Самореализация
и саморазвитие личности учащихся при изучении курса "Основы мировых религиозных
культур и светской этики"
Болдина Юлия Борисовна
barabanova79@mail.ru
БОУ города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.
Современное поколение людей живёт в быстро меняющемся
мире. Линейность времени, отсутствие границ даёт человеку возможность выбрать
свою траекторию жизни, свободы. Какой путь выбрать, где найти и как передать
извечные ценности? Мы радуемся материальным ценностям, а не доброте и
справедливости, техническим новинкам, а не благородным поступкам, бережно
относимся к вещам и небрежно к людям.
Система нравственных ценностей обозначенная в
Концепции Духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.
Патриотизм, любовь, уважением к ближним, семейные ценности. В качестве
важнейших национальных приоритетов были названы патриотизм, державность,
государственничество, социальная солидарность. Был определен также характер
современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение
универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями,
выдержавшими испытание временем». Традиционные российские религии: православие,
ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности.
Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной
сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом школы в
нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе
ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы
российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком,
культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления
о:
Вере в Бога; Религиозных организациях; Святости и
благочестии. (4,с.1)
Многие этические и религиозные понятия, объясняются в
рамках таких предметов, как литература, история, обществознание. О дружбе,
добре, благородстве, а также о культурах, которые раскрывают смысл этих,
понятий речь ведётся на уроках, по новому для образовательной системы предмету
– комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». И
как показывает опыт, что рассказывать о религиозных культурах достаточно
сложно. А необходимо ещё учитывать возраст наших потенциальных
слушателей-собеседников.
Приходится искать пути к сердцам и душам юных
учеников. Все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения
самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, где
обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на
ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом
и сверстниками в учебном процессе. Всё это, заставляет нас вводить новые
формы проведения уроков, используя инновационные педагогические технологии.
В свою очередь миссия
преподавателя этого курса в школе особая. Учитель должен быть не просто
грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность,
красоту, но побуждать быть добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим
наслаждаться окружающим миром и менять мир вокруг себя. Как
один из способов предлагается методика использования интерактивных форм
обучения, («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act»
- действовать, действие).. А это значит,
активные интерактивные (субъект-субъектные); проектные технологии; групповые и
командные методы; обучение в сотрудничестве; технологии организации диспутов,
дебатов, дискуссий, ученические конференции. (2, с.8)
На сегодняшний день мы наблюдаем тенденцию того, что
дети овладевают новыми знаниями и способами их получения гораздо быстрее
взрослых и без помощи взрослых, снижается авторитет старших. Произошла смена
стратегий образования «учиться не у прошлого, а у будущего».
Интерактивное
обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом
своих друзей. Не случайно В.М. Кларин утверждает, что «опыт учащегося-участника
служит центральным источником учебного познания» (3,с.27) Необходимо
учитывать возраст ребят, на который ориентируется курс «Основы религиозных
культур и светской этики». Учитель должен понимать, что учащихся необходимо
направлять, помогать. Что багаж знаний ребят с одной стороны разнообразный, но
ещё не приведён в систему. К методам интерактивного обучения относятся и такие,
которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и
переработки знаний. Из них следует назвать работу в группах («мозговой штурм»,
дебаты, различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и
малые ролевые игры.
Пример работы в
группах, по теме «Хранители предания в религиях мира»: Класс делится на 4
группы: 1 – Иудейская община. 2 – Христианская община. 3 – Мусульманская
община. 4 – Буддийская община. Для деления на группы используем карточки с
понятиями, относящимися к четырем религиям.
План работы группы:
1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы. 2.
Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. 3. Заполнить
соответствующую часть в таблице. (Таблица в тетради) 4. Обсудить вопрос: Что бы
изменилось, если бы не было хранителей религий? Свои мысли записать в виде
мини-сочинения из 5-6 предложений в тетрадь. Или другой вариант по теме
«Человек в религиозных традициях мира» Продолжите предложение: «Молитва -
это...». Обсудите в группах результаты выполнения задания. Попробуйте дать свое
определение слова молитва. Как вы думаете, это понятие относится только к одной
религии или молитвы существует у всех верующих? Почему вы так думаете? Ребята с
большим интересом и азартом играют в игры, подобно «Поле чудес». В процессе
игры учатся составлять вопросы, и правильно писать сложные слова из предмета
ОРКСЭ. По теме «Семейные
праздники как одна из форм исторической памяти», работа в группах для
выполнения творческой задачи (моделирование семейного праздника через рассказ,
показ слайдов, газету, фото- и видеоматериал. Тема «Священные книги религий
мира», ребята своё рассуждение начинают с любимой книги, учащиеся рисуют
обложку своей любимой книги, делают ей презентацию. Выявляют, кто читал, а кто
нет, кого заинтересовала. В качестве домашнего задания ребята спрашивают о
любимых книгах своих родителей. Затем выявляем, какая книга является основной
для граждан страны (Конституция). И только потом мы подходим к понятию книга –
как священному, религиозному источнику.
Что же может ждать общество от курса «Основы
религиозных культур и светской этики». Прежде всего учащийся должен проявлять
самостоятельность в духовной работе. Это в дальнейшем позволит сформировать
внутренние установки личности поступать согласно совести осознавать ценность
другой жизни, позволит грамотно выстроить отношения в семье и с окружающими.
Интерактивные технологии позволяют научить, воспитать учащихся принимать
решения, быть терпимыми к различным мнениям, сотрудничать со сверстниками,
уважать права других. Эти важные ценности, определяющие отношения и способы
поведения человека в обществе. Умение понять позицию другого, поиск
компромисса, предвидение последствий принимаемых решений, ведение диалога и в
целом социализации личности.
1. Арещенко С.В. Инновационные подходы в практике
преподавания Основ религиозных культур и светской этики. Кемерово 2012
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма
личностно-ориентированного образования. М.1997
3. Кларин
М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и
дискуссии. http://www.twirpx.com/file/61206/
4 .Концепции Духовно нравственного развития
и воспитания Гражданина России.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.