ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Вариант 1
Прочитайте
текст, выполните задания к нему.
И.
А. Бунин
* * *
(1) Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
(2) В них шел олень, могучий,
тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.
(3) Вот след его. (4) Здесь натоптал
тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом
скреб — И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.
(5)
Вот снова след, размеренный и редкий,
И
вдруг — прыжок! (6) И далеко в лугу
Теряется
собачий гон — и ветки,
Обитые
рогами на бегу…
(7) О, как легко он уходил долиной!
(8) Как бешено, в избытке свежих
сил, В стремительности радостно-звериной.
Он
красоту от смерти уносил!
1905
Задания
1.
Определите тему и основную мысль произведения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2.
Приведите нейтральный синоним к слову ТЯЖКИЕ в предложении 2. Чем, на ваш
взгляд, объясняется использование в тексте именно этого слова?
Ответ: ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3.
Какое лексическое средство художественной выразительности можно назвать
основным для этого текста?
Ответ:
________________________________________________________________________________
4. Из предложения 6 выпишите
слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв. Ответ:
________________________________________________________________________________
5.
Сколько
общих звуков в словах КРЕСТИКОВ и ОСТИНОК из предложения 4?
Ответ:
________________________________________________________________________________
6. Из предложений 2 — 4 выпишите
слово, построенные по схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс.
Ответ:
________________________________________________________________________________
7. Определите способ образования
слова НАТОПТАЛ из предложения 4.
Ответ:
________________________________________________________________________________
8. Из предложения 5 выпишите слово,
образованное приставочно-суффиксальным способом.
Ответ:
________________________________________________________________________________
9. Определите часть речи слова
БЕШЕНО из предложения 8.
Ответ:
________________________________________________________________________________
10. Выпишите из текста
притяжательное прилагательное.
Ответ:
________________________________________________________________________________
11. Из предложения 4 выпишите все
словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:
________________________________________________________________________________
12. Выпишите все грамматические
основы из предложения 4.
Ответ:
________________________________________________________________________________
13.
Среди предложений 1 — 5 найдите предложение, в состав которого входят
односоставные назывные предложения. Выпишите номер этого предложения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
14. Из предложений 2 — 6 найдите то,
которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Выпишите
номер этого предложения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
15. Из предложений 5 — 8 выпишите
контекстуальные антонимы.
Ответ:
________________________________________________________________________________
16. Выпишите из текста 3 — 4 примера
использования инверсии.
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
1. Стихотворение относится к
пейзажной лирике, в нем описывается воссозданная в сознании лирического героя
картина погони за оленем. Основная мысль стихотворения заключена в последних
строках текста и состоит в прославлении красоты, торжестве жизни над смертью.
2. Тяжелые.
3. Эпитет.
4. Обитые
5. Пять: [кр’эс’т’икъф], [Λс’т’инък].
6. От-ки-ну-в.
7. Приставочный.
8. Снова.
9. Наречие.
10. Собачий.
11. Здесь
натоптал, здесь гнул, здесь скреб.
12. Натоптал, гнул и скреб, много
крестиков, остинок осыпалось.
13. 1.
14. 3.
15. Красота — смерть.
16. Олень, могучий, тонконогий; след его; елку гнул; теряется гон; красоту уносил.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Вариант 2
Прочитайте
текст, выполните задания к нему.
И. А. Бунинъ
* * * (1) Густой зеленый ельникъ у
дороги, Глубокіе пушистые снѣга.
(2)
Въ нихъ шелъ олень, могучій, тонконогій, Къ спинѣ откинувъ тяжкіе рога.
(3)
Вотъ слѣдъ его. (4) Здѣсь натопталъ тропинокъ,
Здѣсь елку гнулъ и бѣлымъ зубомъ
скребъ — И много хвойныхъ крестиковъ, остинокъ Осыпалось съ макушки на сугробъ.
(5) Вотъ снова слѣдъ, размѣренный и
рѣдкій,
И вдругъ — прыжокъ! (6) И далеко въ
лугу
Теряется собачій гонъ — и вѣтки,
Обитыя рогами на бѣгу…
(7)
О, какъ легко онъ уходилъ долиной!
(8)
Какъ бѣшено, въ избыткѣ свѣжихъ силъ, Въ стремительности
радостно-звѣриной.
Онъ красоту отъ смерти уносилъ!
1905
Задания
1.
Определите тему и основную мысль произведения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2.
Определите метр и размер стихотворения, способ рифмовки и характер клаузул
(стиховых окончаний).
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3.
Приведите нейтральный синоним к слову ТЯЖКІЕ в предложении 2. Чем, на ваш
взгляд, объясняется использование в тексте именно этого слова?
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4.
Какое лексическое средство художественной выразительности можно назвать
основным для этого текста?
Ответ:
________________________________________________________________________________
5. Из предложения 6 выпишите
слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв. Ответ:
________________________________________________________________________________
6. Сколько общих звуков в словах
КРЕСТИКОВЪ и ОСТИНОКЪ из предложения 4? Ответ:
________________________________________________________________________________
7.
Из
предложения 4 выпишите слова, в которых наблюдается ассимиляция по мягкости.
Ответ:
________________________________________________________________________________
8. Объясните, в чем заключается
причина разного отражения звука [’э] на письме в словах СВѢЖИХЪ и СМЕРТИ (предложение 8).
Ответ:
________________________________________________________________________________
9. Из предложений 3 — 6 выпишите
слово, имеющее в своем составе нулевой суффикс.
Ответ:
________________________________________________________________________________
10.
Из предложений 1 — 4 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение однократного
действия.
Ответ:
________________________________________________________________________________
11. Из предложений 2 — 4
выпишите слово, построенные по схеме: приставка + корень +
суффикс + суффикс.
Ответ:
________________________________________________________________________________
12. Определите способ образования
слова НАТОПТАЛ из предложения 4.
Ответ:
________________________________________________________________________________
13. Определите способ образования
слова ТОНКОНОГІЙ из предложения 2.
Ответ:
________________________________________________________________________________
14. Из предложения 5 выпишите слово,
образованное приставочно-суффиксальным способом.
Ответ:
________________________________________________________________________________
15. Выпишите из текста слово,
образованное при помощи сложения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
16. Определите часть речи слова БѢШЕНО из предложения 8.
Ответ:
________________________________________________________________________________
17. Выпишите из текста
притяжательное прилагательное.
Ответ:
________________________________________________________________________________
18. Объясните разницу в употреблении
окончаний в прилагательных ПУШИСТЫЕ (предложение 1) и ОБИТЫЯ (предложение 6) .
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
19. Из предложения 4 выпишите все
словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:
________________________________________________________________________________
20. Выпишите из текста
словосочетание, в котором употребление предлога не соответствует нормам
современного русского языка. Определите тип подчинительной связи в этом
словосочетании.
Ответ:
________________________________________________________________________________
21. Выпишите все грамматические
основы из предложения 4.
Ответ:
________________________________________________________________________________
22.
Среди предложений 1 — 5 найдите предложение, в состав которого входят
односоставные назывные предложения. Выпишите номер этого предложения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
23. Из предложений 2 — 6 найдите то,
которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Выпишите
номер этого предложения.
Ответ:
________________________________________________________________________________
24. Какова роль и в чём различие
использования тире в 4, 5 и 6-м предложениях текста?
Ответ:
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
25. Из предложений 5 — 8 выпишите
контекстуальные антонимы.
Ответ:
________________________________________________________________________________
26. Выпишите из текста примеры
использования инверсии.
Ответ: ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
1. Стихотворение относится к
пейзажной лирике, в нем описывается воссозданная в сознании лирического героя
картина погони за оленем. Основная мысль стихотворения заключена в последних
строках текста и состоит в прославлении красоты, торжестве жизни над смертью.
2. Метр — ямб в сочетании с
пиррихием. Размер — пятистопный ямб (в нечетных строках — стремящийся к
шестистопному), рифмовка перекрестная, клаузулы женские (в нечетных строках) и
мужские (в четных).
3. Тяжелые.
4. Эпитет.
5. Обитыя
6. Пять: [кр’эс’т’икъф], [Λс’т’инък].
7. Здѣсь, крестиковъ, остинокъ.
8. Причина в различном
происхождении звука, а также в позиционном чередовании. Если в однокоренных
словах [’э] переходит в [’о] (е // ё), то пишется Е, если чередования не
происходит, то пишется Ѣ.
9. Скребъ.
10. Откинувъ.
11. От-ки-ну-въ.
12. Приставочный.
13. Сложно-суффиксальный / сложение
с суффиксацией (суффикс в этом слове нулевой).
14. Снова.
15. Радостно-звѣриной.
16. Наречие.
17. Собачій.
18. Окончание прилагательного мн. ч.
им. и вин. п. зависит от рода: в мужском роде -ЫЕ, в женском и среднем -ЫЯ.
19. Здѣсь
натопталъ, здѣсь гнулъ, здѣсь скребъ.
20. Теряется въ лугу. Связь —
управление.
21. Натопталъ, гнулъ и скребъ, много
крестиковъ, остинокъ осыпалось.
22. 1.
23. 3.
24. В предложении 4 вторая часть
выражает значение результата того, что происходило в первой. В предложении 5
использование тире факультативно, оно показывает внезапность, неожиданность
событий. В предложении 6 постановка тире также факультативна, однако в нем
постановка тире актуализирует значение следствия у второй части предложения.
25. Красота — смерть.
26. Олень, могучій, тонконогій; слѣдъ его; елку гнулъ; теряется гонъ; красоту уносилъ
и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.