Самоанализ урока
Учитель: Маркова Юлия Николаевна
Дата: 04.03.2013 года
Класс: 2
Предмет:
литературное
чтение
Тема: « Братец Кролик – главный герой сказки «Как
братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». »
Предлагаемый урок входит в раздел темы «Сказка – ложь, да в ней намёк...», на которую отводится в программе
21 час. Это 10-ый урок данной темы.
Тип
урока: комплексного применения знаний и
умений
Способы
взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей обучающихся и их
интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и
индивидуальные особенности, а также уровень развития обучающихся (класс
среднего и ниже среднего развития). Учитывала психологические особенности
детей: визуалы, кинестетики, аудиалы. Методы словесной передачи информации и
слухового восприятия информации (прием: беседа, дискуссия).
Большинство
учащихся является визуалами, поэтому считаю, что наиболее эффективно
использование метода наглядной передачи информации и зрительного восприятия
информации (приемы: презентация, наблюдение).
Для
кинестетов мною использован метод передачи информации с помощью практической
деятельности и тактильного кинестетического ее восприятия ( работа в группах,
конструирование синквейна на доске, интерактивное задание). Физкультминутки
тоже были подобраны у учетом особенностей детей.
Урок
построен в соответствии с программными требованиями.
Была поставлена
триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие
аспекты:
1.
образовательный: формировать умение отвечать на
вопросы учителя по содержанию прочитанного, умение выражать своё отношение к героям, событиям,
языку произведения, давать им характеристику.
2.
развивающий: способствовать развитию
мыслительных операций,наблюдательности, обогащению словарного запаса,развивать творческие способности учащихся,
чувство ответственности за порученное дело.
3.
воспитательный: воспитывать уважительное
отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Поставлены реальные цели образовательного,
развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют
стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Структура урока соответствует типу урока и его
дидактическим задачам. В течение всего урока соблюдается логика изложения
учебного материала в соответствии с заданной темой.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
1. по виду источника информации:
· словесные (объяснение, беседа с обучающимися);
· наглядные (демонстрация презентации );
·
практические (работа в
группе, паре);
·
интерактивный( работа на
площадке);
2. по степени самостоятельности
мышления:
·
частично – поисковый
метод ( поиск примеров, фактов, подтверждений приведённым аргументам);
·
репродуктивные;
·
объяснительно-иллюстративный
.
3.
по степени управления учебной работой:
ñ под руководством преподавателя;
ñ самостоятельная работа обучающихся.
В основу построения данного урока
положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом
способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными
видами информации. Для
этого использованы работа в паре, группе и прием ТРКМ.
На протяжении всего урока использовала: практические,
творческие, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса
к предмету. Были применены следующие формы познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, работа в паре, группе, которые в ходе урока
сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально
распределено, «связки» между ними логичны, оптимальность содержания урока
достаточная.
Число видов учебной деятельности:
ñ опрос учащихся;
ñ моделирование;
ñ чтение;
ñ слушание;
ñ рассматривание наглядных пособий;
ñ ответы на вопросы;
ñ работа с источниками информации .
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на
всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного
контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Для
решения поставленных задач была рациональна выбранная структура урока.
1 этап –
Организационный момент. Оргмомент, имеет своей целью организовать внимание
учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень
серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя
мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе
закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.
Урок я начала с
чтения памятки психологического настроя, для успешной работы, я часто применяю
такой приём в начале урока, который мобилизирует на работу.
Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил включить учащихся в
ход урока.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Регулятивные УУД
:
- обеспечение учащимся
организации их учебной деятельности;
-
эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
2
этапом урока – постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. Его целью является создание условий для возникновения у
обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Этот
этап я начала с устной работы с применением ИКТ, а именно с восстановления
рассыпавшегося предложения , по которому обучающиеся сформулировали тему урока
и определили цели. Использование этого задания способствовало возникновению
познавательного интереса к предмету. Такие задания создают положительный
эмоциональный настрой.
Для решения
поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Личностные УУД:
- самоопределение ;
- смыслообразование ;
- внутренняя позиция
школьника ;
-
учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные
УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
- планирование учебного сотрудничества.
3 этап-
актуализация знаний. Цель данного этапа – актуализация ранее изученного
материала. На данном этапе дети с помощью схем вспомнили знания, необходимые
на уроке.
В соответствии с требованиями ФГОС
формировались:
Регулятивные УУД:
-выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения,
- фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии ;
- волевая
саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
-уметь слушать и слышать, понимание речи других,
-оформление внутренней речи во внешнюю
- аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации ;
- учет разных мнений
;
- использование критериев для обоснования
своего суждения .
Познавательные:
-выполнять
классификацию;
-обосновывать
основание для классификации;
-выполнять анализ;
-извлекать
информацию из схем.
Предметные:
-различать слова с
мягким знаком в середине и в конце слова;
-различать
слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных.
4 этап .
Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала,
выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Он включал в себя:
- минутку
чистописания. На данном этапе обучающиеся совершенствуют свои каллиграфические
навыки. Цели этой работы- воспитывать аккуратность, настойчивость, терпение,
усердие. Минутка чистописания была тесно связана с темой урока.
-словарная работа.
С целью обогащения словарного запаса дети знакомились с (фразеологизмом) и
интеллектуального развития обучающихся.«Фразеологический
словарь», как наглядное пособие был использован с целью того, чтобы дети
еще раз увидели какие бывают словари и использовали их в своей работе. Часть
обучающихся выполняли индивидуальную работу на карточках с последующей
самооценкой.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Предметные:
-писать слова с мягким знаком в середине и в конце
слова;
-развитие
умений писать слова с разделительным ь;
-различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных.
Регулятивные УУД:
-выполнять учебное
задание в соответствии с целью;
-осуществлять
взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
Коммуникативные УУД:
-
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеcтву
в рамках учебного диалога ;
-адекватно
взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-использовать речевые
средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
-извлекать информацию из схем, текстов;
-представлять информацию в виде схемы;
- основе
анализа объектов делать выводы;
-выявлять
сущность, особенности объектов;
-обобщать и
классифицировать по признакам.
5 этап.
На данном этапе урока содержится работа творческого характера . Целью является
обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в новой
ситуации.
Обучающиеся
выполняли задание в паре. Дети отгадывают загадки. Отгадками являются по теме
урока. Проверка проходит фронтально. В процессе работы пар обучающимся задаются
вопросы по заданию. Здесь использовался метод наглядности.
Далее обучающимся
предлагаются разноуровневые задания в зависимости от
способностей и индивидуальных особенностей личности каждого. Здесь же
идёт работа повторению и систематизации изученных орфограмм. Дети сами выбирают
сложность выполнения задания.
Работа с учебником.
Здесь закрепляются аспекты изучаемой темы , повышется степень
самостоятельности обучающихся. В ходе работы использовался частично – поисковый
метод.
Тест. Для
обобщения ранее полученных знаний использовалось тестовое задание.
Работа с тестом
способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу,
позволяет проверить объем и качество знаний на данном этапе.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Коммуникативные УУД:
-учитывать
разные мнения и стремиться к сотрудничеcтву в
рамках учебного диалога ;
-адекватно
взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-использовать речевые
средства для представления результата деятельности.
Регулятивные УУД:
-выполнять
учебное действие по плану;
-
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
-выполнять учебное
задание в соответствии с целью;
-осуществлять
взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
-высказывать своё
предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать предстоящую работу ;
-отличать верно выполненное задание от
неверного;
-осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Познавательные УУД:
-извлекать
информацию из схем, текстов;
-представлять информацию в виде схемы;
- основе
анализа объектов делать выводы;
-выявлять сущность,особенности объектов;
-обобщать и
классифицировать по признакам.
Предметные:
-писать слова с мягким знаком в середине и в конце
слова;
-развитие
умений писать слова с разделительным ь;
-различать слова с
разделительным ь и ь для обозначения
мягкости согласных.
6 этап-
информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель:сообщить
обучающимися о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения,
мотивировать необходимость и обязательность.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Коммуникативные УУД:
-понимать и слушать речь других;
7 этап –
рефлексия. Задача данного этапа – анализ и оценка успешности достижения цели;
выявление качества и уровня овладения знаниями. На данном этапе я вместе с
обучающимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку.
Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни.
Возвращаемся к целям и определяем -достигли или нет.Обучающиеся сами говорят,
что хорошо потрудились, много сделали – девиз был подобран правильно.
В соответствии с требованиями ФГОС формировались:
Личностные :
адекватное понимание
причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ,
-следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям
Познавательные:
-умение
структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности,
- рефлексия способов
и условий действия
Регулятивные:
-волевая
саморегуляция;
-оценка – выделение и
осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
прогнозирование.
Коммуникативные:
-выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью
-формулирование и
аргументация своего мнения, учет разных мнений ,
-использование критериев для обоснования своего суждения.
По наблюдениям психологов, после 30 минут работы
внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе закрепления знаний
использовалось упражнение, позволяющее детям в игровой форме закрепить
полученные знания и систематизировать их.
На уроке использовались методы и приемы,
способствующие сохранению здоровья у обучающихся. В течение всего урока мои
действия, как педагога, включали способы поддержания физического,
психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было
организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А
использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное
восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.
На уроке
были задействованы все виды восприятия по типу: глаз – мозг – рука. Подобранные
учебные задания способствовали формированию здорового образа жизни учащихся.
Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутку, смену
динамических поз, упражнение для глаз.
Внимание
учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:
-через прямое требование;
-связывая изученный материал с жизнью школьника;
-с помощью использования занимательной информации.
На уроке
ставились учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания
способствовали развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению.
На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною
была проведена рефлексия - объективное оценивание самого себя. Данный вид
работы создает ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого
ребенка на уроке, а обучающимся почувствовать свою значимость и успешность.
При планировании урока были учтены психологические
особенности учащихся.
Считаю поставленные задачи достигнутыми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.