- Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
- Тема: А. С. Пушкин
- 03.01.2021
- 179
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть? В чем смысл жизни человека? Может ли он быть хозяином своей судьбы? Нет, не устарели вечные вопросы и в наш век научно-технического прогресса. Напротив, сегодня, как никогда раньше, они особенно актуальны. Этический диалог на уроках литературы в ΧΙ классе открывает большие возможности для анализа рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и позволяет учителю через его содержание выстроить в сознании старшеклассников шкалу общечеловеческих ценностей. Цель урока – помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Эпиграфом к нему я взяла слова В.Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов…». Этим высказыванием начинаю урок. Сообщаю, что речь сегодня пойдет о «русском достоинстве и гордости». На этапе актуализации знаний, умений и навыков провожу словарную работу: характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером; сильный характер. Предлагаю назвать лучшие черты характера человека. Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, храбрость, милосердие. Подвожу ребят к мысли о том, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, и есть носитель типичных черт национального характера - человечности, силы духа, стойкости и мужества. Перед тем как приступить к анализу текста, разбиваю класс на две группы, распределив в каждой роли текстологов, аналитиков, психологов. Первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», вторая дает описание-характеристику его жены Ирины. Отмечают, что Соколовы жили счастливо. Рассуждаем о том, что есть счастье. Текстологи обращают внимание на этимологию этого слова. Счастье можно понимать как часть жизни, участие в ней. Аналитики приводят свои доводы «за» и «против» утверждения К.С. Станиславского : «Счастье-это состояние души». Включаются в диалог психологи: - Бытует выражение счастливая судьба, счастливый случай. Может быть, в этом суть счастья? - Вспомните выражение счастливый характер. Как вы его понимаете? Суммирую услышанное : признаки счастливого человека – живет просто, незаметно; стремится к главному делу своей жизни, к самовыражению; радуется жизни, дарит радость другим; доброжелателен к людям. Спрашиваю, в чем же видит Андрей Соколов счастье. Ученики добавляют в мой список: дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело. Продолжаю этическую беседу: - От чего же или от кого же зависит, быть или не быть счастливым? - Возможно, Н.И.Карамзин был прав, когда утверждал, что счастье есть дело судьбы, ума и характера. Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека. 1-я группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания». Аналитики отмечают, что воспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувствии надвигающейся неотвратимо беды сказала : «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом свете ». Текстологи находят сравнения: «моя прижалась ко мне, как лист к ветке», «сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра». «Словно подбитая птица», она готова прикрыть своих детей от обрушившегося на них горя. Говорим о военной судьбе Соколова. Акцентирую внимание на том, что в образе Андрея Соколова Шолохов воплотил свои представления о том, каким должен быть человек. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы великой Отечественной войны – с первых дней на фронте. Продолжая этический диалог, ставлю вопросы: - Что такое долг? - Итак, долг – это нравственное требование к личности, выступающее как общественная необходимость. В чем вы видите свой долг? - Выберите то изречение, на которое вы готовы опереться в своем отношении к долгу: «Не из- за страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит) . «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гёте) - Согласны ли вы с утверждением , что твердое сознание долга есть венец характера? Выдержал ли характер Соколова ношу долга? 2-я группа учащихся анализирует эпизод «Доставка снарядов гаубичной батарее». Андрей Соколов рассказывает: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?». А тут и спрашивать нечего было! Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!». – «Ну, - говорит – дуй! Если на всю железку!..». Я и подул». Аналитики отмечают , что слова я должен определяют все поступки Соколова. Он должен убить предателя Крыжнева, чтобы спасти товарищей по плену, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера. Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявился в эпизоде вызова к коменданту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем. Ученики инсценируют этот эпизод. - Почему Андрей отказался выпить за «победу немецкого оружия»? - Ф.М.Достоевский говорил, что честь и собственное достоинство сильнее всего. Как вы думаете, сильнее чего? - Есть народная мудрость: «Не меняй честь на чечевичную похлебку». Что здесь имеется в ввиду? - Что в эпизоде «Вызов к Мюллеру» представляет собой «чечевичная похлебка»? - Какова же, по-вашему, цена чести? - А достоинства? - В чем сходство и различие понятий «честь», «достоинство», «гордость»? - Подумайте над высказываниями мудрых: « От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М.Монтень). « Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь» (А.Шопенгауэр). - А теперь попытайтесь так же сформулировать, в чем вы видите честь и достоинство. Ученики записывают высказывания в тетрадях и зачитывают их по желанию. Продолжаем анализировать текст: - Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь? - Как Мюллер характеризует военнопленного? - Какие еще испытания ждут Андрея? - Сломили ли они героя? - В чем смысл названия рассказа? - Что такое судьба? - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств. 2. Доля, участь. 3. История существования кого- чего- нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И.Ожегова). Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг в друге новую общую судьбу: мальчик находит своего «папку», а у мужчины, решившего взять ребенка себе в «сынки», сразу «на душе стало легко и как-то светло». Ученики верят, что рядом с Андреем Соколовым вырастет настоящий мужчина, который «сможет вытерпеть, всё преодолеть на своем пути». Судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам. Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой. Завершаю урок заданием написать дома сочинение «Каким буду я через полвека» («Линии моей судьбы»).
6 655 407 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Юлия Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.