Инфоурок Литература Рабочие программыРусский язык и литература Хозяин своей судьбы 10 класс

Русский язык и литература Хозяин своей судьбы 10 класс

Скачать материал

                                                                            Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна

учитель средней школы №15

г. Жанаозен

Мангистауской области.

 

                     Хозяин своей судьбы

      

         Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть? В чем смысл жизни человека? Может ли он быть хозяином своей судьбы? Нет, не устарели вечные вопросы и в наш век научно-технического прогресса. Напротив, сегодня, как  никогда раньше, они особенно актуальны.

        Этический диалог на уроках литературы в ΧΙ классе открывает большие возможности для анализа рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и позволяет учителю через его содержание выстроить в сознании старшеклассников шкалу общечеловеческих ценностей.

        Цель урока – помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Эпиграфом к нему я взяла слова В.Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь.  Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов…». Этим высказыванием начинаю урок. Сообщаю, что речь сегодня пойдет о «русском достоинстве и гордости».

        На этапе актуализации знаний, умений и навыков провожу словарную работу:   характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером; сильный характер.

        Предлагаю назвать лучшие черты характера человека. Ученики перечисляют их,  а я записываю на доске:  гордость, честность,  патриотизм, уверенность в себе,  достоинство, честь, храбрость, милосердие.  Подвожу ребят к мысли о том,  что Андрей Соколов, главный герой рассказа, и есть носитель типичных черт национального  характера  -  человечности, силы духа, стойкости и мужества.

        Перед тем как приступить к анализу текста, разбиваю класс на две группы, распределив в каждой роли текстологов, аналитиков, психологов.

        Первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», вторая дает описание-характеристику его жены Ирины. Отмечают, что Соколовы жили счастливо. Рассуждаем о том, что есть счастье. Текстологи обращают внимание на этимологию этого слова. Счастье можно понимать как часть жизни, участие в ней. Аналитики приводят свои доводы «за» и «против» утверждения  К.С. Станиславского :  «Счастье-это состояние души». Включаются в диалог психологи:

      - Бытует выражение  счастливая  судьба,  счастливый  случай.

 Может быть, в этом суть счастья?

      - Вспомните выражение счастливый характер. Как вы его понимаете?

      Суммирую  услышанное :  признаки счастливого человека – живет просто, незаметно;  стремится к главному делу своей жизни, к самовыражению;  радуется жизни, дарит радость другим;  доброжелателен к людям.

       Спрашиваю, в чем же видит Андрей Соколов счастье. Ученики добавляют в мой список: дом,  лад в семье, здоровье детей,  их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело.

       Продолжаю этическую беседу:

     - От чего же или от кого же зависит, быть или не быть счастливым?

     - Возможно, Н.И.Карамзин был прав, когда утверждал, что счастье есть дело судьбы, ума и  характера.

       Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека.

       1-я группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания».

       Аналитики отмечают, что воспоминания героя полны горечи за то недовольство,  какое он проявил по отношению  к жене, которая в недобром  предчувствии  надвигающейся неотвратимо беды сказала : «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом свете ».      Текстологи находят сравнения: «моя прижалась ко мне, как лист к ветке», «сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра». «Словно подбитая птица», она готова прикрыть своих детей от обрушившегося на них горя.

       Говорим о военной судьбе Соколова. Акцентирую внимание на том, что в образе Андрея Соколова Шолохов воплотил свои представления о том, каким должен быть человек. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы великой Отечественной войны – с первых дней на фронте.

       Продолжая этический диалог, ставлю вопросы:

       - Что такое долг?

       - Итак, долг – это нравственное требование к личности, выступающее как общественная необходимость. В чем вы видите свой долг?

       - Выберите то изречение, на которое вы готовы опереться в своем отношении к долгу: «Не из- за страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных  поступков» (Демокрит) .  «Как можно познать себя?  Не путем созерцания,  но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гёте)

       - Согласны ли вы с утверждением , что твердое сознание долга есть венец характера?  Выдержал ли характер Соколова ношу долга?

       2-я группа учащихся анализирует эпизод «Доставка снарядов гаубичной батарее». Андрей Соколов рассказывает: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?». А тут и спрашивать нечего было! Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!». – «Ну, - говорит – дуй! Если на всю  железку!..». Я и подул». Аналитики отмечают , что слова я должен определяют все поступки Соколова. Он должен убить предателя  Крыжнева, чтобы спасти товарищей по плену, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера.

        Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявился в эпизоде вызова к коменданту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем. Ученики инсценируют этот эпизод.

       - Почему Андрей отказался выпить за «победу немецкого оружия»?

       - Ф.М.Достоевский говорил, что честь и собственное достоинство сильнее всего. Как вы думаете, сильнее чего?

       - Есть народная мудрость: «Не меняй честь на чечевичную похлебку». Что здесь имеется в ввиду?

       - Что в эпизоде «Вызов к Мюллеру» представляет собой «чечевичная похлебка»?

       - Какова же, по-вашему, цена чести?

       - А достоинства?

       - В чем сходство и различие понятий «честь», «достоинство», «гордость»?

       - Подумайте над высказываниями  мудрых: « От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М.Монтень). « Честь – это внешняя совесть,  а совесть – это внутренняя честь» (А.Шопенгауэр).

      - А теперь попытайтесь так же сформулировать, в чем вы видите честь и достоинство.

      Ученики записывают высказывания в тетрадях и зачитывают их по желанию.

      Продолжаем анализировать текст:

      - Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь?

      - Как Мюллер характеризует военнопленного?

      - Какие еще испытания ждут Андрея?

      - Сломили ли они героя?

      - В чем смысл названия рассказа?

      - Что такое судьба?

      - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств. 2. Доля, участь. 3. История существования      кого- чего- нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И.Ожегова).

       Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Заглавие рассказа  носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг в друге новую общую судьбу: мальчик находит своего «папку», а у мужчины, решившего взять ребенка себе в «сынки», сразу «на душе стало легко и как-то светло».

       Ученики верят, что рядом с Андреем Соколовым вырастет настоящий мужчина, который «сможет вытерпеть, всё преодолеть на своем пути». Судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам. Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой.

       Завершаю урок заданием написать дома  сочинение  «Каким буду я через полвека» («Линии моей судьбы»).

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Русский язык и литература Хозяин своей судьбы 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Что есть добро? Зло? Любовь? Долг? Честь? Совесть? В чем смысл жизни человека? Может ли он быть хозяином своей судьбы? Нет, не устарели вечные вопросы и в наш век научно-технического прогресса. Напротив, сегодня, как никогда раньше, они особенно актуальны. Этический диалог на уроках литературы в ΧΙ классе открывает большие возможности для анализа рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и позволяет учителю через его содержание выстроить в сознании старшеклассников шкалу общечеловеческих ценностей. Цель урока – помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Эпиграфом к нему я взяла слова В.Астафьева: «Человек всегда может и должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов…». Этим высказыванием начинаю урок. Сообщаю, что речь сегодня пойдет о «русском достоинстве и гордости». На этапе актуализации знаний, умений и навыков провожу словарную работу: характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером; сильный характер. Предлагаю назвать лучшие черты характера человека. Ученики перечисляют их, а я записываю на доске: гордость, честность, патриотизм, уверенность в себе, достоинство, честь, храбрость, милосердие. Подвожу ребят к мысли о том, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, и есть носитель типичных черт национального характера - человечности, силы духа, стойкости и мужества. Перед тем как приступить к анализу текста, разбиваю класс на две группы, распределив в каждой роли текстологов, аналитиков, психологов. Первая группа пересказывает эпизод с условным названием «Мирная жизнь Андрея», вторая дает описание-характеристику его жены Ирины. Отмечают, что Соколовы жили счастливо. Рассуждаем о том, что есть счастье. Текстологи обращают внимание на этимологию этого слова. Счастье можно понимать как часть жизни, участие в ней. Аналитики приводят свои доводы «за» и «против» утверждения К.С. Станиславского : «Счастье-это состояние души». Включаются в диалог психологи: - Бытует выражение счастливая судьба, счастливый случай. Может быть, в этом суть счастья? - Вспомните выражение счастливый характер. Как вы его понимаете? Суммирую услышанное : признаки счастливого человека – живет просто, незаметно; стремится к главному делу своей жизни, к самовыражению; радуется жизни, дарит радость другим; доброжелателен к людям. Спрашиваю, в чем же видит Андрей Соколов счастье. Ученики добавляют в мой список: дом, лад в семье, здоровье детей, их успехи в учебе, уважение друг к другу, любимое дело. Продолжаю этическую беседу: - От чего же или от кого же зависит, быть или не быть счастливым? - Возможно, Н.И.Карамзин был прав, когда утверждал, что счастье есть дело судьбы, ума и характера. Напоминаю, что отец семейства Андрей Соколов был оторван от жены и детей в роковой день сорок первого года. Так история вмешалась в судьбу человека. 1-я группа читает с комментариями эпизод с условным названием «Сцена прощания». Аналитики отмечают, что воспоминания героя полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене, которая в недобром предчувствии надвигающейся неотвратимо беды сказала : «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом свете ». Текстологи находят сравнения: «моя прижалась ко мне, как лист к ветке», «сама вся вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра». «Словно подбитая птица», она готова прикрыть своих детей от обрушившегося на них горя. Говорим о военной судьбе Соколова. Акцентирую внимание на том, что в образе Андрея Соколова Шолохов воплотил свои представления о том, каким должен быть человек. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы великой Отечественной войны – с первых дней на фронте. Продолжая этический диалог, ставлю вопросы: - Что такое долг? - Итак, долг – это нравственное требование к личности, выступающее как общественная необходимость. В чем вы видите свой долг? - Выберите то изречение, на которое вы готовы опереться в своем отношении к долгу: «Не из- за страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит) . «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гёте) - Согласны ли вы с утверждением , что твердое сознание долга есть венец характера? Выдержал ли характер Соколова ношу долга? 2-я группа учащихся анализирует эпизод «Доставка снарядов гаубичной батарее». Андрей Соколов рассказывает: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?». А тут и спрашивать нечего было! Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!». – «Ну, - говорит – дуй! Если на всю железку!..». Я и подул». Аналитики отмечают , что слова я должен определяют все поступки Соколова. Он должен убить предателя Крыжнева, чтобы спасти товарищей по плену, он должен поделиться кусочком хлеба с узниками лагеря, он должен бежать из плена, захватив немецкого офицера. Отмечаю, что характер Соколова особенно четко проявился в эпизоде вызова к коменданту концлагеря. Из сложного испытания русский солдат вышел победителем. Ученики инсценируют этот эпизод. - Почему Андрей отказался выпить за «победу немецкого оружия»? - Ф.М.Достоевский говорил, что честь и собственное достоинство сильнее всего. Как вы думаете, сильнее чего? - Есть народная мудрость: «Не меняй честь на чечевичную похлебку». Что здесь имеется в ввиду? - Что в эпизоде «Вызов к Мюллеру» представляет собой «чечевичная похлебка»? - Какова же, по-вашему, цена чести? - А достоинства? - В чем сходство и различие понятий «честь», «достоинство», «гордость»? - Подумайте над высказываниями мудрых: « От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М.Монтень). « Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь» (А.Шопенгауэр). - А теперь попытайтесь так же сформулировать, в чем вы видите честь и достоинство. Ученики записывают высказывания в тетрадях и зачитывают их по желанию. Продолжаем анализировать текст: - Почему комендант Мюллер подарил Соколову жизнь? - Как Мюллер характеризует военнопленного? - Какие еще испытания ждут Андрея? - Сломили ли они героя? - В чем смысл названия рассказа? - Что такое судьба? - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств. 2. Доля, участь. 3. История существования кого- чего- нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И.Ожегова). Подвожу учеников к мысли, что в названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Это и история Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Заглавие рассказа носит обобщенный характер: перед нами судьба не только Андрея Соколова, но и «маленькой птахи» Ванюшки. Два осиротевших человека обретают друг в друге новую общую судьбу: мальчик находит своего «папку», а у мужчины, решившего взять ребенка себе в «сынки», сразу «на душе стало легко и как-то светло». Ученики верят, что рядом с Андреем Соколовым вырастет настоящий мужчина, который «сможет вытерпеть, всё преодолеть на своем пути». Судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы войны. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам. Писатель показал великую силу характера человека в битве с судьбой. Завершаю урок заданием написать дома сочинение «Каким буду я через полвека» («Линии моей судьбы»).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 407 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.04.2020 220
    • DOCX 20.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Юлия Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Юлия Антоновна
    Иванова Юлия Антоновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73549
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе