Цель : формировать
представление об однородных членах предложения , познакомить с особенностями
расстановки знаков препинания между ними и интонации при чтении однородных
членов предложения ; развивать умение составлять предложения по схемам ; воспитывать
любовь к природе, развивать речевую культуру учащихся .
Ход урока.
Ι. Мотивация
учебной деятельности.
Ребята , вы любите осень ?
Хотите , чтобы она пришла к нам в гости ?
Позовем ее .Осень , осень ,в гости просим
!(посмотрите какая она , просмотр презентации)
А вот и осень снова закружила ,бросая
листьев горсти наугад ,
Вот и береза тоже загрустила , горит
рябина красным , как закат .
Щедро золотом нас осень осыпает , это все
– как будто в дивных снах ,
Ювелиром и волшебницей бывает , ярким
образом в поэмах и стихах.
Как вы думаете , что ожидает вас на уроке
?
Какая пришла осень ?
У нас получилось предложение , запишем его
. Пришла золотая , разноцветная , красивая осень .
Охарактеризуйте это предложение
.Послушайте интонацию этого предложения . (однородное )
Кто догадался о чем будет идти речь на
уроке?
ΙΙ. Сообщение темы
и задач урока .
ΙΙΙ.Новый материал
.
1.Знакомство с
характеристикой однородных членов предложения, со схемой .
1)Однородные
члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому
же слову.
2)
Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
3)
Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами И, А,
Но.
2.Чтение правила на с.66
4)
Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не
ставится, если два однородных члена связаны союзом И:
5) Перед
союзами А, НО между однородными членами предложения ставится запятая.
3.Работа с предложениями .Расставьте знаки препинания .Составьте схему.
Зимой земля
отдыхает.. а летом расцветает. В саду поспели яблоки.. и груши …сливы . Полил
сильный дождь…но быстро перестал .
Отправляемся с
осенью в лес .
В лесу был теплый
день . В лесу был солнечный день . В лесу был осенний день .
Хозяйка – осень
подсказывает мне , что я сказала как-то некрасиво .Кто может исправить мои
предложения?
Какое
получилось предложение , составьте схему предложения.
4.Работа в парах .
В предложениях
выделенные слова замените однородными .
Школьники
собирали ягоды.
Ребята посадили
фруктовые деревья.
Во дворе росли цветы.
Запишите
предложения , сделайте схему.
5.Работа в группах .Из трех предложений сделать одно , с однородными членами
предложения , записать его.
В садах
поспевают яблоки . В садах поспевают груши . В садах поспевают груши .
Соленый ветер дул с моря .Резкий ветер дул с моря .Холодный ветер дул с моря
. Мы ходили в театр .Мы ходили в зоопарк . Мы ходили на
выставку .
Следующее
задание .Подчеркните в тексте однородные члены предложения
.
Физминутка.
ΙV.Закрепление
изученного.
С осенью
направляемся к озеру , здесь поиграем .
6.ИГРА
,,Поймай однородное предложение ”
На клумбе
растут цветы .
На клумбе
растут астры ,розы , георгины.
Над полем
кружатся бабочки.
Над полем
кружатся бабочки , стрекозы и шмели .
Летом солнце
светит и греет.
7.Работа в парах .Необходимо вставить союзы , расставляя где необходимо запятые
.
1вариант.
- Мал
золотник … дорог.
- Держи
голову в холоде … ноги в тепле.
- Надо,
надо умываться по утрам … вечерам.
- Мальчик
был очень слабый … смелый … настойчивый.
|
О, но О.
О, а О.
О и О.
О, но О и О.
|
2 вариант.
- Не
красна изба углами … красна пирогами.
- Мы
хотели пойти на речку … раздумали.
- Забота
не ревет … спать не дает.
- Ночью
ветер злится … стучит в окно.
|
О, а О.
О, но О.
О, а О.
О и О.
|
8.Игра
,,Дополни предложения однородными членами ”
В лесу ребята собирали
лисички, …………, ………… .
С деревьев
облетали жёлтые, …………. листья.
Вечером мы пили чай
с вареньем, …………. и ………… .
Серёжа, ……….. и
………… мастерили кормушки для птиц.
На огороде у
бабушки росли огурцы, ………, ……… .
9.Составление предложений
по рисунку. У детей на партах лежат рисунки.
V. Итог урока.
Рефлексия .Понравилось ли вам
путешествовать с осенью?
Что нового узнали на уроке ?
Какие признаки однородных предложений?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.