Инфоурок Литература ТестыСамостоятельная работа по русскому языку на тему "Лингвистический анализ поэтического текста" (11 класс)

Самостоятельная работа по русскому языку на тему "Лингвистический анализ поэтического текста" (11 класс)

Скачать материал

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

Вариант 1

 

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

 

И. А. Бунин

*  *  *

(1)  Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега.

(2)  В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.

 

(3)  Вот след его. (4) Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб — И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.

 

(5) Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг — прыжок! (6) И далеко в лугу

Теряется собачий гон — и ветки,

Обитые рогами на бегу…

 

(7)  О, как легко он уходил долиной!

(8)  Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-звериной.

Он красоту от смерти уносил!

 

1905

 

Задания

 

1. Определите тему и основную мысль произведения.

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

2. Приведите нейтральный синоним к слову ТЯЖКИЕ в предложении 2. Чем, на ваш взгляд, объясняется использование в тексте именно этого слова?

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

3. Какое лексическое средство художественной выразительности можно назвать основным для этого текста?

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

4.  Из  предложения 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв. Ответ: ________________________________________________________________________________ 

5.  Сколько общих звуков в словах КРЕСТИКОВ и ОСТИНОК из предложения 4?

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

6.  Из предложений 2 — 4 выпишите слово, построенные по схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

7.  Определите способ образования слова НАТОПТАЛ из предложения 4.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

8.     Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

9.     Определите часть речи слова БЕШЕНО из предложения 8.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

10.  Выпишите из текста притяжательное прилагательное.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

11.  Из предложения 4 выпишите все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

12.  Выпишите все грамматические основы из предложения 4.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

13. Среди предложений 1 — 5 найдите предложение, в состав которого входят односоставные назывные предложения. Выпишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

14.  Из предложений 2 — 6 найдите то, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Выпишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

15.  Из предложений 5 — 8 выпишите контекстуальные антонимы.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

16.  Выпишите из текста 3 — 4 примера использования инверсии.

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________  ОТВЕТЫ

1.     Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нем описывается воссозданная в сознании лирического героя картина погони за оленем. Основная мысль стихотворения заключена в последних строках текста и состоит в прославлении красоты, торжестве жизни над смертью.

2.     Тяжелые. 

3.     Эпитет.

4.     Обитые

5.     Пять: [кр’эс’т’икъф], [Λс’т’инък].

6.     От-ки-ну-в.

7.     Приставочный.

8.     Снова.

9.     Наречие.

10.  Собачий.

11.  Здесь натоптал, здесь гнул, здесь скреб.

12.  Натоптал, гнул и скреб, много крестиков, остинок осыпалось.

13.  1.

14.  3.

15.  Красота — смерть.

16.  Олень, могучий, тонконогий; след его; елку гнул; теряется гон; красоту уносил.

 

             

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

Вариант 2

 

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

 

И. А. Бунинъ

*  *  * (1) Густой зеленый ельникъ у дороги, Глубокіе пушистые снѣга.

(2)    Въ нихъ шелъ олень, могучій, тонконогій, Къ спинѣ откинувъ тяжкіе рога.

 

(3)    Вотъ слѣдъ его. (4) Здѣсь натопталъ тропинокъ,

Здѣсь елку гнулъ и бѣлымъ зубомъ скребъ — И много хвойныхъ крестиковъ, остинокъ Осыпалось съ макушки на сугробъ.

 

(5) Вотъ снова слѣдъ, размѣренный и рѣдкій,

И вдругъ — прыжокъ! (6) И далеко въ лугу

Теряется собачій гонъ — и вѣтки,

Обитыя рогами на бѣгу…

 

(7)    О, какъ легко онъ уходилъ долиной!

(8)    Какъ бѣшено, въ избыткѣ свѣжихъ силъ, Въ стремительности радостно-звѣриной.

Онъ красоту отъ смерти уносилъ!

 

1905

 

Задания

 

1. Определите тему и основную мысль произведения.

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

2. Определите метр и размер стихотворения, способ рифмовки и характер клаузул (стиховых окончаний).

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

3. Приведите нейтральный синоним к слову ТЯЖКІЕ в предложении 2. Чем, на ваш взгляд, объясняется использование в тексте именно этого слова?

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

4. Какое лексическое средство художественной выразительности можно назвать основным для этого текста?

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

5.  Из  предложения 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) звуков больше, чем букв. Ответ: ________________________________________________________________________________ 

6.  Сколько общих звуков в словах КРЕСТИКОВЪ и ОСТИНОКЪ из предложения 4? Ответ: ________________________________________________________________________________ 

7.  Из  предложения 4 выпишите слова, в которых наблюдается ассимиляция по мягкости.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

8.  Объясните, в чем заключается причина разного отражения звука [’э] на письме в словах СВѢЖИХЪ и СМЕРТИ (предложение 8).

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

9.  Из предложений 3 — 6 выпишите слово, имеющее в своем составе нулевой суффикс.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

10. Из предложений 1 — 4 выпишите слово с суффиксом, имеющим значение однократного действия.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

11.  Из предложений            2 — 4 выпишите      слово, построенные по        схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

12.  Определите способ образования слова НАТОПТАЛ из предложения 4.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

13.  Определите способ образования слова ТОНКОНОГІЙ из предложения 2.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

14.  Из предложения 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

15.  Выпишите из текста слово, образованное при помощи сложения.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

16.  Определите часть речи слова БѢШЕНО из предложения 8.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

17.  Выпишите из текста притяжательное прилагательное.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

18.  Объясните разницу в употреблении окончаний в прилагательных ПУШИСТЫЕ (предложение 1) и ОБИТЫЯ (предложение 6) .

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

19.  Из предложения 4 выпишите все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

20.  Выпишите из текста словосочетание, в котором употребление предлога не соответствует нормам современного русского языка. Определите тип подчинительной связи в этом словосочетании.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

21.  Выпишите все грамматические основы из предложения 4.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

22. Среди предложений 1 — 5 найдите предложение, в состав которого входят односоставные назывные предложения. Выпишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

23.  Из предложений 2 — 6 найдите то, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Выпишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

24.  Какова роль и в чём различие использования тире в 4, 5 и 6-м предложениях текста?

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________ 

25.  Из предложений 5 — 8 выпишите контекстуальные антонимы.

Ответ: ________________________________________________________________________________ 

26.  Выпишите из текста примеры использования инверсии.

Ответ: ________________________________________________________________________________   ______________________________________________________________________________________  ОТВЕТЫ

1.     Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нем описывается воссозданная в сознании лирического героя картина погони за оленем. Основная мысль стихотворения заключена в последних строках текста и состоит в прославлении красоты, торжестве жизни над смертью.

2.     Метр — ямб в сочетании с пиррихием. Размер — пятистопный ямб (в нечетных строках — стремящийся к шестистопному), рифмовка перекрестная, клаузулы женские (в нечетных строках) и мужские (в четных).

3.     Тяжелые. 

4.     Эпитет.

5.     Обитыя

6.     Пять: [кр’эс’т’икъф], [Λс’т’инък].

7.     Здѣсь, крестиковъ, остинокъ.

8.     Причина в различном происхождении звука, а также в позиционном чередовании. Если в однокоренных словах [’э] переходит в [’о] (е // ё), то пишется Е,  если чередования не происходит, то пишется Ѣ.

9.     Скребъ.

10.  Откинувъ.

11.  От-ки-ну-въ.

12.  Приставочный.

13.  Сложно-суффиксальный / сложение с суффиксацией (суффикс в этом слове нулевой).

14.  Снова.

15.  Радостно-звѣриной.

16.  Наречие.

17.  Собачій.

18.  Окончание прилагательного мн. ч. им. и вин. п. зависит от рода: в мужском роде -ЫЕ, в женском и среднем -ЫЯ.

19.  Здѣсь натопталъ, здѣсь гнулъ, здѣсь скребъ.

20.  Теряется въ лугу. Связь — управление.

21.  Натопталъ, гнулъ и скребъ, много крестиковъ, остинокъ осыпалось.

22.  1.

23.  3.

24.  В предложении 4 вторая часть выражает значение результата того, что происходило в первой. В предложении 5 использование тире факультативно, оно показывает внезапность, неожиданность событий. В предложении 6 постановка тире также факультативна, однако в нем постановка тире актуализирует значение следствия у второй части предложения.

25.  Красота — смерть.

26.  Олень, могучій, тонконогій; слѣдъ его; елку гнулъ; теряется гонъ; красоту уносилъ и др.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Самостоятельная работа по русскому языку на тему "Лингвистический анализ поэтического текста" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Самостоятельная работа по русскому языку (лингвистический анализ поэтического текста) составлена по тексту стихотворения И. А. Бунина "Большой зеленый ельник у дороги..." и включает в себя два варианта заданий, различающихся уровнем сложности - простой и усложнённый (олимпиадного уровня). Задание первого уровня сложности состоит из 16 вопросов, задание второго уровня - из 26 вопросов. Кроме того, в тесте второго уровня сложности текст стихотворения дан в старой орфографии. Самостоятельная работа проверяет знание таких разделов, как фонетика, графика и орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 226 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по литературе на тему "Слово о полку Игореве. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи" (9 класс)
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.
  • Тема: «Слово о полку Игореве»
  • 29.12.2020
  • 1658
  • 44
«Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.07.2020 354
    • PDF 326.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чепыжова Наталья Рэммовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чепыжова Наталья Рэммовна
    Чепыжова Наталья Рэммовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83510
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов