Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / «С чего начинается Родина…» Система работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях малокомплектного детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

«С чего начинается Родина…» Система работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях малокомплектного детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» села Белянка Шебекинского района Белгородской области












«С чего начинается Родина…»


Система работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях малокомплектного детского сада в соответствии с ФГОС ДО.



















Подготовила: воспитатель

Зайченко ГалинаВикторовна

МБДОУ «Детский сад «Ромашка» с. Белянка

дополнительна группа

на сельском подворье







2016 год

«Без духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви,

ни чести – ничего, чем человек есть человек». В. Белинский.

Родина, Отечество… наверное это самые значимые слова в жизни каждого человека. Любовь к Родине – самое глубокое и сильное чувство. И воспитывать его надо уже в дошкольном детстве, когда формируются базисные характеристики личности ребенка, основы его мировоззрения.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема духовно-нравственного воспитания детей.

По мнению многих педагогов, мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательствами, телевизионными и музыкальными проектами, оказывала разрушительное воздействие на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, охотники за привидениями, монстры и драконы, телепузики. Массовая культура Запада и Востока наступала по всем направлениям, навязывала детям чужие ценности: культ силы, предпринимательства, денег, индивидуализма. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, на современном этапе наиболее актуальна.

Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный  образовательный   процесс   на   основе   духовно-нравственных  и социокультурных ценностей   и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.      

Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно - нравственного  воспитания  в  научно-педагогическом   сообществе   пока   не сложилось. 

 Поэтому парциальная программа «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханева) введена во все виды деятельности детей согласно рабочей  программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы».

Чувство духовности, нравственности необходимо воспитывать и начинать этот процесс как можно раньше. По мнению психологов, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки духовных качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.

Работая над темой духовно-нравственного воспитания дошкольников, я наблюдала за детьми в различных видах деятельности, во время их общения со сверстниками, родителями, беседуя со своими воспитанниками, я пришла к выводу, что большинство детей имеют низкий уровень представлений об окружающей природе, о своем родном селе, о семье, не знают произведений русского народного творчества. Поэтому целью моей работы стало формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа.

Духовно-нравственное воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Поэтому для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;

  • Формирование представлений детей о родной природе, воспитание бережного отношения к природе и всему живому;

  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, русским традициям и промыслам;

  • Расширение представлений о родном селе, его истории, традициях, памятниках, его жителях; воспитание чувства гордости своим любимым селом;

  • Знакомство с символикой государства (герб, флаг, гимн);

  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своего села, города, страны;

Содержание работы по духовно – нравственному воспитанию успешно интегрируется с образовательными областями образовательной программы ДОУ: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности, такой как:

  • - игровая;

  • - коммуникативная;

  • - трудовая;

  • - музыкальная;

  • - двигательная;

  • - восприятие художественной литературы и фольклора;

  • - конструирование и изобразительная.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный централизм», т.е. отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

В соответствии с вышесказанным весь материал я распределила на четыре раздела:

1 раздел – Мой дом - моя семья;

2 раздел – Русская народная культура – начало из начал;

3 раздел – Родная природа – наш общий дом;

4 раздел – Мое село, мой город, моя страна.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в духовном становлении личности ребенка.

В работе с детьми по разделу «Мой дом – моя семья» я стараюсь привить ребятам интерес к своей семье, ее традициям, желание узнать свои корни и желание заботиться о членах своей семьи. Во время проведения бесед, игр, праздников подвожу детей к тому, чтобы они увидели как можно раньше «гражданское лицо» свой семьи: чтобы знали, за что папа и мама, дедушка и бабушка получили определенные награды, знали своих знаменитых родственников. Организованная таким образом работа способствует правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Мною создан семейный клуб «Я и моя семья», в состав которого входят родители и дети. Члены клуба организуют совместные праздники, развлечения, театрализованные представления и экскурсии. В нашей группе установилась добрая традиция «Встречи с интересными людьми», которые проводились и проводятся один раз в месяц. На таких встречах присутствуют все желающие из семей воспитанников. Дети с увлечением слушали о семейных традициях, профессиональной деятельности членов семей, истории семьи, рассматривали семейные фотографии. С особым интересом слушали и дети, и родители рассказ педагогов о своих семьях и увлечениях. Итогом таких встреч стало создание альбома «Наша дружная семья», в котором размещены фотографии семей воспитанников и их небольшие рассказы о членах своей семьи.

Немаловажное значение, для формирования положительных семейных взаимоотношений играло участие родителей в традиционных мероприятиях детского сада «Папа, мама, я – спортивная семья», «В гостях у сказки». Для взрослых это возможность увидеть в своих ребятах серьезных и ответственных помощников, они вместе с ними радовались и огорчались, а это в свою очередь создавало в семьях атмосферу добра, единения, взаимопонимания.

Эффективно использована нами для развития интереса к истории своей семьи, ее членам, работа по составлению родословной. Активно и с огромным интересом и взрослые, и дети собирали материалы о своей родословной для создания генеалогического дерева. При оформлении генеалогического дерева семьи воспитанников нашей группы проявили творчество, поэтому получились очень интересные работы.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Устами дошкольника», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и семьи.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.

Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Зимняя сказка», конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Для любимой мамочки», «Портрет моего отца», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам; а так же фотовыставки: «Носите детей на руках», «Будни и праздники группы «Золотой ключик»», «Именины в кругу семьи» и т.д.

Эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных чувств детей оказывается неизмеримо выше, если ребенок включен в культуру собственного народа. Именно поэтому я считаю, что родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность. В работе с детьми над разделом «Русская народная культура – начало из начал» мною были выбраны следующие приоритеты:

  • использование всех видов фольклора (сказки, песенки, половицы, поговорки, хороводы и т.д.), так как в устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

  • Знакомство детей с народными праздниками и традициями, так как в них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых…Причем все эти наблюдения непосредственно связаны с различными сторонами общественной жизни человека.

  • Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Основной методический ход – дать детям возможность не только получить знания о родной культуре, а эмоционально прожить в культурной традиции своего народа посредством вхождения в праздничный круг – Покров, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха и т.д. Малышам приносит огромную радость не только сам праздник, но и подготовка к нему, в ходе которого ребята знакомятся с историей, обычаями, бытом народа, фольклором, прикладным искусством, усваивают этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь. Во время проведения праздников дети одеваются в народные костюмы, играют в русские народные игры и это тоже в свою очередь дает возможность познакомить детей с историей и культурой своего народа. Совместно с родителями и детьми мы провели фольклорные праздники «Осенины», «Капустница» «Рождество» «Масленица», «Пасха». С воспитанниками своей группы я создала детский фольклорно-экологический театр «Росинка». В репертуар театра входят русские народные сказки, игры-хороводы, фольклорные праздники. Ребята с увлечением показывают для своих друзей спектакли по русским народным сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Клубок – шерстяной колобок» и др.

Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого является малыш. Работу над разделом «Родная природа – наш общий дом» я начала со знакомства ребят с природой близкого окружения. Нашему детскому саду повезло, рядом с ним расположена березовая рощица. Во время прогулок и экскурсий в природу мы с детьми наблюдаем объекты непосредственно в природе, но я всегда стараюсь подчеркнуть, что эта рощица частичка той малой Родины, которая останется в их сердцах на всю жизнь. Березовая рощица любимое место прогулок нашей группы. Здесь мы наблюдаем за развитием деревьев и кустарников, находим лекарственные растения, вспоминаем народные рецепты, читаем стихотворения о березке, водим хороводы. Путешествия в природу мы совершаем вместе с фольклорным персонажем Бабусей-берегусей, которая оберегает природу и учит детей любить и понимать мир родной природы. Особой популярностью у моих воспитанников пользуются экологические акции: «Друзья природы», «Чистое утро», «Не проходите мимо», «Посади дерево», «Окно радости», «Березкины слезки» и др. И каждая акция – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

Важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания является воспитание любви и уважения к родному селу. Белогорье… Милый сердцу отчий край. Здесь мы родились, здесь живут наши близкие, наши друзья. Это наша родная, родимая русская земля. Эту землю завещали нам деды и прадеды. Биография нашего села богата славными традициями и работа по знакомству с родным селом проходит по следующим разделам:

  • история родного села;

  • никто не забыт, ничто не забыто;

  • трудовые будни наших земляков;

  • государственная символика (герб, флаг, гимн).

В процессе экскурсий, прогулок, бесед с детьми я стараюсь показать ребятам, что родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Чтобы полнее познакомить детей с историей родного села, организую экскурсии в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в библиотеку, в Дом культуры, где оборудован мини-музей русского народного творчества. Ребята с интересом рассматривают экспонаты, фотографии, делятся впечатлениями об увиденном. Все эти экскурсии знакомят детей с объектами села, профессиями работающих здесь людей, воспитывают уважительное и доброжелательное отношение к жителям-землякам.

Возложение цветов и минута молчания при посещении памятника односельчанам, погибшим за свободу Родины, помогают формировать у детей активное положительное отношение к защитникам Отечества. Уже стало доброй традицией участие детей в праздничном концерте, посвященном Дню Победы, куда мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы услышать интересные рассказы об их подвиге.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей страны, краем, где мы живем, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. С этой целью в группе созданы фотоальбомы: «Достопримечательности города Шебекино», «Москва – столица нашей Родины», папка-передвижка «Моя малая Родина – село Козьмодемьяновка».

Особой популярностью у ребят пользуется оформленный в группе «Уголок государственной символики». С целью воспитания гордости за свою страну при проведении спортивных праздников и тематических досугов и развлечений я использую мелодию гимна нашей страны, а на участке детского сада торжественно поднимается флаг России.

Ввиду того, что понимание государственной символики еще достаточно сложно для детей, я использую в своей работе игру-пазлы «Наша Родина», которая знакомит ребят с государственными символами России, культурой русского народа. Также подобрана серия книг «Куклы в народных костюмах, которые рассказывают детям о том, как многонациональна наша страна и как она огромна.

Для более полного ознакомления детей с нашей страной, я поместила в уголок карту-раскраску «Наша Родина – Россия». Большая раскраска помогает не только развлечься, но и узнать много нового о нашей стране.

Немаловажное значение имеет участие детей в праздниках и развлечениях, посвященных доблестным защитникам Отечества. Вместе с родителями и детьми я организовала военную игру «Зарница», где все соревновались в силе и выносливости, смекалке и ловкости, а свои впечатления отразили в рисунках и рассказах.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что мы, педагоги, повседневно закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и будем надеяться, что рано или поздно посеянные зерна дадут о себе знать. Свое выступление хотелось бы закончить словами замечательного педагога и психолога Ш.А. Амонашвили:

«Духовный мир ребенка не может пустовать, пустого духовного мира не существует, он обязательно чем – то заполнится: образами, впечатлениями, мыслями, идеалами».












Используемая литература:

1.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

2. «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханева);

3. Б. Осыков, А. Осыков., «Родное Белогорье»;

4. Рабочая программа воспитателя «От рождения до школы»;

5. Н.А. Рыжова Рабочая программа «Наш дом – природа»;

6. Примерная основная общеобразовательная программа детского сада «От рождения до школы»;

7. А.С. Куприна, Т.А. Бударина. «Знакомство детей с русским народным творчеством».

8. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба…»;

9. Научно-методический журнал для педагогов и родителей «От А до Я», №3 2003г;

10. О.А. Ботякова, Л.К. Зязева. «Российский Этнографический музей – детям»;

11. М.А. Васильева «Малокомплектный детский сад».





  • Другое
Автор Зайченко Галина Викторовна
Дата добавления 20.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 306
Номер материала MA-072785
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы