Сентябрь
2013
Октябрь
2013
Умение
находить и различать противоречия
Ноябрь
2013
Работа
над развитием речи с использованием мнемотаблиц
Декабрь
2013
Умение
разрешения противоречий
Январь
2014
Развитие
речи дошкольников через моделирование сказок
Февраль
2014
Развитие
представлений о противоречивости окружающего мира
Март
2014
Работа
над развитием речи через театральную деятельность
Апрель
2014
Составление
загадок
Май 2014
Речевое
развитие детей
|
Подбор и изучение литературы по теме
Дошкольное детство - это
возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем,
возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование
приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно
помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое
воображение, связную речь.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий,
призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее
эффективность.
Мнемотехника – это система методов и
приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире,
эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение
информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблица - это графическое или
частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы,
некоторых действий и др. Мнемотаблица должна быть понятна детям. Опорным в
таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы,
действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка
со скалочкой»: лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг
главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка,
собачка), чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет
сказки. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, а так
же использовала изображение не предметов, а символов например - для
изображения диких лесных животных рисуем ёлку, а для обозначения домашних –
дом.
Научить детей заниматься "направленным"на определенный
результат творчеством и дать детям простейшие навыки технологии поиска
решений различных задач.
1. Решение
проблемных ситуаций по сюжету сказки;
2. Решение проблемных ситуаций по типу “если ли бы ты попал в сказку”;
3. Придумывание новых проблемных ситуации в известных сказках по типу игры
“Теремок сказок”.
Основными подходами
к реализации основной цели работы – развития у детей представлений о
противоречиях в окружающем мире и способах их разрешения – являлись
следующие:
1. Противоречия
существуют вокруг нас в любом предмете или явлении. Для лучшего понимания
детьми противоречий окружающего мира на всех этапах работы детям предлагались
предметы и явления, сказочные задачи из 4-х областей окружающего мира,
близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”,
“Я и Я”.
Противоречий вокруг нас великое множество, возникают
противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может
быть и хорошим и плохим. Игра помогает развивать не только умение думать,
рассуждать, доказывать, но и развивает речь ребёнка, фантазию, умение
принимать позицию другого человека, отличную от своей, уважать мнение
другого.
В
развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют
занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого
и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию
интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Развитие
творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие
речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей
детей. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод
развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при
которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые
могут быть фантастическими и невероятными.
Учить
детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Загадка – это серьезное упражнение для
ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в
остроумии.
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой,
правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений
|
Памятки
для родителей по развитию речи детей .
Анкетирование
родителей «Речевое развитие детей»
Для
определения уровня развития детей, воображения и творческого мышления
использовалось дидактическое пособие Круги Луллия.
Проведение
ОУД с использованием мнемотаблиц
Играли с
детьми в игры «А что, если…», «Хорошо-плохо».
Эти игры научили детей
самостоятельно находить противоречия, повысился уровень связной речи.
Все задания детям,
способы ознакомления с противоречиями и методами ТРИЗ по их разрешению
преподносились детям в игровой форме, с использованием наглядного материала,
дети выступали в роли активных участников, принимались все предложения детей.
Я использовала
деление на команды: одна команда “Хорошо”, другая – “Плохо» Таким образом,
игра “Хорошо – плохо” учит находить и формулировать противоречивые свойства
рассматриваемых предметов и действий. И мне удавалось использовать эту игру
при изучении практически всех тем. Дети стали понимать, что в любом
хорошем есть плохое, а в любом плохом – хорошее. Большие возможности по
развитию представлений о противоречивости окружающего мира предоставляет игра
“Наоборот”. “Наоборот” позволяет понять, что каждый предмет или явление
окружающего мира обладает противоположными свойствами, что позволяет ребёнку
открыть “тайну двойного”.
С детьми
придумали новый сюжет сказки «Три поросенка», детям очень понравилось
сочинять что-то новое, необычное. Сначала предложила несколько карточек с уже готовым схематичным
изображением героев, затем уже дети предлагали свои варианты.
Был проведен вечер загадок.
Изготовлено пособие «Часы»
Выставка
дидактических игр.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.