Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» села
Белянка Шебекинского района Белгородской области
«С чего
начинается Родина…»
Система
работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях
малокомплектного детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Подготовила: воспитатель
Зайченко ГалинаВикторовна
МБДОУ «Детский сад «Ромашка» с.
Белянка
дополнительна группа
на
сельском подворье
2016 год
«Без
духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви,
ни чести – ничего, чем человек есть человек». В.
Белинский.
Родина, Отечество… наверное это самые значимые слова в жизни каждого человека.
Любовь к Родине – самое глубокое и сильное чувство. И воспитывать его надо уже
в дошкольном детстве, когда формируются базисные характеристики личности
ребенка, основы его мировоззрения.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема духовно-нравственного
воспитания детей.
По мнению многих педагогов, мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а
индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими
издательствами, телевизионными и музыкальными проектами, оказывала
разрушительное воздействие на психику малышей, их нравственность и духовный
мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги,
мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и
мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Им на смену
пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, охотники за
привидениями, монстры и драконы, телепузики. Массовая культура Запада и Востока
наступала по всем направлениям, навязывала детям чужие ценности: культ силы,
предпринимательства, денег, индивидуализма. Поэтому проблема
духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, на современном этапе
наиболее актуальна.
Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного
возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который
закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено,
что одним из основных принципов дошкольного образования является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Одной из задач образовательного стандарта
является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
Анализ и содержание материалов
показал, что общего понимания духовно - нравственного воспитания в научно-педагогическом
сообществе пока не сложилось.
Поэтому парциальная
программа «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева
и Маханева) введена во все виды деятельности детей согласно рабочей
программе, разработанной в соответствии с примерной основной
общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы».
Чувство духовности, нравственности необходимо воспитывать и начинать этот
процесс как можно раньше. По мнению психологов, дошкольный возраст –
важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки духовных
качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре.
Работая над темой духовно-нравственного воспитания дошкольников, я наблюдала за
детьми в различных видах деятельности, во время их общения со сверстниками,
родителями, беседуя со своими воспитанниками, я пришла к выводу, что
большинство детей имеют низкий уровень представлений об окружающей природе, о
своем родном селе, о семье, не знают произведений русского народного
творчества. Поэтому целью моей работы стало
формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и
патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного
духовного опыта, основанного на традициях русского народа.
Духовно-нравственное воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Поэтому
для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
·
Воспитание у ребенка любви и привязанности
к своей семье, дому, детскому саду, улице;
·
Формирование представлений детей о родной
природе, воспитание бережного отношения к природе и всему живому;
·
Развитие интереса к русскому народному
творчеству, русским традициям и промыслам;
·
Расширение представлений о родном селе,
его истории, традициях, памятниках, его жителях; воспитание чувства гордости
своим любимым селом;
·
Знакомство с символикой государства (герб,
флаг, гимн);
·
Развитие чувства ответственности и
гордости за достижения своего села, города, страны;
Содержание работы по духовно – нравственному воспитанию
успешно интегрируется с образовательными областями образовательной программы
ДОУ: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся
личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем
приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр
предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и
реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а
во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия
с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в
процессе соответствующей деятельности, такой как:
·
-
игровая;
·
-
коммуникативная;
·
-
трудовая;
·
-
музыкальная;
·
- двигательная;
·
- восприятие художественной литературы и фольклора;
·
- конструирование и изобразительная.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и
особенностями детей, учитывая следующие принципы:
·
«позитивный централизм», т.е. отбор знаний, наиболее актуальных
для ребенка данного возраста;
·
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
·
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
·
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
·
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В соответствии с вышесказанным весь материал я распределила
на четыре раздела:
1 раздел – Мой дом - моя семья;
2 раздел – Русская народная культура – начало из начал;
3 раздел – Родная природа – наш общий дом;
4 раздел – Мое село, мой город, моя страна.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье,
к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и
что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
духовном становлении личности ребенка.
В работе с детьми по разделу «Мой дом – моя семья» я стараюсь
привить ребятам интерес к своей семье, ее традициям, желание узнать свои корни
и желание заботиться о членах своей семьи. Во время проведения бесед, игр,
праздников подвожу детей к тому, чтобы они увидели как можно раньше
«гражданское лицо» свой семьи: чтобы знали, за что папа и мама, дедушка и
бабушка получили определенные награды, знали своих знаменитых родственников.
Организованная таким образом работа способствует правильному развитию
микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Мною создан
семейный клуб «Я и моя семья», в состав которого входят родители и дети. Члены
клуба организуют совместные праздники, развлечения, театрализованные
представления и экскурсии. В нашей группе установилась добрая традиция «Встречи
с интересными людьми», которые проводились и проводятся один раз в месяц. На
таких встречах присутствуют все желающие из семей воспитанников. Дети с
увлечением слушали о семейных традициях, профессиональной деятельности членов
семей, истории семьи, рассматривали семейные фотографии. С особым интересом
слушали и дети, и родители рассказ педагогов о своих семьях и увлечениях.
Итогом таких встреч стало создание альбома «Наша дружная семья», в котором
размещены фотографии семей воспитанников и их небольшие рассказы о членах своей
семьи.
Немаловажное значение, для формирования положительных
семейных взаимоотношений играло участие родителей в традиционных мероприятиях
детского сада «Папа, мама, я – спортивная семья», «В гостях у сказки». Для
взрослых это возможность увидеть в своих ребятах серьезных и ответственных
помощников, они вместе с ними радовались и огорчались, а это в свою очередь
создавало в семьях атмосферу добра, единения, взаимопонимания.
Эффективно использована нами для развития интереса к истории
своей семьи, ее членам, работа по составлению родословной. Активно и с огромным
интересом и взрослые, и дети собирали материалы о своей родословной для
создания генеалогического дерева. При оформлении генеалогического дерева семьи
воспитанников нашей группы проявили творчество, поэтому получились очень
интересные работы.
Важное место в работе с родителями занимают родительские
собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Устами дошкольника»,
«Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и
какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция
духовно-нравственного содержания в повседневной жизни, как детского сада, так и
семьи.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом
воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки,
газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная
деятельность: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Зимняя
сказка», конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Для любимой мамочки»,
«Портрет моего отца», изготовление поделок для родных и именинников, к
православным праздникам; а так же фотовыставки: «Носите детей на руках», «Будни
и праздники группы «Золотой ключик»», «Именины в кругу семьи» и т.д.
Эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных
чувств детей оказывается неизмеримо выше, если ребенок включен в культуру
собственного народа. Именно поэтому я считаю, что родная культура, как отец и
мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим
личность. В работе с детьми над разделом «Русская народная культура – начало из
начал» мною были выбраны следующие приоритеты:
·
использование всех видов фольклора (сказки, песенки, половицы,
поговорки, хороводы и т.д.), так как в устном народном творчестве, как нигде,
сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
·
Знакомство детей с народными праздниками и традициями, так как в
них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых…Причем
все эти наблюдения непосредственно связаны с различными сторонами общественной
жизни человека.
·
Знакомство
детей с народной декоративной росписью.
Основной методический ход – дать детям возможность не только получить знания о
родной культуре, а эмоционально прожить в культурной традиции своего народа
посредством вхождения в праздничный круг – Покров, Кузьминки, Рождество,
Масленица, Пасха и т.д. Малышам приносит огромную радость не только сам праздник,
но и подготовка к нему, в ходе которого ребята знакомятся с историей, обычаями,
бытом народа, фольклором, прикладным искусством, усваивают этические и
эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая
жизнь. Во время проведения праздников дети одеваются в народные костюмы, играют
в русские народные игры и это тоже в свою очередь дает возможность познакомить
детей с историей и культурой своего народа. Совместно с родителями и детьми мы
провели фольклорные праздники «Осенины», «Капустница» «Рождество» «Масленица»,
«Пасха». С воспитанниками своей группы я создала детский
фольклорно-экологический театр «Росинка». В репертуар театра входят русские
народные сказки, игры-хороводы, фольклорные праздники. Ребята с увлечением
показывают для своих друзей спектакли по русским народным сказкам «Теремок»,
«Волк и семеро козлят», «Клубок – шерстяной колобок» и др.
Родившись, человек становится не только частью общества, но и вступает во
взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются
культурой и традициями того народа, представителем которого является малыш.
Работу над разделом «Родная природа – наш общий дом» я начала со знакомства
ребят с природой близкого окружения. Нашему детскому саду повезло, рядом с ним
расположена березовая рощица. Во время прогулок и экскурсий в природу мы с
детьми наблюдаем объекты непосредственно в природе, но я всегда стараюсь
подчеркнуть, что эта рощица частичка той малой Родины, которая останется в их
сердцах на всю жизнь. Березовая рощица любимое место прогулок нашей группы.
Здесь мы наблюдаем за развитием деревьев и кустарников, находим лекарственные
растения, вспоминаем народные рецепты, читаем стихотворения о березке, водим
хороводы. Путешествия в природу мы совершаем вместе с фольклорным персонажем
Бабусей-берегусей, которая оберегает природу и учит детей любить и понимать мир
родной природы. Особой популярностью у моих воспитанников пользуются
экологические акции: «Друзья природы», «Чистое утро», «Не проходите мимо», «Посади
дерево», «Окно радости», «Березкины слезки» и др. И каждая акция – маленький
шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта,
которое формирует личность.
Важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания является воспитание
любви и уважения к родному селу. Белогорье… Милый сердцу отчий край. Здесь мы
родились, здесь живут наши близкие, наши друзья. Это наша родная, родимая
русская земля. Эту землю завещали нам деды и прадеды. Биография нашего села
богата славными традициями и работа по знакомству с родным селом проходит по
следующим разделам:
·
история
родного села;
·
никто не
забыт, ничто не забыто;
·
трудовые будни
наших земляков;
·
государственная
символика (герб, флаг, гимн).
В
процессе экскурсий, прогулок, бесед с детьми я стараюсь показать ребятам, что
родное село славно своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми. Чтобы полнее познакомить детей с историей родного
села, организую экскурсии в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в
библиотеку, в Дом культуры, где оборудован мини-музей русского народного
творчества. Ребята с интересом рассматривают экспонаты, фотографии, делятся
впечатлениями об увиденном. Все эти экскурсии знакомят детей с объектами села,
профессиями работающих здесь людей, воспитывают уважительное и доброжелательное
отношение к жителям-землякам.
Возложение цветов и минута молчания при посещении памятника односельчанам,
погибшим за свободу Родины, помогают формировать у детей активное положительное
отношение к защитникам Отечества. Уже стало доброй традицией участие детей в
праздничном концерте, посвященном Дню Победы, куда мы приглашаем ветеранов
Великой Отечественной войны, чтобы услышать интересные рассказы об их подвиге.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами нашей
страны, краем, где мы живем, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и
гербом государства. С этой целью в группе созданы фотоальбомы:
«Достопримечательности города Шебекино», «Москва – столица нашей Родины»,
папка-передвижка «Моя малая Родина – село Козьмодемьяновка».
Особой популярностью у ребят пользуется оформленный в группе «Уголок
государственной символики». С целью воспитания гордости за свою страну при
проведении спортивных праздников и тематических досугов и развлечений я
использую мелодию гимна нашей страны, а на участке детского сада торжественно
поднимается флаг России.
Ввиду
того, что понимание государственной символики еще достаточно сложно для детей, я
использую в своей работе игру-пазлы «Наша Родина», которая знакомит ребят с
государственными символами России, культурой русского народа. Также подобрана
серия книг «Куклы в народных костюмах, которые рассказывают детям о том, как
многонациональна наша страна и как она огромна.
Для
более полного ознакомления детей с нашей страной, я поместила в уголок
карту-раскраску «Наша Родина – Россия». Большая раскраска помогает не только
развлечься, но и узнать много нового о нашей стране.
Немаловажное значение имеет участие детей в праздниках и развлечениях,
посвященных доблестным защитникам Отечества. Вместе с родителями и детьми я
организовала военную игру «Зарница», где все соревновались в силе и
выносливости, смекалке и ловкости, а свои впечатления отразили в рисунках и
рассказах.
Таким
образом, подводя итог вышесказанному, могу с уверенностью сказать, что мы,
педагоги, повседневно закладываем духовно-нравственные основы личности, даем
жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и будем
надеяться, что рано или поздно посеянные зерна дадут о себе знать. Свое
выступление хотелось бы закончить словами замечательного педагога и психолога
Ш.А. Амонашвили:
«Духовный
мир ребенка не может пустовать, пустого духовного мира не существует, он
обязательно чем – то заполнится: образами, впечатлениями, мыслями, идеалами».
Используемая
литература:
1.Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования;
2.
«Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и
Маханева);
3. Б. Осыков, А. Осыков., «Родное Белогорье»;
4. Рабочая программа воспитателя «От рождения
до школы»;
5. Н.А. Рыжова Рабочая программа
«Наш дом – природа»;
6. Примерная основная
общеобразовательная
программа детского
сада «От рождения до школы»;
7.
А.С. Куприна, Т.А. Бударина. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
8.
М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Красна изба…»;
9.
Научно-методический журнал для педагогов и родителей «От А до Я», №3 2003г;
10.
О.А. Ботякова, Л.К. Зязева. «Российский Этнографический музей – детям»;
11.
М.А. Васильева «Малокомплектный детский сад».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.