Русский
национальный мир в басенном творчестве И. А. Крылова.
С именем И. А. Крылова
связан триумф русской басни покорившей всю читающую Россию.
За более чем тридцатилетнюю деятельность в качестве баснописца он стал, по
словам Белинского, подлинно «народным поэтом», проложившим другим поэтам
«дорогу к народности». Крылов осваивает опыт мировой басни от Эзопа и Федра до
Лафонтена, создавая вариант русской национальной басни.
Самобытность и
национальный характер творчества Крылова, его значение как выразителя «духа»
русского народа впервые исчерпывающе определил Пушкин.
Н. Л. Степанов писал:
«Басни Крылова не только пленяют неувядающей поэзией стиха, богатейшей живописью
словесных красок, но и являются выражением народной мудрости, отображают
национальный характер русского народа» (7, с. 171).
В
начале XIX века Крылов переживает сложный
мировоззренческий кризис, пересматривая все основные постулаты Просвещения. В
этот период формируется его во многом обновленное представление о мире,
обществе, о народе, о системе нравственных и духовных ценностей. У Крылова
всегда побеждали жизненная житейская мудрость, природная доброта, духовное мужество.
Для
Крылова источником стабильного духовного развития общества всегда были
многовековые традиции и законы. Их нарушение, считал он, неизбежно ведет к
самым разрушительным процессам. В басне-притче «Безбожники» народ отказался
подчиняться высшей божественной власти и в своем воинственном ослеплении решил:
Что,
впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно
На небо дошвырнуть в богов
И заметать Олимп стрелами.(1, т.3, с.29)
Но камни, возвращаясь,
падают на головы безбожников. Крылов размышляет над тем, что пошатнувшаяся вера
оборачивается для всего народа и власти ужасными последствиями.
В. А. Архипов пишет: «Басни Крылова – живой мир образов и поэтому мир живых
идей, а не бледные иллюзии тощей морали. Отсюда неисчерпаемость богатства их
содержания. Их реализм как принцип, выходящий за пределы данного жанра. И в
этом смысле Крылов был полной неожиданностью для русской басни» (2, с. 10).
Наиболее широко развернулся гений реалиста в изображении жизни России. С него
начинается подлинный демократизм нашей литературы. Ибо Крылов поместил в центр
художественного изображения русской жизни простого мужика, крестьянина. И не в
качестве объекта сострадания и жалости, каким крестьянин был часто изображаем
до и после Крылова, а в качестве деятельного субъекта жизни, его главного
героя, мнение которого звучит в баснях поэта как приговор в последней, высшей
инстанции. Мужик говорит устами Крылова, и Крылов – устами мужика. Здесь
народная поэзия выступает как «поэзия народной мудрости». А ее носитель –
русский крестьянин, - таким образом, раскрывается в своей духовности, в
богатстве разумного содержания своей натуры. Не только и не просто в удали
характера и широком «размете» души, но прежде всего в своей разумности.
Проблему
народа и власти Крылов ставит очень остро, это тема, к ней постоянно прикован
его духовный взгляд.
Так, например, в басне «Лягушки, просящие Царя» речь идет об исторически и
онтологически многозначном сопоставлении сюжета басни с легендой о призвании
варягов на Русь. Казалось бы, Крылов выступает, как утверждает советская наука
(В.И. Архипов, Н.Л. Степанов), в качестве консерватора. Позиция Крылова,
безусловно, мудрее, сложнее. Она соотнесена и с историческим и с живым
практическим опытом прошлого и современности.
Лягушкам
стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.(1, т.3, с.124)
Царь в виде осинового
чурбана вызвал со стороны Лягушек крайнее пренебрежение. Лягушки потребовали
послать им настоящего Царя, обличенного высшей властью. И тогда небо послало им
Журавля, который подверг их жестокой расправе. Лягушки наказаны за свою
политическую авантюру, за непродуманные перемены в сфере государственной
власти.
Крылов-просветитель
во многом ещё следует тезису о необходимости договорных отношений между властью
и народом, но Крылов – мыслитель и художник многое уточняет: он не идеализирует
народ, он представляет народ в точном соответствии с реальной историей. В его
изображении народ – явление сложное, загадочное, антиноминичное, но в то же
время Крылов сохраняет веру в народ, в его способность трудиться, быть
создателем национального богатства. В этом его призвание. В советской науке
народ в трактовке Крылова представлялся некоей социальной жертвой. Так считали,
например, Н. Л. Степанов и В. И. Архипов. Свой идеал в басне «Листы и Корни»
Крылов выразил в гармоничном образе дерева, где и корни и листва выполняют свою
природную роль, свои функции. Необходимо гармонично соотнести, уравновесить
социальные верхи и низы. Это мудрый закон бытия.
«Как
истинно гениальный человек, он, подобно другим, не ограничился в басне баснею,-
писал Белинский,- Умением чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их
смешную сторону в меткой иронии владел Крылов с такою полнотою и свободою. О
языке его нечего и говорить: это неисчерпаемый источник русизмов; басни Крылова
нельзя переводить ни на какой иностранный язык...» (3, с.346).
«Обращение
Крылова к животворным родникам народного творчества далеко не ограничивается
связью его басен с пословицей» - замечает Н.Л. Степанов (7, с. 128). Его
звериные персонажи близки и к народным сказкам. Именно из сказок Крылов черпал
характерные черты для своих басенных Лисиц, Волков, Медведей. Это и делало их
такими русскими, придавало им национальный оттенок. Недаром Гоголь говорил о
Крылове, что «звери у него мыслят и поступают слишком по-русски...» (4, с.364).
Крылов строит русскую басню как
картину русских нравов, демонстрирует типы, образцы народного характера. Крылов
строит свою басню на основе реальной жизни, практического опыта. Он попытался
соединить в некое органическое целое и просветительские взгляды своего века и в
то же время понять человека в его бесконечной метафизической глубине.
Как справедливо отметил В. И.
Коровин: «Басня Крылова - это и способ народного мышления, сохраняющий
признаки притчеобразного, лукавого, не прямого проникновения в суть вещей, и
сгусток народной мудрости, и живой рассказ, в котором персонажи действуют
самостоятельно, в соответствии с их характерами. Через их непосредственные
отношения поступают зримые черты того несправедливого мира, где они обитают» (6,
с. 381).
Великий баснописец решил задачу
сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему
внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял
русскую басню на небывалую высоту. Русский баснописец разработал принципы
реалистической типизации и способствовал дальнейшему развитию русской
литературы в ее сложном освоении русского национального характера.
Список
использованной литературы
I. Художественные материалы.
1. Крылов И. А. Полное
собрание сочинений: в 3 т.- М.: Государственное издательство художественной
литературы, 1944-1946.
II. Литературоведческие материалы.
2. Архипов В. И. А. Крылов (Поэзия
народной мудрости). - М.: Изд-во Московский рабочий, 1974.
3. Белинский В. Г. Полное
собрание сочинений: в 14 т. - М. - Л., 1953-1959.
4. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В
7 т. - М.: Изд-во «СЛОВО», 1976 -1977.
5. Коровин В.И. И.А. Крылов
//Литература в школе. 1994. №4. С.6-14.
6. Коровин В.И. Поэт и
мудрец: книга об Иване Крылове. – М.: Изд-во «ТЕРРА», 1996.
7.
Степанов Н.Л. Басни Крылова. - М.: Изд-во Правда, 1969.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.