Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Попова А.В.
2014 г
Русская лапта на уроках физической культуры в начальной школе
2 слайд
История возникновения
Актуальность
Лапта в настоящее время
Описание игры
Правила игры
Игровая площадка и ее размеры
Лапта как средство физического воспитания школьников.
Заключение
Список литературы
Содержание работы
3 слайд
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи. Так, П.Ф. Лесгафт, создавший научно обоснованную систему физического воспитания, рассматривал народные игры как одно из действенных средств физического развития и воспитания.
Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
История возникновения
4 слайд
С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом. В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.
При Петре Первом игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семеновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено
11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России, объединяющую 46 региональных отделений в субъектах Российской Федерации.
5 слайд
Русские народные игры занимают особое место в системе физического воспитания детей школьного возраста. Наши народные игры отличаются высоким духовным началом, богатырской силой, молодецкой удалью, задором и весельем, парадом красоты, ловкости и здоровья. Многие специалисты отмечают непреходящую ценность народных игр, поскольку им характерны разносторонность физической подготовки, многогранность воспитательного воздействия, доступность, эмоциональность, зрелищность, простота организации. Несмотря на это , они до настоящего времени не нашли должного применения в физической подготовке школьников, обучающихся в общеобразовательных школах центрально й европейской части России. Изучение элементов русской культуры и включение их в образовательный процесс школьников считается актуальным еще и по тому, что в многонациональном составе российского населения русские до минируют как нация (80% населения РФ), значительно превосходят по численности о стальные народы и народности. Именно по этому включение в образовательный процесс элементов русской народной физической культуры, и в первую очередь развивающих народных игр спортивной направленности, к которым, несомненно , относится и русская лапта, является актуальной необходимостью и потребностью сегодняшнего времени.
Актуальность
6 слайд
В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.
Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека: быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в России.
Лапта в настоящее время
7 слайд
8 слайд
Лапта - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.
Описание игры
9 слайд
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше из-за спины (нельзя бросать биту) в поле, бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят (а если поймал мяч с летки, то команды меняются) отбитый мяч и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им можно перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии.
Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок не успевший прибежать назад в город остаётся за линией кона, и ждёт следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды — в деревне. Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки команды выступают в роли бьющих.
Правила игры
10 слайд
Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьёт мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается. Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.
Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города переходит в поле, а из поля переходит в город. Если одним из игроков города была сломана лапта, то есть палка, то команда города автоматически выигрывает
11 слайд
Игровая площадка для Русской лапты представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м. в длину и 25-40 м. в ширину. Размеры измеряют по внешнему краю линий, ограничивающих площадку. Игровая площадка для мини лапты представляет собой прямоугольник 25-40 м в длину и 15-20 в ширину. В качестве игрового покрытия может применяться дерево или синтетический материал.
Игровая площадка и ее размеры
12 слайд
Использование русской лапты как средства физического воспитания, несомненно, будет способствовать привитию здорового стиля и образа жизни, формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей всех систем организма занимающихся, воспитанию личностных качеств и позитивных черт характера, удовлетворению потребности в общении со своими сверстниками
Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды. Исключительная ценность этой игры как средства физического воспитания состоит в том, что начинать заниматься ею можно с младшего школьного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Рост популярности и проявление активного интереса к этой игре со стороны школьников, учащихся и студентов диктуют необходимость ее включения в программы по физической культуре средних и высших учебных заведений и утверждения представительства русской лапты в Спартакиадах учащейся молодежи и Универсиадах студенчества. Многими учителями физической культуры рекомендуется использовать эту народную игру на уроках физической культуры. Русская лапта может нести как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи.
Лапта как средство физического воспитания школьников
13 слайд
Лапта органично вписывается в легкоатлетический цикл уроков физической культуры, и по тому ее часто называют «игровой легкой атлетикой». Перебежки в лапте аналогичны переменно -интервальному методу тренировки в беге на средние дистанции. Играя в лапту, юноши и девушки выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге. Причем перебежки выполняются подростками в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями – по скорости и расстоянию. Кроме того, лапта со действует развитию анаэробных возможностей человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большее количество бросков, ловли и подбора мяча после отскока от площадки, что содействует воспитанию тонкого координационного «чувства мяча». При этом в игровых условиях метание приобретает более значительную эмоциональную о краску в сравнении с обычным программным метанием, что со действует освоению значительных физических нагрузок.
14 слайд
Какой из других видов физкультурно-спортивных движений, если не русская лапта, должен стать подлинно массовым, охватывать широкие слои населения, дать возможность всем участникам спортивно-оздоровительных мероприятий реализовать свое право на всестороннее развитие, свободное взаимодействие участников физкультурно-спортивной деятельности, конкурентное соперничество, активное включение в коллективные отношения с целевой устремленностью на сотрудничество, социализацию, объединение, совместное решение групповых задач? Именно по этому русская лапта должна стать «спортом для всех», быть доступной каждому желающему вести здоровый образ жизни. А чтобы реализовать данное утверждение, необходимо прививать любовь к лапте с ранних лет. Таким инструментом являются уроки физической культуры в начальной школе.
Заключение
15 слайд
1. Бесполов, Д. В. Что это за прелесть – русская лапта [Текст] // Физ. культура в школе. – 1994. – № 4. – С. 51-55.
2. Валиахметов, Р. М. Русская лапта в школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р. М. Валиахметов, Л. Г. Гусев, А. Ю. Костарев. – Уфа, 2000. – 94 с.
3. Валиахметов, Р. М. Играйте в русскую лапту [Текст] : практ. материал для преподавателей физ. культуры по обучению детей 4-5 классов народной игре – лапта / Р. М. Валиахметов ; рец. Э. Н. Хисамов и др. - Уфа, 2003. – 35 с.
4. Машошина И. В. Народная игра лапта как средство рекреативного физического воспитания школьников // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 2(27). – С. 12-15.
Список литературы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Лапта – это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми линиями и линиями «дома» и «кона». В игре участвуют две команды: в каждой по 6 основных и 4 запасных игрока. Игра проводится теннисными мячами и битой - деревянной круглой палкой.
Сущность игры состоит в том, что игроки одной команды пытаются совершить перебежку из «дома» в «кон» после правильно выполненного удара битой по мячу, и успешно вернуться назад. Игрок, сделавший перебежку из «дома» за линию «кона», может при необходимости остаться там, и возвратиться в дом после одного из последующих ударов игроков своей команды, что является полной перебежкой. В лапте результат определяется количеством удачно выполненных полных перебежек, за которые команде начисляется очки, по два очка за перебежку одного игрока. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только в нападении можно сделать удачную перебежку.
Задача другой команды не дать соперникам сделать перебежку, для этого они должны осалить игрока нападения мячом. Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется мяч в пределах игрового поля, брошенный в него любым игроком защиты. Для осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению, или передавать мяч любому игроку своей команды. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию «дома» или «кона», поскольку могут быть сами осалены (переосалены). Осалив перебежчика, команда получает право на выполнение ударов и перебежки. В защите очки можно набирать только за пойманные с лёта мячи – «свечи»; при ловле свечи команда получает одно очко. Исключительная ценность этой игры, как универсального средства физического воспитания, состоит в том, что начинать заниматься ею можно с младшего школьного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Игра практически доступна всем, так как основывается на естественных двигательных действиях. Отличительные особенности этой игры – точность удара битой по мячу, высокая скорость каждого игрока, совершающего перебежку, быстрые действия с мячом, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации (игровое мышление), взаимодействие с партнерами по команде. Игра позволяет проводить состязания смешанными командами, в состав которых входят и девочки, и мальчики (в младшем школьном возрасте или в тренировочном процессе)
6 661 510 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Малыгина Алена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.