Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Руководство для методического описания учебного проекта

Руководство для методического описания учебного проекта

5


Руководство для методического описания учебного проекта



Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Что касается метода учебных проектов, то этот, отвечающий запросам времени метод, очевидно, всегда требует использования такого дидактического средства как учебный проект.

Один из важнейших вопросов: какой учебный проект использовать? После знакомства с имеющимися в вашем распоряжении публикациями Вам становится ясно, что данных там описаний учебных проектов и опыта их осуществления не достаточно для полной и ясной картины. Возникает множество разных вопросов: от "чему научатся дети?" до "что потребуется для работы?". Кроме того, возможно, Вы не сможете найти проект на интересующую Вас тему и отвечающий Вашей потребности. Необходимых Вам проектов возможно пока и не существует. Тогда помочь себе Вы сможете сами, разработав свой учебный проект. Вопросы "какова учебно-воспитательная ценность учебного проекта?", и "каким характеристикам должен соответствовать разрабатываемый учебный проект?" созвучны вопросу "как описать учебный проект для последующего культурного его использования?"

Те проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, без сомнения должны иметь характеристики, определяющие место и время его использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.

Надо заметить, что любой проект приобретает неповторимые, личностные оттенки при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться для получения ожидаемого успеха.

Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта можно сделать по определённой схеме, которая позволит проводить сравнение учебных проектов и их классификацию, правильно оценивать свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой может быть методический паспорт.

Методический паспорт – схема методического описания учебного проекта. С ним необходимо познакомиться, когда собираешься использовать какой-либо проект и решаешь, насколько он подходит для конкретных педагогических задач в работе с данными детьми.

Методический паспорт необходимо использовать тем педагогам, кто разработал свой проект и хотел бы предложить его коллегам. Схема описания проекта может быть в виде методического паспорта. Многие позиции в нём будет более понятными, если представить ход осуществления проекта в соответствии с методикой осуществления учебного проекта.



Методический паспорт учебного проекта.

  1. Название проекта – Название проекту дает автор при его разработке (например, «Кислотные дожди», «Сколько стоит выходные в моем городе?», «Лицо города»)

  2. ФИО – фамилия, имя и отчество разработчика учебного проекта

  3. Название образовательного учреждения – название и номер образовательного учреждения

  4. Год разработки учебного проекта

  5. Опыт использования (Степень распространения)

  • Проводился один раз в одном классе или с одной группой детей

  • В нескольких классах или с несколькими группами детей

  • В ряде школ - № № школ

  1. Проблемная ситуация – описание ситуации, содержащей проблему и условия

  2. Проблема проекта – в основе любого учебного проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации.

  3. Цель – цель вытекает из проблемы проекта, в самом общем виде она есть результат как способ(ы) решения проблемы

  4. Задачи – этапы – способы решения - определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На одном этапе решается одна задача конкретным способом.

  5. Форма организации детей

  • Индивидуальная работа

  • Парная работа

  • Групповая работа

  1. Ведущая деятельность-

  • Поисковый

  • Исследовательский

  • Имитационный

  • Конструирующий

  • Творческий

  • Другое

  1. Сфера применения результатов –

  • Экологический

  • Страноведческий

  • Социологический

  • Краеведческий

  • Этнографический

  • Лингвистический

  • Культурологический

  • Экономический

  • Шоу-бизнеса

  • Другое

  1. Используемые технологии –

  • мультимедиа

  • телекоммуникация

  • театрализация

  • бумагопластика

  • лоскутная мозаика

  • другое

  1. Форма продуктов проектной деятельности –

  • Web-сайт

  • анализ данных социологического опроса

  • атлас, карта

  • видеофильм

  • газета, журнал

  • мультимедийная презентация

  • стендовый доклад

  • групповой или личный отчет проектантов

  • другое

Способ объединения результатов на презентации –

  • мозаика

  • конференция

  • саммит

  • конкурс

  • состязание

  • концерт

  • отчет по результатам в любой форме

  • мероприятие

  • другое

  1. Виды презентации –

  • Издательский

  • Инсценирующий

  • Макетирующий

  • Видео демонстрирующий

  • Компьютеро демонстрирующий

  • Интернет представительствующий

  • Другое

  1. Класс или возраст детей

  2. Количество участников

  3. Предметная область - Основная предметная область и/или дополнительные предметные области

  4. Состав участников

    1. индивидуальный

    2. одноклассный

    3. межклассный

    4. разновозрастной

    5. общешкольный

    6. межшкольный

    7. международный

  5. Характер координации – явный / скрытый (для телекоммуникационных проектов)

  6. Темы учебно-тематического плана предмета(ов) –

  7. Время работы – краткосрочный / средней продолжительности / долгосрочный

Проект должен иметь четкие временные рамки. Деление на краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный весьма условно. Укажите желательные сроки и тип продолжительности.

  1. Цели обучения, развития, воспитания

  2. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений

Для самостоятельной работы учащихся в проекте необходимы конкретные заранее сформированные ЗУН и специфические умения проектировать (например, в проекте Кислотные дожди необходимые ЗУН – измерение кислотности жидкостей. Специфические умения – целеполагание,

  1. Приращение в ЗУН и специфических умения – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом (например, в проекте «Кислотные дожди» возможным приращением будет нанесение данных исследования на карту и обобщение результатов по региону, а приращение в специфических умениях – рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности.

Формируемые УУД

  1. Режим работы (организационная форма)

    1. урочный

    2. внеурочный

    3. урочно-внеурочный

    4. внешкольный

  2. Техническое оснащение - такое материально-техническое обеспечение, без которого не получилось бы проведения собственно поисковой и исследовательской работы в проекте

  3. Учебно-методическое оснащение - учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа "Помощь" и обучающие программы для самостоятельной работы учащихся.

  4. Информационное оснащение – средства работы с различными источниками информации и сами источники (печатные, электронные, аудио и видео).

  5. Кадровое оснащение – дополнительно привлекаемые специалисты (например, политик, оператор для управления какими-либо приборами, или библиотекарь).

  6. Комментарий

  • Другое
Автор Иванов Дмитрий Николаевич
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 143
Номер материала MA-073813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы