
|
«Умею ли я
слушать?»
|
1
|
|
19
|
«Чем уверенность
отличается от самоуверенности»
|
1
|
|
Вежливая речь
|
20
|
«Правила хорошего
тона»
|
1
|
|
21
|
«Употребление
вежливых слов в общении»
|
1
|
|
22
|
«Этикетные диалоги,
речевые привычки»
|
1
|
|
23
|
«Искусство делать
комплименты»
|
1
|
|
24.
|
«Вежливый отказ»
|
1
|
|
25
|
«Портрет культурного
человека»
|
1
|
|
Правила и законы общения
|
26
|
«Стили общения»
|
1
|
|
27
|
«Что такое
конфликт?»
|
1
|
|
28
|
«Конфликтные
эмоции»
|
1
|
|
29
|
«Стили поведения в
конфликте»
|
1
|
|
30
|
«Звездная карта
жизни»
|
1
|
|
|
33
|
Диагностика
|
1
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.,
1988.
2.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной
деятельности у детей.— М.,1999.
3. Васильева-Гангус Л. «Азбука
вежливости», М., 1984;
4.
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры
общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
5.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва,
2000.
6.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
7. Лаврентьева Л.И. «Школа и
нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5,
2004.
8.
Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
9.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего
школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4
классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
10. Савова М.Р.
Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
11. Сорокоумова Е.А.
Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
12.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной
культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
13.
Я в мире
людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
14. Интернет-ресурсы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.