Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРусский национальный мир в басенном творчестве И. А. Крылова.

Русский национальный мир в басенном творчестве И. А. Крылова.

Скачать материал

Русский национальный мир в басенном творчестве И. А. Крылова.

   С именем И. А. Крылова связан триумф русской басни покорившей всю читающую Россию.

    За более чем тридцатилетнюю деятельность в качестве баснописца он стал, по словам Белинского, подлинно «народным поэтом», проложившим другим поэтам «дорогу к народности». Крылов осваивает опыт мировой басни от Эзопа и Федра до Лафонтена, создавая вариант русской национальной басни.

   Самобытность и национальный характер творчества Крылова, его значение как выразителя «духа» русского народа впервые исчерпывающе определил Пушкин.

   Н. Л. Степанов писал: «Басни Крылова не только пленяют неувядающей поэзией стиха, богатейшей живописью словесных красок, но и являются выражением народной мудрости, отображают национальный характер русского народа» (7, с. 171).

В начале XIX века Крылов переживает сложный мировоззренческий кризис, пересматривая все основные постулаты Просвещения. В этот период формируется его во многом обновленное представление о мире, обществе, о народе, о системе нравственных и духовных ценностей. У Крылова всегда побеждали жизненная житейская мудрость, природная доброта, духовное мужество.

Для Крылова источником стабильного духовного развития общества всегда были многовековые традиции и законы. Их нарушение, считал он, неизбежно ведет к самым разрушительным процессам. В басне-притче «Безбожники» народ отказался подчиняться высшей божественной власти и в своем воинственном ослеплении решил:

Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.(1, т.3, с.29)

   Но камни, возвращаясь, падают на головы безбожников. Крылов размышляет над тем, что пошатнувшаяся вера оборачивается для всего народа и власти ужасными последствиями.

   В. А. Архипов пишет: «Басни Крылова – живой мир образов и поэтому мир живых идей, а не бледные иллюзии тощей морали. Отсюда неисчерпаемость богатства их содержания. Их реализм как принцип, выходящий за пределы данного жанра. И в этом смысле Крылов был полной неожиданностью для русской басни» (2, с. 10).

  Наиболее широко развернулся гений реалиста в изображении жизни России. С него начинается подлинный демократизм нашей литературы. Ибо Крылов поместил в центр художественного изображения русской жизни простого мужика, крестьянина. И не в качестве объекта сострадания и жалости, каким крестьянин был часто изображаем до и после Крылова, а в качестве деятельного субъекта жизни, его главного героя, мнение которого звучит в баснях поэта как приговор в последней, высшей инстанции. Мужик говорит устами Крылова, и Крылов – устами мужика. Здесь народная поэзия выступает как «поэзия народной мудрости». А ее носитель – русский крестьянин, - таким образом, раскрывается в своей духовности, в богатстве разумного содержания своей натуры. Не только и не просто в удали характера и широком «размете» души, но прежде всего в своей разумности. 

Проблему народа и власти Крылов ставит очень остро, это тема, к ней постоянно прикован его духовный взгляд.

    Так, например, в басне «Лягушки, просящие Царя» речь идет об исторически и онтологически многозначном сопоставлении сюжета басни с легендой о призвании варягов на Русь. Казалось бы, Крылов выступает, как утверждает советская наука (В.И. Архипов, Н.Л. Степанов), в качестве консерватора. Позиция Крылова, безусловно, мудрее, сложнее. Она соотнесена и с историческим и с живым практическим опытом прошлого и современности.

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.(1, т.3, с.124)

   Царь в виде осинового чурбана вызвал со стороны Лягушек крайнее пренебрежение. Лягушки потребовали послать им настоящего Царя, обличенного высшей властью. И тогда небо послало им Журавля, который подверг их жестокой расправе. Лягушки наказаны за свою политическую авантюру, за непродуманные перемены в сфере государственной власти.

Крылов-просветитель во многом ещё следует тезису о необходимости договорных отношений между властью и народом, но Крылов – мыслитель и художник многое уточняет: он не идеализирует народ, он представляет народ в точном соответствии с реальной историей. В его изображении народ – явление сложное, загадочное, антиноминичное, но в то же время Крылов сохраняет веру в народ, в его способность трудиться, быть создателем национального богатства. В этом его призвание. В советской науке народ в трактовке Крылова представлялся некоей социальной жертвой. Так считали, например, Н. Л. Степанов и В. И. Архипов. Свой идеал в басне «Листы и Корни» Крылов выразил в гармоничном образе дерева, где и корни и листва выполняют свою природную роль, свои функции. Необходимо гармонично соотнести, уравновесить социальные верхи и низы. Это мудрый закон бытия.

«Как истинно гениальный человек, он, подобно другим, не ограничился в басне баснею,- писал Белинский,- Умением чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии владел Крылов с такою полнотою и свободою. О языке его нечего и говорить: это неисчерпаемый источник русизмов; басни Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык...» (3, с.346).

 «Обращение Крылова к животворным родникам народного творчества далеко не ограничивается связью его басен с пословицей» - замечает Н.Л. Степанов (7, с. 128). Его звериные персонажи близки и к народным сказкам. Именно из сказок Крылов черпал характерные черты для своих басенных Лисиц, Волков, Медведей. Это и делало их такими русскими, придавало им национальный оттенок. Недаром Гоголь говорил о Крылове, что «звери у него мыслят и поступают слишком по-русски...» (4, с.364).

   Крылов строит русскую басню как картину русских нравов, демонстрирует типы, образцы народного характера. Крылов строит свою басню на основе реальной жизни, практического опыта. Он попытался соединить в некое органическое целое и просветительские взгляды своего века и в то же время понять человека в его бесконечной метафизической глубине.

  Как справедливо отметил В. И. Коровин: «Басня Крылова  - это и способ народного мышления, сохраняющий признаки притчеобразного, лукавого, не прямого проникновения в суть вещей, и сгусток народной мудрости, и живой рассказ, в котором персонажи действуют самостоятельно, в соответствии с их характерами. Через их непосредственные отношения поступают зримые черты того несправедливого мира, где они обитают» (6,  с. 381).

   Великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую басню на небывалую высоту. Русский баснописец разработал принципы реалистической типизации и способствовал дальнейшему развитию русской литературы в ее сложном освоении русского национального характера.

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Художественные материалы.

1. Крылов И. А. Полное собрание сочинений: в 3 т.- М.: Государственное  издательство художественной литературы, 1944-1946.

                          II. Литературоведческие материалы.

2. Архипов В. И. А. Крылов (Поэзия народной мудрости). - М.: Изд-во Московский рабочий, 1974.

3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 14 т. - М. - Л., 1953-1959.

4. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. - М.: Изд-во «СЛОВО», 1976 -1977.

5. Коровин В.И. И.А. Крылов //Литература в школе. 1994. №4. С.6-14.

6. Коровин В.И. Поэт и мудрец: книга об Иване Крылове. – М.: Изд-во «ТЕРРА»,  1996.

7. Степанов Н.Л. Басни Крылова. - М.: Изд-во Правда, 1969.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Русский национальный мир в басенном творчестве И. А. Крылова."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Данная статья поможет учителю в раскрытии данной темы на уроках литературы, поможет углубить свои знания по данной теме.     Актуальность нашего исследования заключается в том, что, несмотря на ряд содержательных работ о биографии и творчестве И.А. Крылова, малоисследованными остаются такие проблемы, как русский национальный мир и русский национальный характер в басенном творчестве И.А. Крылова. Естественность и простота его басен обуславливалась и его уникальной стилистической системой. Народный строй речи органически переплетался у него с литературным языком. Ушли в прошлое события, непосредственным откликом которых служили крыловские басни, но остались неизменными взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому, несмотря на некоторую архаичность лексики, и некоторую избыточность бытовых деталей, большинство басен Крылова остаются понятными и актуальными в наши дни. Тематическое богатство, глубокое проникновение в жизнь, мудрость, идейная острота, совершенство языка - все это делает басни Крылова явлением высокого искусства.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья "Использование метода ассоциативного запоминания на уроках русского языка в 5-8 классах (из опыта работы с учащимися с ОВЗ)
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Повторение изученного в V-VII классах
  • 01.10.2020
  • 489
  • 1
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.04.2015 1008
    • DOCX 21.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горобец Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горобец Светлана Анатольевна
    Горобец Светлана Анатольевна
    • На сайте: 9 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30898
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе