Инфоурок Химия Другие методич. материалы«Самостоятельная работа учащихся на уроках химии».

«Самостоятельная работа учащихся на уроках химии».

Скачать материал

«Самостоятельная работа учащихся  на уроках химии».

 

Шульга Людмила Владимировна, преподаватель  химии и биологии высшей категории

КГУ «Агротехнический колледж № 7, город Есиль, Есильский район» управления образования, Акмолинская область

 

Бурный рост научной информации, становление науки требуют некоторой переориентации обучения учащихся. Всякая попытка учителя «внести» в ребенка знания не приносит желаемых результатов, если неорганизованна собственная деятельность ученика, причем деятельность, которая приносит ему переживания, положительные эмоции от преодоления трудностей, открытий, полученных результатов и главное, от самой познавательной деятельности. Сегодня всё большее значение приобретает ориентация на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. В настоящее время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность, поэтому основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Самостоятельная работа может быть источником  знаний, способом проверки их, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам она является единственным  путем их формирования, оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний по предмету.

Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность- это может быть изучение нового материала,  совершенствование имеющихся знаний и умений или проверка результатов обучения. Чаще всего самостоятельная работа позволяет решить одновременно несколько  дидактических задач.

Существуют различные методы самостоятельной  работы на уроках химии:

·        работа с  книгой;

·        решение задач и упражнений;

·        лабораторные опыты и практические занятия;

·        контрольные, тестовые, письменные работы, контролирующего характера

На своих уроках стараюсь формировать у учащихся  навыки самостоятельной работы. Ведь  самостоятельная работа дает им полное усвоение материала по предмету.

Как правило, у учащихся не сформирована привычка думать и рассуждать над текстом учебника, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, изучая содержание параграфа. Поэтому не вызывает сомнения использования в учебном процессе самостоятельной работы учеников с учебником. Ведь читая параграф учебника, дополнительную информацию из  справочной литературы ученик развивает умение выбирать  главное из прочитанного,  позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала. Как ученик будет работать с литературой во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель.

Хочу привести фрагменты уроков по органической химии с использованием информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоопыты) и самостоятельное приобретения новых знаний при работе с литературой, что вызывает особый интерес  у учащихся, которые значительно ярче и глубже осознают важность изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом. Самостоятельное изучение материла сложнее, чем его восприятие со слов учителя, но психологическая наука приходит к выводу, что лишь в ходе их преодоления учащийся  может развить творческие способности.

Тема урока: Альдегиды

Урок начинает учитель с исторической справки,  которая связана с  темой урока

В конце XVIII в. химики интенсивно изучали свойства известных органических соединений. В 1782 г. Карл Шееле, окисляя этиловый спирт оксидом марганца (IV) в серной кислоте, заметил, что помимо основного продукта — уксусной кислоты — образовалось еще какое-то резко пахнущее соединение, выделить которое не удалось. В 1821 г. Иоганн Вольфганг Дёберейнер окислял этиловый спирт в присутствии платинового катализатора и получил некоторое количество смеси исходного спирта с продуктами его окисления . Дёберейнер отправил полученный им образец Ю. Либиху, из которого тот в 1835 г. выделил чистое вещество, содержащее на два атома водорода меньше, чем этанол. Ученый установил его состав (С2Н4О) и объявил, что получил новое вещество, названное Alkohol dehydrogenatus — безводородный алкоголь или сокращенно альдегид. Поскольку первый из известных альдегидов содержал два атома углерода, начались попытки получения первого представителя гомологического ряда. Они были неудачными вплоть до 1868 г., когда немецкий химик-органик Август Вильгельм Гофман, пропуская пары метилового спирта над раскаленной платиновой спиралью, получил газообразное вещество состава СН2О.

И мы при изучении химических свойств спиртов,  говорили, что первичные спирты окисляются до альдегидов, а вторичные спирты до кетонов. То есть образуются новые вещества, с которыми пока  еще не знакомы. Давайте вспомним эти реакции. Записывают реакции на доске. Сравнивают полученные результаты и делают вывод:

Органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа соединена с атомом водорода и углеводородным радикалом, называют АЛЬДЕГИДАМИ или (алканали).

Органические вещества, в молекулах которых карбонильная группа соединена с двумя углеводородными радикалами, называют КЕТОНАМИ .

Учитель сообщает, что это и есть тема сегодняшнего урока: «Альдегиды и кетоны» После объявления темы урока и записи ее в тетради,  объявляется этап урока «Ожидание» (высвечивается на интерактивной доске), где учитель предлагает учащимся сформулировать   свои ожидания от заявленной темы, тем самым определятся цели урока. После чего вся информация обобщается и озвучиваются цели урока (выводятся на интерактивную доску)

Цели урока:  

·        познакомиться со строением альдегидов и кетонов

·        знать физические свойства альдегидов

·        уметь давать названия по систематической номенклатуре

·        зависимость химических свойств от состава и строения

·        применение и получение

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, учебная  группа делится на 5 экипажей, которые выбирают направление, по которому будут работать и делать записи в «дереве решений» (лист ватмана).

1 экипаж - Классификация альдегидов, физические свойства альдегидов, строение карбонильной группы

2 экипаж - Гомологический ряд альдегидов, номенклатура, изомерия, общая формула альдегидов

3 экипаж- Получение альдегидов

4 экипаж- Применение формальдегида и ацетальдегида

5 экипаж- Кетоны, строение, номенклатура, свойства

Учащиеся работают самостоятельно со справочной и учебной литературой, заполняют «дерево решений».

Работу учащихся  с книгой нужно начинать с организации работы с учебником. Для  этого учитель раздает  каждому экипажу перечень вопросов, которые должны быть освещены в «дереве решений».

1 Экипаж

·      Какие альдегиды могут быть в зависимости от природы радикала?

·      Агрегатное состояние альдегидов, запах, растворимость в воде и органических растворителях.

·      Какое явление гибридизации характерно для атома углерода в карбонильной группе?

·      Какой валентный угол между связями в карбонильной группе?

2 Экипаж

·      Составьте гомологический ряд  первых пяти альдегидов, используя и международное название и тривиальное.

·      Выведите общую формулу альдегидов

·      Какие виды изомерии характерны для альдегидов?

·      От куда начинают нумерацию цепи, чтобы назвать альдегид? (Приведите пример)

3 Экипаж

·      Обратите внимание на промышленный и лабораторный способы получения альдегидов

·      Запишите реакции получения метаналя, этаналя окислением углеводородов кислородом воздуха.

·      Запишите реакцию получения альдегидов  окислением первичных спиртов.

·      Запишите реакцию получения альдегидов дегидрированием спиртов (отщеплением водорода)

·      Запишите реакцию получения альдегидов по реакции Кучерова -гидратацией ацетилена и его гомологов (присоединение воды).

4 Экипаж

·      Где содержатся альдегиды?

·      Найдите применение метаналя.

·      Что такое формалин и где он применяется?

·      Найдите применение этаналя.

5 Экипаж

·      Напишите общую формулу для кетонов и  формулу ацетона.

·      Охарактеризуйте физические свойства ацетона

·      Как дают название кетонам?

·      Применение ацетона.

После работы с литературой, каждый экипаж презентует у доски  свой материал («дерево решений»), идет обсуждение.

            Другой пример – фрагмент урока по многоатомным спиртам. Учитель сообщает, что за 90 минут в результате самостоятельной познавательной деятельности вы (учащиеся) должны узнать особенности строения и свойств многоатомных спиртов. Изучение темы сегодня пройдет по инструкционной карте, которая будет отображена на интерактивной доске.  Я буду выступать только инструктором в вашей работе.  Вы, используя учебник,  информацию со слайдов ознакомитесь с новой темой, попробуете написать реакции сами.  Вопросы и задания не переписывайте, но ответы дайте полные. В конце урока ваша работа будет оценена.

Задание № 1 инструкционной карты

Используя  учебник  А. Темирбулатова «Химия, 11» стр.173  запишите в тетради, какие спирты называют многоатомными спиртами?

          Задание № 2 инструкционной карты

            Назовите следующие вещества по  международной номенклатуре

А)       СН2—СН—СН2  

               |      |        |

           ОН   ОН     ОН                        

Б)     СН2—СН—СН––СН3  

            |        |         |

         ОН    ОН      ОН                      

В)        СН2—СН—СН3  

               |       |              

           ОН      ОН                              

          Задание № 3 инструкционной карты

          Используя  учебник стр.175  запишите в тетради физические свойства этиленгликоля (этандиол-1,2) и глицерина (пропантриол-1,2,3)

            Задание № 4  инструкционной карты

Запишите в тетради первое химическое свойство  - «реакция полного окисления». Допишите реакцию полного окисления этиленгликоля, уравняйте реакцию     С2Н4(ОН)22→?+?

         Задание № 12  инструкционной карты

               Выделите в тетради блок «применение» и заполните следующую таблицу:

Многоатомный спирт

Применение

На чем основано применение

          После работы проводится закрепление (фронтально)

1. Какие вещества  называют многоатомными спиртами?

2. Как называется двух-, трехатомный спирт, с которыми мы познакомились сегодня?

3. Для каких целей применяют этиленгликоль и глицерин?

4. Какие  химические свойства многоатомных спиртов сходны с одноатомными спиртами?

5. С помощью какой качественной реакции можно отличить глицерин от этанола?

 

В данных примерах  источник знаний - это учебник, дополнительная литература, которые являются  средством формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности.

Каждая самостоятельная работа – это единая цепь, направленная на формирование системы знаний. В целом, все самостоятельные работы  содержат конкретный материал, соответствуют целям и задачам урока, способствуют развитию умений и навыков

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в  практической деятельности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Самостоятельная работа учащихся на уроках химии»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья содержит информацию о самостоятельной работе учащихся на уроке.

Самостоятельная работа учащихся всегда имеет определенную дидактическую направленность- это может быть изучение нового материала,  совершенствование имеющихся знаний и умений или проверка результатов обучения. Чаще всего самостоятельная работа позволяет решить одновременно несколько  дидактических задач.

Существуют различные методы самостоятельной  работы на уроках химии:

·        работа с  книгой;

·        решение задач и упражнений;

·        лабораторные опыты и практические занятия;

·        контрольные, тестовые, письменные работы, контролирующего характера

На своих уроках стараюсь формировать у учащихся  навыки самостоятельной работы. Ведь  самостоятельная работа дает им полное усвоение материала по предмету.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 176 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа «Синтез этилового эфира уксусной кислоты» как пример применения компонентов критериального оценивания
  • Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • Тема: § 1. Предмет органической химии
  • 04.10.2020
  • 2656
  • 11
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • 04.10.2020
  • 439
  • 0
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 536
    • DOCX 57.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шульга Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шульга Людмила Владимировна
    Шульга Людмила Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 6102
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 262 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов