Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Сборник разноуровневых заданий направленных на формирование умения осознано воспринимать содержание художественного текста младшими школьниками при изучение произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка.

Сборник разноуровневых заданий направленных на формирование умения осознано воспринимать содержание художественного текста младшими школьниками при изучение произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»






Сборник разноуровневых заданий направленных на формирование умения осознано воспринимать содержание художественного текста младшими школьниками при изучение произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка.

050709 – преподавание в начальных классах












2012

Сборник разноуровневых заданий направленных на формирование умения осознано воспринимать содержание художественного текста младшими школьниками при изучение произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка.


Составители:

Красноперова Любовь Михайловна, преподаватель филологических дисциплин;

Юшкова Ирина Александровна, студентка 51 А группы























Оглавление





















Пояснительная записка

Развитие восприятия ребенка не стихийный процесс. Именно поэтому уже в начальной школе важно обратить внимание на развитие осознанного восприятия ребенком художественного текста, создавать условия для его развития, что будет в целом способствовать формированию читательской компетенции.

Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, для развития осознанного восприятия учащихся будут уроки литературного чтения, поскольку они способствуют не только формированию осознанного чтения, но и обогащению словарного запаса при чтении произведений, дают возможность учащимся выразить свое отношение к прочитанному, развивают умения общаться.

Задания, представленные в работе направлены на формирование умения осознанно воспринимать художественный текст при изучении произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Сказка про Воробья Воробеичаи Ерша Ершовича», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Медведко», «Приемыш», «Серая Шейка», «Емеля – охотник». Они могут использоваться учителями ОУ, работающих в начальной школе на уроках литературного, внеклассного чтения, студентами специальности 050609 «Начальные классы» в рамках прохождения ППУ и преддипломной практики.

Задания, представленные в нашей работе:

1) Объединены общей целью и тематикой (Тема природы в творчестве писателя).

2) В основе заданий лежат психолого–педагогические принципы, выделенные И.П. Подласовым, которые позволяют создать оптимальные условия для самореализации обучающихся, способствуют обеспечению комфортного климата на занятии, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Заданий подразделяются на четыре группы:

  1. Осознание содержания текст. Данная группа направлена на такие умения как:

  • общие учебные умения: выделять главное, обобщать. Например: «Вспомни виды русских народных сказок (волшебные, о животных, бытовые), назови их основные признаки. Прочитай внимательно название сказки, подумай, к какому типу сказок можно отнести это произведение, аргументируй свое мнение.»

  1. Осознание основной мысли. Данная группа направлена на такие умения как:

  • Сопоставьте название текста с приведённым отрывком. Например: «Найдите в словаре определение слова «хвастун». Докажите с опорой на текст, что это слово можно использовать для характеристики героя.»

  1. Понимание замысла автора. Данная группа направлена на такие умения как:

  • Понимать смысл автора, то о чем он хотел сказать. Например: «Выдели основное слово в характеристике главного героя( храбрый), прочитав название произведения. Как ты думаешь, автор действительно считает своего героя храбрым или подсмеивается над ним. Обоснуй свою точку зрения, прочитав произведение.»

  1. Формирование собственных отношений. Данная группа направлена на такие умения как:

  • умение обосновывать свою точку зрения. Например: «Перескажи эпизод о том, как заяц напугал волка. Докажи словами из текста, что зайцу – хвастуну было очень страшно. Какие чувства ты испытывал, читая этот эпизод и почему?»

  • описывать свои впечатления. Например: «С помощью опорных слов найди в сказке эпизод и составь по нему рассказ от лица главного героя, выразив свое отношение к поведению зайца.

( Кто? Увидел, подпрыгнул, упал, прокатился, перевернулся, задал стрекача, обессилел, свалился…).»

Задания способствуют качественному формированию умения осознано воспринимать художественный текст через произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка у учащихся начальных классов, так как вопросы и задания четко сформулированы в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ФГОС; формулировка заданий содержит глагол повелительного наклонения и требует определенного результата деятельности.




2 класс

Задания к сказке «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1 группа. Осознание содержания текста.

  1. Вспомни виды русских народных сказок ( волшебные, о животных, бытовые), назови их основные признаки. Прочитай внимательно название сказки, подумай, к какому типу сказок можно отнести это произведение, аргументируй свое мнение.

  2. Найди описания зайца в разных источниках (энциклопедия, интернет, художественные тексты,…) и подготовь ответ на вопрос: чем отличается описание зайца в названии произведения от его описания в других источниках (нет указания на качество - храбрый).

  3. Прочитай сказку про себя, раздели ее на смысловые части, озаглавь каждую часть словами из текста так, чтобы можно было охарактеризовать поведение героя ( боялся зайчик день,..., никого не боюсь, смешной заяц, глупый заяц, заяц – хвастун, несчастный зайчик, бесстрашный заяц, молодец, косой, эх вы, трусы ).

  4. Вспомни эпизод сказки по опорным словам.( Кто? Собрались, сбежались, приплелись, слушают, не верят.…). Расскажи, о чем идет речь. Как ты думаешь, автор осуждает поведение своих героев или считает, что они правы?

  5. Подготовьте пересказ текста по плану и ответь на вопрос: как меняется отношение других героев к зайцу и почему?

  6. Внимательно перечитайте эпизод со слов: «никого я не боюсь», до слов « все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям».


2 группа. Осознание основной мысли.

  1. Найдите в словаре определение слова «хвастун». Докажите с опорой на текст, что это слово можно использовать для характеристики героя.

  2. Найдите в тексте фрагмент, в котором заяц хвастается, что он никого не боится, и подумай, почему остальные зайцы смеются над ним?


  1. группа. Понимания замысла автора.

  1. Выдели основное слово в характеристике главного героя (храбрый), прочитав название произведения. Как ты думаешь, автор действительно считает своего героя храбрым или подсмеивается над ним. Обоснуй свою точку зрения, прочитав произведение.

  2. Прочитай сказку про себя, раздели ее на смысловые части, озаглавь каждую часть словами из текста так, чтобы можно было охарактеризовать поведение героя ( боялся зайчик день,..., никого не боюсь, смешной заяц, глупый заяц, заяц – хвастун, несчастный зайчик, бесстрашный заяц, молодец, косой, эх вы, трусы ).

  3. С помощью опорных слов найди в сказке эпизод и составь по нему рассказ от лица главного героя, выразив свое отношение к поведению зайца.

( Кто? Увидел, подпрыгнул, упал, прокатился, перевернулся, задал стрекача, обессилел, свалился…).

  1. Проследите, какое определение дает автор зайцу – длинные уши в каждой части сказки. Подготовь ответ на вопрос: как меняется отношение автора к своему герою и почему?


  1. группа. Формирование собственных отношений.

  1. С помощью опорных слов найди в сказке эпизод и составь по нему рассказ от лица главного героя, выразив свое отношение к поведению зайца.

( Кто? Увидел, подпрыгнул, упал, прокатился, перевернулся, задал стрекача, обессилел, свалился…).

  1. Внимательно перечитайте эпизод со слов: «никого я не боюсь», до слов « все видят, что и смешной и глупый, и все смеются». Выдели слова, которые наиболее ярко передают отношение других зайцев к поведению героя. Какое из этих слов поможет выразить твое отношение к зайцу и почему.

  2. Перескажите эпизод о том, как заяц напугал волка. Докажи словами из текста, что зайцу – хвастуну было очень страшно. Какие чувства ты испытывал, читая этот эпизод и почему?

  3. Обратите внимание на слова, которые автор использует для характеристики героя: смешной, глупый, хвастун, бесстрашный, храбрый. Какие слова ты бы добавил к характеристике зайца и почему?

  4. Выделите главный эпизод в содержание каждой части сказки. Составьте картинный план произведения. Приготовьтесь к передаче содержания сказки близко к тексту, выразив свое отношение к каждому поступку героя.

  5. Продолжите следующие предложения, выразив свое отношение к прочитанному и поступкам героя..:
    меня рассмешило то, что….
    мне понравилось то, что…..
    меня взволновало то, что….
    меня обрадовало то, что…,

…….мне жалко героя потому, что…

…….я сочувствую герою, так как …,

……. мне не понравилось в поведении героя (героев) то, что…

..хотелось бы пожелать зайцу, чтобы….

  1. Придумайте продолжение к сказке, выразив свое отношение к поступкам героя.

  2. Придумайте, свой рассказ или сказку с похожим сюжетом, выразив в ней свое отношение к поступкам героев.

  3. Сформулируйте вопросы к тексту произведения, которые помогут вашим товарищам охарактеризовать героя, выразить свое отношение к его поведению.

  4. Найдите в словаре определение слов «хвастун», «глупый», «храбрый». Подберите эпизоды, которые подтвердят, что эти слова можно (нельзя) использовать для характеристики зайца.




Задания к сказке « Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».

1 группа. Осознание содержания текста.

  1. Проанализируйте образы (речь, поступки, взаимоотношения…) Ерша Ершовича и Воробья Воробеича в 1 части сказки, подготовьте рассказ о среде обитания героев, особенностях их поведения, взаимоотношений и ответьте на вопрос: почему они называют друг друга братьями, а сходить друг к другу в гости не могут».


4 группа. Формирование собственных отношений.

  1. Выделите главный эпизод в содержание 2 части сказки. Подготовьте подробный (выборочный, краткий) пересказ содержания этой части текста от лица одного из героев, выразив свое отношение к поступкам других участников сказки (воробья, ерша, трубочиста Яши, Аленушки).

  2. Найдите в словаре определение слова «плут». Докажите с опорой на текст, что это слово можно (нельзя) использовать для характеристики героев (ерша, воробья).

  3. Подберите пословицы и поговорки, которые можно использовать для характеристики героя, взаимоотношений героев, формулировки главной мысли сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».




3 класс

Задания к рассказу «Серая шейка».

1 группа. Осознание содержания текста.

  1. Представьте, что вы попали в сказку и вместе с Д.Н. Маминым – Сибиряком увидели одиночество, страх серой шейки. Поделитесь своими впечатлениями от увиденного, рассказав о них от 1 лица.

  2. Подготовьте небольшое сообщение о среде обитания уток, их особенностях (описание, повадки), сравните его с описанием в тексте

  3. В сказке 4 части, как бы вы озаглавили каждую из них, и почему? Подберите слова из текста, которые помогут вам передать основную мысль каждой части и озаглавит ее.

  4. Какие части вам кажутся самыми драматическими, тревожными, доставили удовольствие при чтении? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст. Придумайте пятую, ненаписанную автором часть сказки и озаглавьте ее.

  5. Вспомните, как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? А Селезень? Вы согласны, что Утка и Селезень занимают разные жизненные позиции? Почему?

  6. Приготовьте план пересказа эпизода, в котором рассказывается о том, как Серая Шейка попала к Акинтичу. Перескажите текст от лица Серой Шейки.

2 группа. Осознание основной мысли.

  1. В сказке 4 части, как бы вы озаглавили каждую из них, и почему? Подберите слова из текста, которые помогут вам передать основную мысль каждой части и озаглавит ее.

  2. Лису в сказке зовут Лисой, зайца – Зайцем, а утку – Серой Шейкой. Изменится ли смысл повествования, если имя «Серая Шейка» заменить на «Утка»? Попробуйте сделать это и посмотрите, что получится.

3 группа. Понимание замысла автора.

  1. Представьте, что вы попали в сказку и вместе с Д.Н. Маминым – Сибиряком увидели одиночество, страх серой шейки. Поделитесь своими впечатлениями от увиденного, рассказав о них от 1 лица.

  2. Лису в сказке зовут Лисой, зайца – Зайцем, а утку – Серой Шейкой. Изменится ли смысл повествования, если имя «Серая Шейка» заменить на «Утка»? Попробуйте сделать это и посмотрите, что получится.

  3. По каким приметам можно судить о присутствии в тексте автора? Найдите и зачитайте нужные строчки. Покажите, как автор относится к своему герою.

  4. Как автор относится к Акинтичу? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст. Составьте свою характеристику героя.

4 группа. Формирование собственных отношений.

  1. Найдите и зачитайте в тексте ответ на вопрос: « как относится к Серой Шейке Селезень? Утка?» Как вы относитесь к героине этого рассказа? Какие чувства вызывают у вас эта история? Аргументируйте свою точку зрения.

  2. Найдите в тексте эпизод, рассказывающий о том, как жила Серая Шейка после отлета стаи? Приготовьте краткий пересказ этого фрагмента, выразив свое отношение к герою.

  3. Какие части вам кажутся самыми драматическими, тревожными, доставили удовольствие при чтении? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст. Придумайте пятую, ненаписанную автором часть сказки и озаглавьте ее.

  4. Как автор относится к Акинтичу? Обоснуйте свой ответ с опорой на текст. Составьте свою характеристику героя.



4 класс

Задания к рассказу «Приемыш»

  1. группа. Осознание содержания текста.

  1. Подготовьте небольшое сообщение о среде обитания лебедей их особенностях (описание, повадки…).

  2. Восстановите последовательность действий в рассказе по плану:

  • Приемыш и стая лебедей

  • Приемыш и Соболько

  • Появление лебедя у Тараса

  • Прощание с Тарасом

  1. Приготовьте краткий пересказ эпизода, в котором Приемыш знакомится с лебедями, и ответьте на вопрос, как поменялось настроение Приемыша после этой встречи и почему.

  2. Приготовьте иллюстрации и объяснение к ним по сюжету сказки.

3 группа. Понимание замысла автора.


  1. Выберете из текста слова, которыми Д. Мамин – Сибиряк называет Приемыша. Прочитайте их по порядку и ответьте на вопрос: «как меняются отношение автора к маленькому зверю».


  1. группа. Формирование собственных отношений.

  1. Выпишите из текста слова, характеризующие Приемыша. Какие из них, по вашему мнению, более точно характеризуют Приемыша, и почему?



Список литературы:

  1. Джежелей О.В. Учебно – методический комплекс «Чтение и литература» - 2 класс. Дрофа., М. 2007.

  2. Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» - 2 класс. «Вентана – Граф»., М.2006.

  3. Кубасова О.В. «Литературное чтение» - 2 класс. Смоленск «ассоциация XXI века» 2006.

  4. Свиродова В.Ю., Чуракова Н.А. «Литературное чтение» - 2 класс. «ФЕДОРОВ», Самара, 2001.

  5. Учебные стандарты школ России. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. начальная школа. Общие гуманитарные дисциплины./Под ред. В.С. Леднёва, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998. – 380 с.

  6. Джежелей О.В. Учебно – методический комплекс «Чтение и литература» - 3 класс. Дрофа., М. 2007.

  7. Чуракова Н.А. «Литературное чтение» - 3 класс. «ФЕДОРОВ», Самара, 2001.

  8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» - 3класс. Баласс, М., 2007.

  9. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение» - 3 класс. Вента – Граф., М. 2000.

  10. Джежелей О.В. Учебно – методический комплекс «Чтение и литература» - 4 класс. Дрофа., М. 2007.

  11. ( Методика преподавания русского языка в начальных классах, Москва , AGADEMA,2000, стр142)






  • Русский язык и литература
Описание:

Развитие восприятия ребенка не стихийный процесс. Именно поэтому уже в начальной школе важно обратить внимание на развитие осознанного восприятия ребенком художественного текста, создавать условия для его развития, что будет в целом способствовать формированию читательской компетенции.

Наиболее эффективными, с нашей точки зрения, для развития осознанного восприятия учащихся будут уроки литературного чтения, поскольку они способствуют не только формированию осознанного чтения, но и обогащению словарного запаса при чтении произведений, дают возможность учащимся выразить свое отношение к прочитанному, развивают умения общаться.

Задания, представленные в работе направлены на формирование умения осознанно воспринимать художественный текст при изучении произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка: «Сказка про Воробья Воробеичаи Ерша Ершовича», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Медведко», «Приемыш», «Серая Шейка», «Емеля – охотник». Они могут использоваться учителями ОУ, работающих в начальной школе на уроках литературного, внеклассного чтения, студентами специальности 050609 «Начальные классы» в рамках прохождения ППУ и преддипломной практики.

Задания, представленные в нашей работе:

1) Объединены общей целью и тематикой (Тема природы в творчестве писателя).

2) В основе заданий лежат психолого–педагогические принципы, выделенные И.П. Подласовым, которые позволяют создать оптимальные условия для самореализации обучающихся, способствуют обеспечению комфортного климата на занятии, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников
Скачать материал
Автор Красноперова Любовь Михайловна
Дата добавления 11.12.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 706
Номер материала MA-068974
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы