Самоанализ профессиональной деятельности педагога дополнительного
образования Васича Вячеслава Валентиновича.
Искусство
было и остаётся важнейшим средством нравственного воспитания. Авторская песня
обладает большими воспитательными возможностями. Она несёт в себе огромный
духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество
прекрасного, в победу добра и справедливости. Авторская песня усиливает,
романтизирует восприятие окружающего мира, вносит эмоциональный колорит,
разрядку. В период взросления перед молодыми людьми остро встают вопросы
социальной классификации общества, явно прослеживаются проблемы собственной
коммуникативности.
В
целях предоставления условий для самореализации творческих способностей
подростков мной была разработана дополнительная образовательная программа для
занятий в студии авторской песни «Лад», которая получила высокую оценку
методиста кафедры интегральной педагогике АКИПКРО Юрловой Т.С. и рекомендована
к применению в учреждениях дополнительного образования. Работа по программе
предполагает активизацию деятельности обучающихся путём непосредственного
изучения репертуара авторской песни. С другой стороны, делается акцент на
обучение аккомпанирующей гитаре, что связанно с возросшим интересом в обществе
к этому инструменту.
Цель
программы: создание условий для самореализации творческих способностей
подростков посредством бардовской песни, приобщения к основам музыкальной
культуры, развития музыкально-эстетического вкуса, воспитания нравственных
чувств, понимания истинных духовных ценностей. Задачи предусмотрены на каждый
год обучения, но основными являются: расширение поэтического и музыкального
кругозора; развитие творческих способностей и возможностей для выступления на
сцене; воспитание чувства коллективизма, коммуникативных и поведенческих
навыков; создание комфортной психологической обстановки, создание ситуации
успеха для каждого.
Программа
рассчитана на три года обучения и реализуется через групповые занятия с
обучающимися в возрасте от 10 до 18 лет.
Основу
образовательного процесса составляет овладение инструментом с параллельным
изучением основ музыкальной грамоты, развитием музыкальных способностей и
вокальных данных. Обучение одновременному пению и аккомпанементу проводится на
основе авторских песен, имеющих ценность текста, зовущих к размышлению и
наиболее легких в гармоническом изложении. Наиболее
способные обучающиеся начинают участвовать в процессе сотворчества с педагогом,
предлагают свои идеи для проведения концертов и выступлений, пишут свои первые
музыкальные сочинения, участвуют в
постановке вечеров для гостей и родителей, готовят тематические музыкальные
вечера и беседы. Например, тематические программы «Вечер туристской песни», «Наш
друг - гитара», «Песни из кинофильмов», беседы «Особенности жанра «Авторская
песня», «Музыкальные инструменты» и др.
Один
из основных принципов организации занятий является чередование различных видов
деятельности. В основном они носят практический характер, но включают и
необходимые теоретические сведения, так как без них невозможна самостоятельная
творческая работа обучающихся. Теоретические занятия не носят второстепенного
характера, а являются направляющей для активации творческой инициативы
подростка и включают в себя следующие темы: посадка и постановка рук, различные
стили игры на гитаре, звукоряд гитары, буквенно-цифровое обозначение аккордов и
их построение, звукоизвлечение и другие.
На
первом этапе обучения я сам выбираю песни для исполнения, которые способствуют
поэтапному развитию технической базы обучающихся. В этот период, когда внимание
полностью погружено в знакомство с аккомпанементом, развитие песенного
интонирования, дыхания – вести работу над детальным осмыслением текста очень
тяжело, и неоправданно. А когда обучающийся переходит к самостоятельному
подбору произведения, что при реализации данной программы принципиально, то
тогда начинается основная работа. Работа над тексами, образами произведения,
благодаря чему развивается теоретическое рефлексивное мышление, которое
позволяет анализировать абстрактные идеи, рассуждать об идеалах, о будущем,
открывать новые возможности для осмысления собственного опыта и эмоциональных
переживаний.
Отслеживание
результатов обучения по программе осуществляется по разработанной мной
диагностике. Исходя из программных задач, разработаны требования по годам
обучения, соответствующие низкому, среднему и высокому уровню знаний, умений и
навыков. Сравнительные результаты которой за период с 2006 по 2009 год
показывают положительную динамику по качеству усвоения программных материалов.
Так в 2006-2007 учебном году ……………………………….
Студия
авторской песни «Лад» занимается на базе Центра 10 лет, на протяжении этого
времени возраст обучающихся был 14-18 лет. В 2007 году произошло изменение
возрастного состава обучающихся, так как в студию пришло большое количество
детей в возрасте от 9 до 13 лет. В связи с этим была выбрана тема методической
работы «Методика организации занятий по изучению авторской песни с детьми
младшего и среднего школьного возраста». Результатом работы над темой стали
дидактические материалы к занятиям по темам «Ритмические
рисунки», «Строение гитары», «Правила посадки», оформлены папки с песенным
репертуаром современных исполнителей и классиков жанра в соответствии с
возрастом обучающихся, сделана подборка и систематизация аудио и
видеоматериалов. Итогом работы по теме стало выступление на методическом
объединении центра, участие в конкурсе «Педагогическая копилка» и выступление
на региональной образовательной выставке АКИПКРО «Инновационная деятельность
как условие реализации Регионального комплексного проекта модернизации
образования», где представленные опыт был отмечен грамотой за реализацию
инновационного подхода в профессиональной деятельности.
Анализируя
образовательный процесс в студии, я пришел к выводу, что большинство детей на
начальном этапе приходят в студию не столько для занятий авторской песней,
сколько с целью реализации себя через самодеятельное исполнение. Получив первые
положительные результаты, у обучающихся наблюдается творческий подъем и желание
к дальнейшей деятельности, и здесь появляются первые проблемы: не все дети
могут заниматься самостоятельным песенным творчеством, а у многих детей
отсутствует музыкальный инструмент (гитара) и ближайшая перспектива на его приобретение.
Поэтому возникла идея разработать социально-педагогический проект
«От ремесла к искусству». Идея которого - изготавливать вместе с детьми
простые музыкальные инструменты (маракасы, шейки, сопель, флейта и другие), с
целью вовлечения обучающихся в творческий процесс, как по изготовлению, так и
по использованию в качестве дополнительного аккомпанемента на своих
выступлениях. Кроме того, данный вид деятельности направлен на предоставление
условий для коллективного творчества обучающихся, например, создание малых форм
ансамбля, что немаловажно для детей первого года обучения. Сольное выступление требуют профессионализма и особого
психологического настроя, а коллективное выступление на первых порах помогает
справиться с волнением, «комплексом первого выступления», но в тоже время они
удовлетворяют потребность ребёнка в самоутверждении и самореализации.
Для
того чтобы приступить с детьми к реализации данного проекта я изучил, обобщил и
систематизировал материалы по истории возникновения, развития народных
музыкальных инструментов, основам и правилам их изготовления. На основе публикаций о русских народных инструментах и собственного
опыта в их изготовлении я составил методические
пособия по изготовлению народного инструмента сопель, флейта Пана. С
целью ориентации обучающихся на практическое использование изготовленных
самостоятельно простых музыкальных инструментов и привлечение их к
исполнительской деятельности, был поободран соответствующий данным инструментам
репертуар и разработан сценарий тематической программы «Знакомство с
музыкальными инструментами». Итогом реализации проекта явилась высокая
сохранность контингента – 98%; увеличение количества обучающихся первого года
обучения, вовлеченных в концертную деятельность на 37%; рост количества
выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня на 24%.
Проект
был представлен на Международной образовательной выставке УЧСИБ – 2009 (г. Новосибирск),
где вошел в состав проектов отмеченных Малой золотой медалью выставки и получил
диплом регионального конкурса педагогических проектов «Так зажигают звезды».
Одним из ведущих факторов, влияющих на сохранность
обучающихся в детском объединении, является устойчивая мотивация детей к
занятию творчеством и предоставление им возможности для творческой самореализации
через различные виды деятельности. Оптимальным средством для реализации данной
задачи является участие обучающихся в фестивалях различных форм и уровней.
Поэтому студия авторской песни «Лад» ежегодно принимает участие в городском
фестивале дворовой песни «Ребята с нашего двора», региональном фестивале
авторской песни «Зелёный рай» с. Турочак, краевом детском фестивале авторской
песни в г. Барнаул, международном детском фестивале авторской песни в Кольцово.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.