Руководство для методического описания учебного
проекта
Положительный педагогический опыт при его
распространении нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении,
обобщении, классификации и очерчивании рамок его эффективного применения. Что
касается метода учебных проектов, то этот, отвечающий запросам времени метод,
очевидно, всегда требует использования такого дидактического средства как
учебный проект.
Один из важнейших вопросов: какой учебный проект
использовать? После знакомства с имеющимися в вашем распоряжении публикациями
Вам становится ясно, что данных там описаний учебных проектов и опыта их
осуществления не достаточно для полной и ясной картины. Возникает множество
разных вопросов: от "чему научатся дети?" до "что потребуется
для работы?". Кроме того, возможно, Вы не сможете найти проект на
интересующую Вас тему и отвечающий Вашей потребности. Необходимых Вам проектов
возможно пока и не существует. Тогда помочь себе Вы сможете сами, разработав
свой учебный проект. Вопросы "какова учебно-воспитательная ценность
учебного проекта?", и "каким характеристикам должен соответствовать
разрабатываемый учебный проект?" созвучны вопросу "как описать
учебный проект для последующего культурного его использования?"
Те проекты, которые предполагается использовать в
рамках классно-урочной предметной системы, без сомнения должны иметь
характеристики, определяющие место и время его использования в
воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить
методический паспорт учебного проекта.
Надо заметить, что любой проект приобретает
неповторимые, личностные оттенки при реализации его в новой обстановке и с
другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет
понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее,
описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для
решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для
применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться
для получения ожидаемого успеха.
Методический анализ учебно-воспитательной ценности
учебного проекта можно сделать по определённой схеме, которая позволит
проводить сравнение учебных проектов и их классификацию, правильно оценивать
свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой может быть методический
паспорт.
Методический паспорт – схема методического описания
учебного проекта. С ним необходимо познакомиться, когда собираешься
использовать какой-либо проект и решаешь, насколько он подходит для конкретных
педагогических задач в работе с данными детьми.
Методический паспорт необходимо использовать тем
педагогам, кто разработал свой проект и хотел бы предложить его коллегам. Схема
описания проекта может быть в виде методического паспорта. Многие позиции в нём
будет более понятными, если представить ход осуществления проекта в
соответствии с методикой осуществления учебного проекта.
Методический паспорт учебного проекта.
- Название проекта – Название проекту дает автор при его
разработке (например, «Кислотные дожди», «Сколько стоит выходные в моем
городе?», «Лицо города»)
- ФИО – фамилия, имя и отчество разработчика
учебного проекта
- Название
образовательного учреждения – название и номер образовательного учреждения
- Год разработки учебного проекта
- Опыт использования (Степень распространения)
·
Проводился один раз в
одном классе или с одной группой детей
·
В нескольких классах или с
несколькими группами детей
·
В ряде школ - № № школ
- Проблемная ситуация – описание ситуации, содержащей проблему
и условия
- Проблема проекта – в основе любого учебного проекта лежит
проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из
проблемной ситуации в процессе проблематизации.
- Цель – цель вытекает из проблемы проекта, в
самом общем виде она есть результат как способ(ы) решения проблемы
- Задачи – этапы –
способы решения -
определяются в процессе рассмотрения цели в заданных условиях (смотрим
проблемную ситуацию) и формулируются в процессе планирования работы. На
одном этапе решается одна задача конкретным способом.
- Форма организации детей
- Индивидуальная работа
- Парная работа
- Групповая работа
- Ведущая деятельность-
- Поисковый
- Исследовательский
- Имитационный
- Конструирующий
- Творческий
- Другое
- Сфера применения результатов –
- Экологический
- Страноведческий
- Социологический
- Краеведческий
- Этнографический
- Лингвистический
- Культурологический
- Экономический
- Шоу-бизнеса
- Другое
- Используемые технологии –
- мультимедиа
- телекоммуникация
- театрализация
- бумагопластика
- лоскутная мозаика
- другое
- Форма продуктов проектной деятельности –
- Web-сайт
- анализ данных социологического опроса
- атлас, карта
- видеофильм
- газета, журнал
- мультимедийная презентация
- стендовый доклад
- групповой или личный отчет проектантов
- другое
- Способ объединения результатов на
презентации –
·
мозаика
·
конференция
·
саммит
·
конкурс
·
состязание
·
концерт
·
отчет по результатам в
любой форме
·
мероприятие
·
другое
- Виды презентации –
-
Издательский
-
Инсценирующий
-
Макетирующий
-
Видео демонстрирующий
-
Компьютеро демонстрирующий
-
Интернет
представительствующий
-
Другое
- Класс или возраст детей
- Количество участников
- Предметная область - Основная предметная область и/или
дополнительные предметные области
20. Состав
участников
- индивидуальный
- одноклассный
- межклассный
- разновозрастной
- общешкольный
- межшкольный
- международный
- Характер координации –
явный / скрытый (для
телекоммуникационных проектов)
- Темы
учебно-тематического плана предмета(ов) –
- Время работы – краткосрочный / средней продолжительности
/ долгосрочный
Проект
должен иметь четкие временные рамки. Деление на краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный весьма условно. Укажите желательные сроки и тип продолжительности.
- Цели обучения,
развития, воспитания
- Стартовый уровень
обученности и сформированности ЗУН и специфических умений
Для
самостоятельной работы учащихся в проекте необходимы конкретные заранее
сформированные ЗУН и специфические умения проектировать (например, в проекте
Кислотные дожди необходимые ЗУН – измерение кислотности жидкостей.
Специфические умения – целеполагание,
- Приращение в ЗУН и специфических
умения – знания и
умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом
(например, в проекте «Кислотные дожди» возможным приращением будет
нанесение данных исследования на карту и обобщение результатов по региону,
а приращение в специфических умениях – рефлексивные действия и самоанализ
проектной деятельности.
Формируемые
УУД
- Режим работы (организационная форма)
- урочный
- внеурочный
- урочно-внеурочный
- внешкольный
- Техническое оснащение - такое материально-техническое
обеспечение, без которого не получилось бы проведения собственно поисковой
и исследовательской работы в проекте
- Учебно-методическое оснащение - учебники и учебные пособия,
всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа
"Помощь" и обучающие программы для самостоятельной работы
учащихся.
- Информационное оснащение – средства работы с различными источниками
информации и сами источники (печатные, электронные, аудио и видео).
- Кадровое оснащение – дополнительно привлекаемые специалисты
(например, политик, оператор для управления какими-либо приборами, или
библиотекарь).
- Комментарий
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.