Главная / История / «Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса ОРКСЭ»

«Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса ОРКСЭ»

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Самореализация и саморазвитие личности учащихся при изучении курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Болдина Юлия Борисовна

barabanova79@mail.ru

БОУ города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.


Современное поколение людей живёт в быстро меняющемся мире. Линейность времени, отсутствие границ даёт человеку возможность выбрать свою траекторию жизни, свободы. Какой путь выбрать, где найти и как передать извечные ценности? Мы радуемся материальным ценностям, а не доброте и справедливости, техническим новинкам, а не благородным поступкам, бережно относимся к вещам и небрежно к людям.

Система нравственных ценностей обозначенная в Концепции Духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Патриотизм, любовь, уважением к ближним, семейные ценности. В качестве важнейших национальных приоритетов были названы патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем». Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:

Вере в Бога; Религиозных организациях; Святости и благочестии. (4,с.1)

Многие этические и религиозные понятия, объясняются в рамках таких предметов, как литература, история, обществознание. О дружбе, добре, благородстве, а также о культурах, которые раскрывают смысл этих, понятий речь ведётся на уроках, по новому для образовательной системы предмету – комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». И как показывает опыт, что рассказывать о религиозных культурах достаточно сложно. А необходимо ещё учитывать возраст наших потенциальных слушателей-собеседников.

Приходится искать пути к сердцам и душам юных учеников. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.  Всё это, заставляет нас вводить новые формы проведения уроков, используя инновационные педагогические технологии. 
В свою очередь миссия преподавателя  этого курса в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям духовность, нравственность, красоту, но побуждать быть  добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять  мир вокруг себя Как один из способов предлагается методика использования интерактивных форм обучения, interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие).. А это значит, активные интерактивные (субъект-субъектные); проектные технологии; групповые и командные методы; обучение в сотрудничестве; технологии организации диспутов, дебатов, дискуссий, ученические конференции. (2, с.8)

На сегодняшний день мы наблюдаем тенденцию того, что дети овладевают новыми знаниями и способами их получения гораздо быстрее взрослых и без помощи взрослых, снижается авторитет старших. Произошла смена стратегий образования «учиться не у прошлого, а у будущего».

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Не случайно В.М. Кларин утверждает, что «опыт учащегося-участника служит центральным источником учебного познания» (3,с.27) Необходимо учитывать возраст ребят, на который ориентируется курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учитель должен понимать, что учащихся необходимо направлять, помогать. Что багаж знаний ребят с одной стороны разнообразный, но ещё не приведён в систему. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать работу в группах («мозговой штурм», дебаты, различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры.

Пример работы в группах, по теме «Хранители предания в религиях мира»: Класс делится на 4 группы: 1 – Иудейская община. 2 – Христианская община. 3 – Мусульманская община. 4 – Буддийская община. Для деления на группы используем карточки с понятиями, относящимися к четырем религиям.

План работы группы: 1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы. 2. Определить хранителей предания в религии и рассказать о них. 3. Заполнить соответствующую часть в таблице. (Таблица в тетради) 4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий? Свои мысли записать в виде мини-сочинения из 5-6 предложений в тетрадь. Или другой вариант по теме «Человек в религиозных традициях мира» Продолжите предложение: «Молитва - это...». Обсудите в группах результаты выполнения задания. Попробуйте дать свое определение слова молитва. Как вы думаете, это понятие относится только к одной религии или молитвы существует у всех верующих? Почему вы так думаете? Ребята с большим интересом и азартом играют в игры, подобно «Поле чудес». В процессе игры учатся составлять вопросы, и правильно писать сложные слова из предмета ОРКСЭ. По теме «Семейные праздники как одна из форм исторической памяти», работа в группах для выполнения творческой задачи (моделирование семейного праздника через рассказ, показ слайдов, газету, фото- и видеоматериал. Тема «Священные книги религий мира», ребята своё рассуждение начинают с любимой книги, учащиеся рисуют обложку своей любимой книги, делают ей презентацию. Выявляют, кто читал, а кто нет, кого заинтересовала. В качестве домашнего задания ребята спрашивают о любимых книгах своих родителей. Затем выявляем, какая книга является основной для граждан страны (Конституция). И только потом мы подходим к понятию книга – как священному, религиозному источнику.

Что же может ждать общество от курса «Основы религиозных культур и светской этики». Прежде всего учащийся должен проявлять самостоятельность в духовной работе. Это в дальнейшем позволит сформировать внутренние установки личности поступать согласно совести осознавать ценность другой жизни, позволит грамотно выстроить отношения в семье и с окружающими. Интерактивные технологии позволяют научить, воспитать учащихся принимать решения, быть терпимыми к различным мнениям, сотрудничать со сверстниками, уважать права других. Эти важные ценности, определяющие отношения и способы поведения человека в обществе. Умение понять позицию другого, поиск компромисса, предвидение последствий принимаемых решений, ведение диалога и в целом социализации личности.



1. Арещенко С.В. Инновационные подходы в практике преподавания Основ религиозных культур и светской этики. Кемерово 2012

2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. М.1997

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. http://www.twirpx.com/file/61206/

4 .Концепции Духовно нравственного развития и воспитания Гражданина России.






  • История
Описание:

Современное поколение людей живёт в быстро меняющемся мире. Линейность времени, отсутствие границ даёт человеку возможность выбрать свою траекторию жизни, свободы.  Какой путь выбрать, где найти и как передать извечные ценности? Мы радуемся материальным ценностям, а не доброте и справедливости, техническим новинкам, а не благородным поступкам, бережно относимся к вещам и небрежно к людям.

Система нравственных ценностей обозначенная в Концепции  Духовно нравственного развития и воспитания  гражданина  России. Патриотизм, любовь, уважением к ближним, семейные ценности. В качестве важнейших национальных приоритетов были названы патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем». Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Болдина Юлия Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 721
Номер материала 25173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓