Сценарий
праздника «Путешествие по стране «Самопознания»
Место
проведения: Молодежная неполная средняя школа
Подготовила:
Ахметова С.Р.
Цель:
формирование нравственно-духовного воспитания через новую учебную дисциплину
«Самопознание» — источник духовности, нравственности, совести, добра, уважения,
честности, долга в жизни каждого человека.
Оборудование:
аудиокассеты с записью детских песен
Звучит
праздничная музыка.
Вед.
:Қайырлы күн, қымбатты достар, ата – аналар, құрметті қонақтар!Бүгінгі
мектебіміздің кең залында Сіздердің келулеріңізге өте қуаныштымыз.
Вед.
:Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости, родители,
милые ребята! Мы очень рады встрече с вами в нашем школьном уютном зале.
Вед:
Адамгершілік – рухтық тәрбие беру жобасының авторы – біздің еліміздің Бірінші
ханымы , « Бөбек» қорының Президенті, ақпан айының 12 жұлдызында туған күнін
тойлағалы отырған Сара Алпысқызы Назарбаеваның құрметіне арналған салтанатты
жиылысты бастаймыз.
Вед.
. Автором проекта по нравственно-духовномувоспитанию является Первая Леди нашей
страны, Президент фонда «Бөбек» Сара Алпысовна Назарбаева,которая отмечает
день своего рождения 12 февраля и в честь этого мы проводим сегодняшнюю линейку
.
Фрагмент
выступления С.А. Назарбаевой.(видео ролик)-2мин.48сек
Вед:Бүгінгі
кездесуімізді біз « «Өзін – өзі тану»еліне саяхат» деп атадық.
Вед.
:Она будет проходить в виде необычного урока,
участниками которого станем все мы — присутствующие в этом зале. И по традиции,
начиная наш урок, давайте поздороваемся!
Сәлеметсіздер ме, бүгінгі келген қонақтар!
Сәлеметсіздер ме, мейірімділікке сенушілер!.
Здравствуйте
все, кто к нам пришёл сегодня,
Здравствуйте
все, кто верит доброте,
Сәлеметсіздер
ме,өз бақытымен аянбай бөлісуге келушілер!
Здравствуйте
все, кто не жалея сил
Делится
счастьем своим.
Вед.:«
Өзін – өзі тану» еліне саяхат жасауға бізге не қажет? Бізге – жақсы көңіл –
күй, әдемі күлкі, жүректің жылулығы.
Вед.
:Итак, медленно закрываем глаза, давайте представим,
что мы совершаем своё путешествие на поезде. За окном мелькают деревья, светит
яркое солнышко, дует тёплый нежный ветерок. Лучи солнца касаются вас, и вы
чувствуете, как тело наполняется бодростью, энергией теплом. Радость и счастье
наполняют ваши сердца… Медленно открываем глаза…
Вед.
: Біздің бірінші аялдамамыз « Туған өлке»
Вед.:Наша
первая остановка «Край родной»
Выступление
учащихся
О,
Казахстан, моя родная мать,
Желаю я тебе во всех делах сильнее процветать,
О, Родина моя, ты и прекрасна, и прелестна!
И
я всегда любуюсь твоей чудной красотой,
Моя Отчизна, ты в мире всем известна,
Своим гостеприимством, добротой и красотой!
И я всегда горжусь своей землёй!
Пусть
небо будет вечно чистым над тобой!
Цвети, мой Казахстан, моя земля!
О, Родина моя, будь счастлива всегда!
Песня
«Салт – дастурлержыры»
Выступление
учащихся
Казахстан
— ширь степей в ожерелье гор,
Казахстан — это неба бескрайний простор,
Казахстан — это древний и молодой,
Казахстан, моё сердце навеки с тобой!
Вед.:
Песня «Туған жер»
Вед.:
Мы живём в удивительно прекрасной стране, и на уроках «Самопознания» мы учимся
любить свою Родину, свой родной край, природу, которая окружает его. Познавая
мир, мы познаём себя: кто мы? какие? откуда пришли и зачем явились? На эти и
многие другие вопросы мы получим ответы на нашей следующей станции, которая
называется «Доброта».
Вед.:Келесі
аялдама«Мейірімділік»
Вед:
Станция «Доброта»
(волшебная
музыка.Песня «Планета детства» Из зала выходит Фея Доброта. Она идёт по залу и
касается каждого своей волшебной палочкой.)
Фея.
Здравствуйте ребята! Обо мне говорят, что доброта, как солнце, каждый лучик
которого дарит людям теплоту души, и я хочу подарить её вам, дорогие мои! В
руках у меня волшебная палочка, коснувшись её, каждый человек становится чище,
добрее внимательнееИ сейчас я прошу произнести человеческие добрые качества
вслух того, кого я коснусь своей волшебной палочкой. (Идёт по залу, касаясь
волшебной палочкой, дети произносят слова). Молодцы, моя волшебная палочка
дарит душевную теплоту. А вот и моя верная и добрая помощница которая станцует
танец (Фея указывает волшебной палочкой на сцену и садится в зале.)
Танец.
Выступают
учащиеся .
Добрым
быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Доброта
приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Вед.
Песня «Доброта», Фея дирижирует волшебной палочкой.
Фея.Доброта
нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Не забывайте подарить добро
Соседям. Родственнику, другу,
Оно, как истинное волшебство вернётся к вам по кругу!
Фея
уходит
Вед.
Доброе
слово скажешь одно —
И доброты посеешь зерно.
Доброе дело сделаешь ты —
Тоже посеешь зерно доброты.
Зёрна такие, помни и знай,
Самый богатый дают урожай.
Вед: Ал, келесі аялдамамыз «Әлем»
Вед:
Следующая станция «Мир»
(Выступление
учащихся)
Вед:
Келесі – « Махаббат» аялдамасы.
Вед:
Следующая станция« Любовь»
Исполнение
песни
Вед
:Пусть на этой станции все будет прекрасно! А мы с вами
продолжаем наше увлекательное путешествие, отгадайте загадку, и вы узнаете
название следующей остановки.
Музыкальная
загадка.(минус детских песен)
Вед.:
Ендеше, келесі аялдамамыз- «Достық»
Вед.Следующая
станция «Дружба»
Когда
кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом,
У нас закон простой:
Побеждать всех тех, кто злой!
Кто
же слабее, мы поможем,
А иначе мы не можем!
Если грянет вдруг беда,
Друг поможет вам всегда.
Выступление
учащихся
Вед.:
Жарайсыңдар! « Өзін – өзі тану» еліне саяхатымыз аяқталғалы отыр.
Вед:
Путешествие
кончается,
Возвращаемся мы в класс.
Но с любовью не прощаемся.
Пусть она ведёт по жизни нас,
Пусть живёт она в сердечках,
Пусть поможет лучше быть,
Пусть поможет человечка в Человека превратить!
Вед.
И по традиции я предлагаю вспомнить знакомые заветы «Самопознания».
Я
думаю только о…(хорошем),
Я вижу только… (хорошее),
Слышу только… (хорошее),
Говорю только… (хорошее),
Делаю только… (хорошее),
И хожу только дорогами добра!
Песню
«Дорога добра» поют все присутствующие в зале.
Внеклассное
мероприятие по самопознанию:
Этико-психологическое
упражнение
«Мой
тайный друг»
Класс:
6
Подготовила:
учитель Самопознания - Избасарова С.Т.
Цель:
содействие переносу в жизнь способов коммуникаций и проявления дружеского
отношения.
Задачи
l Помочь
учащимся понять ценность безоговорочной любви, ценность и радость возможности
давать, ничего не ожидая взамен;
l
Учить устанавливать отношения, основанные
на бескорыстной способности отдавать, прежде чем что-то получить;
l
Развивать способность интерпретировать
поведение окружающих людей;
l
Помочь учащимся принять на себя
самообязательство и нести ответственность за его исполнение;
l Культивировать
глубокие чувства привязанности, эмоциональной близости друг к другу.
Ключевые
ценности:
l понимание
l добро
l дружба
l доброжелательность
l самопознание
Ключевые
компетенции:
l
оказывать посильную помощь людям, проявлять
заботу о родных и близких;
l
выстраивать доброжелательные отношения к
себе, к людям и окружающему миру;
l
поддерживать дружеские отношения дома, в
сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов
нравственности и норм духовности; осознавать негативность ссор, конфликтов,
уметь преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
l ценить
дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; уметь выслушать
и понять другого человека.
Оборудование:
ларец, магнитофон, аудио записи фоновой музыки, фонограмма песни «Как
здорово…», заготовка макета «дерева дружбы», листочки для дерева, мультимедиа
проектор, экран, электронная презентация с результатами анкетирования учащихся.
Содержание
этапов этико-психологического упражнения «Мой тайный друг»
I
этап (основной)
Содержание
1.
Записать имена и фамилии каждого человека
на отдельном листке, включая учителя. Свернуть листки так,
чтобы их нельзя было прочитать.
2.
Сложить записки с именами в ларец
(открытую коробку) и пройти по классу, чтобы каждый ученик вытянул записку.
Увидев на ней имя, ученик не должен никому его говорить. Если кто-то вытянул
своё имя, он должен снова свернуть листок, положить на место и тянуть ещё раз.
3.
Объяснить ученикам, что тот человек, чьё
имя они вытянули, становится отныне их «тайным другом». Учитель
тянет из коробки последнюю записку.
4.
Объяснить классу, что в течение следующей
недели все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к
«тайным друзьям», чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете.
Можно писать для них стихи, дарить небольшие подарки, угощать, делать всё,
чтобы друг почувствовал себя нужным и любимым.
5.
Каждый день нужно делать хотя бы один
приятный сюрприз своему другу. Объяснить ученикам, что чем больше они вложат
себя, своей души в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда
они увидят, как их внимание и забота приносят счастье другим.
6.
Выработка правил участия в
упражнении-игре.
Примерные
правила участия в игре
l Обязательная
активность каждого участника;
l Угадывать
«Тайного друга» - запрещено;
l
Оказывать знаки внимания не только своему
«Тайному другу»;
l
7.
Провести анкетирование участников в
последний день упражнения-игры.
II
этап (рефлексивный)
Содержание
Введение
Круг
радости
Приветствие и пожелания участников встречи друг другу.
В последние дни жизнь нашего класса проходила не
совсем обычно, а причина связана с этим сундучком, он объединил нас всех.
l
Как вы думаете, зачем мы сегодня собрались?
l В
чём заключается смысл упражнения «Мой тайный друг»?
Основная
часть
До подведения итогов нашей игры-упражнения мы отвечали на вопросы
анкеты. Рассмотрим наши результаты.
Вопрос
№1(результаты выводятся на слайд)
Легко
ли было выполнять правила участия в упражнении-игре «Мой тайный друг»?
l Итак,
как распределились ответы?
Действительно,
соблюдать правила игры и держать тайну иногда бывает очень трудно. Почему? А
может быть, ответ содержится в следующем слайде?
Вопрос
№2(результаты выводятся на слайд)
Отметьте,
какие ценности имели для вас значение в упражнении-игре «Мой тайный друг»
l
Какие же качества более всего ценятся вами
в этом упражнении-игре?
l Сравнивая
результаты этих двух вопросов анкеты, какой вывод можно сделать, ребята?
Вывод
Не
случайно эти качества-ценности требуют от нас усилий, воли и напряжения.
А
вот, каких эмоций и чувств было пережито нами больше, в процессе
игры-упражнения расскажут результаты следующего вопроса.
Вопрос
№3(результаты выводятся на слайд)
Отметьте
те эмоции и чувства, которые вы испытывали и переживали, участвуя в упражнении
игре «Мой тайный друг».
l Что
же мы с вами переживали? (учащиеся читают слайд)
Это
общие результаты, а теперь поделитесь своими личными переживаниями и
размышлениями.
Мы
все знаем, как приятно получать знаки внимания.
l Может
ли человек испытывать радость от возможности отдавать, ничего не ожидая взамен?
(возможность выхода на дискуссию)Отличается ли радость получения подарка от
радости его дарения? В чём разница?
l
Кто-то из вас почувствовал эту радость?
l
Давайте
переживём ещё раз эти приятные моменты и вспомним самые яркие дружеские знаки
внимания, которые оставили в вашей душе тёплый свет.
(Ребята
называют способы проявления дружественного отношения)
Вопрос
№4(результаты выводятся на слайд)
Был
ещё такой вопрос: «Нашёл ли ты новый для тебя способ проявления дружественного
отношения к окружающим людям благодаря участию в этом упражнении-игре?»
l Сколько
человек смогло найти в ходе игры-упражнения новые способы проявления
дружественного отношения к окружающим людям?
Игра
– это тоже жизнь, а в жизни приходиться искать ответы на новые вопросы. И хотя
график показывает, что находок было мало, я хочу каждому из вас пожелать удачи
на жизненном пути.
Будь
подобен книге
И
не переставай читать,
Пока
не изучишь последнюю главу.
Будь подобен цветку
И не переставай расти,
Пока твоё цветение не раскроется во всей красе.
Будь
подобен приключению
И
не переставай исследовать,
Пока
не раскроешь последней тайны.
Будь подобен песне
И не переставай звучать,
Пока не затихнет последний тон.
Будь
подобен личинке
И
не переставай развиваться,
Пока
твои крылья не будут готовы к полёту.
Будь подобен огню
И не переставай гореть,
Пока всё в тебе не будет охвачено этим пламенем.
Будь
подобен лучу
И
не переставай светить,
Пока
всё в тебе не станет светлым и чистым.
А теперь наступает волнующий момент. Ведь мы все хотим
узнать, для кого мы были тайным другом? Наверное, у каждого из вас есть свои
предположения-гипотезы. Так давайте их проверим. Подойдите к тому человеку,
который, по вашему мнению, всё это время тайно оказывал вам знаки внимания, и
спросите, правильна ли ваша догадка. По мере того, как вы подтвердите свою догадку,
возвращайтесь на своё место.
Проверка
гипотезы – свободное, непосредственное общение
участников встречи.
Звучит
фоновая музыка
Творческая
деятельность
Итак, тайна раскрыта. А сейчас я предлагаю ещё раз оказать знак внимания своему
тайному другу. Подойдите к столу и возьмите фотографию того одноклассника, кто
в игре-упражнении был вашим тайным другом. Напишите ему самые добрые, тёплые и
искренние пожелания, а затем поместите фото с пожеланиями в «Галерею дружбы».
Используйте всё свободное пространство.
Вопрос
№5(результаты выводятся на слайд)
Удовлетворены
ли вы своим участием в упражнении-игре «Мой тайный друг»?
Я заметила, что последнее задание вы выполняли охотно, с улыбками на лице… вот
и слайд показывает, что 85% ребят были удовлетворены своим участием в игре,
но 15% - затруднились ответить на этот вопрос.
l Изменилось
ли ваше мнение после встречи, что вы сейчас думаете? Кто
хочет высказаться?
Заключительная
часть
Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя определённые выводы, а может быть,
даже извлекли уроки жизни.
На бланках анкеты я каждому из вас написала своё мнение. Мне будет приятно,
если вы прочтёте мои записи, задумаетесь и поразмышляете наедине с самим собой
(учитель раздаёт заполненные ребятами анкеты, в которых содержатся небольшие
комментарии учителя, для помещения их в портфолио ученика).
Заканчивая нашу встречу, я хочу обратиться к вам, ребята, и к вам, уважаемые
гости: «Как сделать так, чтобы всё хорошее, что мы сегодня чувствовали, и чему
научились, не ушло с окончанием упражнения?
Наша
игра-упражнение «Мой тайный друг» закончилась, я благодарю вас, ребята, за
сегодняшнюю встречу, и мне так хочется сказать: «А ведь как здорово, что все мы
здесь сегодня собрались…»
Круг
от сердца к сердцу: исполнение песни «Как здорово…»
12
февраля 2011 года в нашей школе был проведен единый урок по данному проекту,
который назывался «Дорогою добра». Каждый класс подготовил классный час
«Дорогою добра» .
В
актовом зале собрались активисты 8-11-х классов и составили в группах
творческие проекты по теме «Вечные человеческие ценности».Ребята подошли к
составлению проектов со всей детской непосредственностью, увлечением и
высказывали порой недетские мысли. Мероприятие прошло на высоком уровне.
Урок
по самопознанию
Тема:
«Вечные человеческие ценности»
Этапы
урока:
КРУГ
РАДОСТИ: исполнение гимна по самопознанию «Идем
дорогою добра». Ребята сегодня наш урок посвящается 70-летию Сары Алпысовны
Назарбаевой, создателю инициатору проекта предмета самопознания, мы поздравляем
Сару Алпысовну всех человеческих ценности.
Беседа:
8.
1.Как вы думаете для чего человек живет? (Ответы
учащихся)
9.
2.Чем
дорожит каждый человек?
Ответы
учащихся: любовь, семья, родина, дружба, здоровье, радость, доброта, мир.
Упражнение:
1.Самые
близкие люди, которые живут вместе. (Семья)
2.Чувство
полного душевного удовлетворения. (Счастье)
3.Согласие,
отсутствие вражды, ссоры. (Мир)
4.Чувство
глубокой привязанности, сердечной теплоты. (Любовь)
5.Мир
животных и растений. (Природа)
6.Отзывчивость,
душевное расположение к людям. (Доброта)
7.Гармония
тела и духа. (Здоровье)
8.Результат
познания. (Знание)
9.Все,
что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Красота)
10.Синоним
слова, правда. (Истина)
11.Создание
природы, обладающее мышлением и речью, способностью чувствовать. (Человек)
Вывод:
Древние
философы говорили : «Познай себя и ты познаешь мир».
Показ
фильма «Урок любви»
Творческая
деятельность (проекты о вечных человеческих ценностях).
Звучит
классическая музыка
Защита
проектов
Круг
от сердца к сердцу (исполнение песен
«Прекрасное далеко», «Надежда»).
Вечные
человеческие ценности.
Предмет
самопознания очень нужный, только по той даже причине, что дети находятся в
другой психологической обстановке. На других уроках бывает, что ребенок не
произнесёт ни слова за целый день. Здесь ж все по-другому: в кругу «Радости», в
кругу «От сердца к сердцу» говорят все. Они с удовольствием желают друг другу
хорошего настроения, хороших оценок, дружбы, любви, счастья, добра, радости,
мира. Это то, чего нам всем сейчас не хватает. И я, как учитель, радуюсь, что
есть именно такой урок где можно говорить о вечных человеческих ценностях.
Заместитель директора по воспитательной работе (учитель по самопознанию)
школы-лицея № 35 г.Астаны:
Бранец
Любовь Алексеевна
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.