Муниципальное
общеобразовательное
казенное
учреждение основная
общеобразовательная школа
с. Быстрицы Оричевского района
Кировской области
Программа
деятельности
кружка
«ИНФОЗНАЙКА»
(общеинтеллектуальное
направление)
5 класс
Автор:
Михеева Н.Э., учитель
информатики 1 категории
|
|
|
|
|
с.
Быстрица
2016 - 2017
|
|
|
1. Пояснительная записка
Область
информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с
помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Люди самых разных
профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это исследователи в
различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты
по компьютерной вёрстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели
Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды,
фотографы, специалисты в области теле – и видеомонтажа и др.
Программа кружка «Инфознайка
- Компьютерная графика» ориентирована на углубление и расширение знаний
учащихся по теме «Графические редакторы» и предусматривает изучение растровой графики,
цветовых моделей, форматов графических файлов, выполнение лабораторных работ в
графическом редакторе. Данный курс раскрывает перед учащимися удивительные
возможности компьютерной графики.
Рабочая программа
кружка дополнительного образования "Инфознайка - Графика" составлена
на основе примерной программы по информатике и ИКТ Макаровой Н.В. – СПб.:
Питер, 2008. Программа учитывает возрастные особенности 9 - 10 летнего возраста
подростка, для которого важен конечный результат его деятельности. Программа
включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых
программах, и имеет общеинтеллектуальную направленность.
Специфика данной
программы заключается в том, что курс практико-ориентированный. Программа
содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие
ценность для выбора ими будущей профессии. Программа способствует ориентации
учащихся на сферы человеческой деятельности «человек – знаковая система» и
«человек - символ».
2. Актуальность программы
В современном мире
людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений,
новостей, данных и сообщений. Учащиеся школы принимают участие в
научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так
преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и
необходимость. Чтобы донеси до окружающих подобную информацию, необходимо выбрать
адекватный способ ее представления. Информация, представленная в виде графики,
наиболее благосклонно воспринимается всеми группами слушателей, она поможет
продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном
счете, требуемых результатов.
Таким образом,
актуальность внеурочных занятий в кружке «Инфознайка - Компьютерная графика»
становится необходимостью, продиктованной временем. Пользоваться
информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как
читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была
простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную
информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение
представить информацию окружающим.
3. Цели и задачи курса
Современные
профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие
требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие
высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций
на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно
приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в
определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием
мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в
современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать
логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта,
выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию
новых схем, структур и моделей).
Цель программы: обеспечить прочное
и сознательное овладение учащимися основ компьютерной графики, освоение
основных инструментов и приемов, используемых в растровой компьютерной
графике, выполнение рисунков и изображений разной степени сложности.
Задачи:
Обучающие:
ü
расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их систематизации;
ü сформировать
навыки работы в графическом редакторе: Рaint
ü научить
технологии создания и редактирования графических объектов, используя
инструменты графических программ;
ü проиллюстрировать
этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.
Развивающие:
ü
развивать творческое
воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение;
ü развивать
зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и
явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
ü способствовать
развитию познавательного интереса к информатике.
Воспитывающие:
ü
увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;
ü
воспитывать умение планировать свою работу;
ü
выработать у учащихся усидчивость, старательность, требовательность к себе;
ü
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
4. Параметры программы
Сроки реализации программы: 1 учебный
год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
5. Формы и методы проведения занятий
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ
ü Коллективная и индивидуальная
работа;
ü Работа в парах;
ü Практическая работа за компьютером;
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ü Беседа;
ü Игра: познавательная, развивающая;
ü Проектная работа;
ü Практическая работа;
ü Наглядный.
6. Основная содержательная линия курса
1.
Стандартная программа Windows – Рaint
Программные средства для работы с графикой.
Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование.
Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей.
Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка.
Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента
изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка
графического объекта в текстовый документ.
Разработка собственных проектов. Участие в
тематических мероприятиях.
2.
Графические возможности MS Word
Работа с растровыми
графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение
рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка.
Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt.
Разработка собственных проектов.
7. Ожидаемые педагогические результаты
Учащиеся познакомятся с различными
видами графики, с цветовыми моделями, с форматами графических файлов, с
различными графическими редакторами.
Ребята научатся создавать
графические рисунки в редакторах, редактировать их, сохранять и использовать их
в различных работах.
Изучение данного курса предполагает
усовершенствование у учащихся технических навыков работы с компьютером,
использования сети Интернет.
Активное участие учащихся и
результативность в различных школьных, районных, областных, всероссийских и
международных конкурсах.
Учащиеся научаться:
üработать в среде
графического редактора Paint;
üсоздавать и
редактировать любой графический объект;
üосуществлять
действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
üвыполнять рисунки
и изображения разной степени сложности.
Учащиеся получат возможность :
ü познакомиться с
инструментарием графического редактора Paint;
ü освоить
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
ü отработать технологию
создания и редактирования графических объектов.
8. Тематический план программы кружка
"Инфознайка - Компьютерная графика"
Тема
|
Характеристика деятельности
обучающихся
|
Стандартная программа Windows – Рaint
20 часов
|
·
настраивают Панель инструментов;
·
создают простейшие рисунки с помощью
инструментов;
·
выделяют и перемещают фрагмент рисунка;
·
создают графический объект из типовых
фрагментов
·
сохраняют рисунок в файле и открывать файл;
·
используют для построения точных
геометрических фигур клавишу Shift;
·
редактируют графический объект по пикселам;
·
рисуют пиктограммы;
·
разрабатывают алгоритм и в соответствии с ним
создают графический объект;
·
при создании графических объектов пользуются
методом последовательного укрупнения;
·
создают меню типовых элементов мозаики
(готовых форм);
·
выполняют алгоритм конструирования из меню
готовых форм;
·
конструируют разнообразные графические
объекты;
·
строят модели в графическом редакторе.
|
Графические возможности
MS Word
14 часов
|
·
Знакомятся с инструментарием команды основного
меню ВСТАВКА
·
вставляют в документ предлагаемые программой
геометрические примитивы (ФИГУРЫ)
·
выполняют операции редактирования и
форматирования фигур
·
создают рисунок с использованием графических
примитивов
·
выполняют надписи к элементам графики
|
9. Календарно -
тематическое планирование кружка "Инфознайка
- Компьютерная графика"
№
|
Тема
занятия
|
Дата
|
План
|
Факт
|
1
|
Введение.
Правила поведения в кабинете информатики и правила ПБ.
|
05.09
|
|
2
|
Яркий
мир своими руками (Что такое компьютерная графика?)
|
12.09
|
|
3
|
Жил
- был художник один (ПО для создания рисунков)
|
19.09
|
|
4
|
На
столе - чистый лист (Панель Инструменты для рисования, ее настройка)
ПР
Р №1 Рисунки
первобытного человека
|
26.09
|
|
5
|
Я
рисую, я тебя рисую (Создание компьютерного рисунка. Редактирование)
ПР
Р №2 Пейзаж
|
03.10
|
|
6
|
Раз
словечко, два словечко - будет песенка (Фрагмент рисунка. Копирование)
ПР
Р №3 Военная
машинка
|
10.10
|
|
7
|
Подготовка
к конкурсу КИТ.
|
17.10
|
|
8
|
Подготовка
к конкурсу КИТ.
|
24.10
|
|
9
|
Я его
слепила из того, что было (Совмещение объектов, тип фона)
ПР Р №4
Снеговичок
|
31.10
|
|
10
|
Пустим пыль
в глаза (Инструмент Распылитель)
ПР Р № 5
Лунная долина
|
07.11
|
|
11
|
Помоги мне,
сердце гибнет (Метод вспомогательных построений)
ПР Р №6
Пирамида
|
14.11
|
|
12
|
Крутится,
вертится шар голубой (Использование клавиши Shift)
ПР Р №7
Олимпиада
|
21.11
|
|
13
|
Мело, мело
по всей Земле, во все пределы (Свободное рисование)
ПР Р №8
Рождественские зарисовки
|
28.11
|
|
14
|
Подготовка к
конкурсу "В стране Ребусландии".
|
05.12
|
|
15
|
Конкурс
"В стране Ребусландии".
|
12.12
|
|
16
|
Дом, в
котором мы живем (Рисование объемных фигур)
ПР Р №9 Кубик
|
19.12
|
|
17
|
Мастер -
ломастер (Использование ломаной линии)
ПР Р №10
Горные пейзажи
|
26.12
|
|
18
|
Покатились
по наклонной (Использование кривой линии)
ПР Р 11
Фруктовый рай
|
09.01
|
|
19
|
По морям, по
волнам (Изменение размера фрагмента изображения, рисунка)
ПР Р №12
Флотилия
|
16.01
|
|
20
|
Журчат
ручьи, поют скворцы (Свободное рисование)
ПР Р №13
Весна идет, весне дорогу
|
23.01
|
|
21
|
Точка,
точка, запятая (Что такое пиксель)
ПР Р №14
Акула
|
30.01
|
|
22
|
Обгон
запрещен (Что такое пиктограмма)
ПР Р №15
Дорожные знаки
|
06.02
|
|
23
|
Есть ли у
меня план? (Рисование по алгоритму)
ПР Р №16
Витражи
|
13.02
|
|
24
|
А бабочка
крылышками... (Рисование по алгоритму)
ПР Р №17
Экзотическая бабочка
|
27.02
|
|
25
|
Мне теперь
морской по нраву дьявол (Рисование по алгоритму)
ПР Р №18 Морская
пучина
|
06.03
|
|
26
|
Не крутите
пестрый глобус (Возможности преобразования рисунка - наклонить, перевернуть) ПР Р № 19 Сборка дома
|
13.03
|
|
27
|
Напиши мне
письмо (Надписи на рисунке)
ПР Р №20
Подарок на день рождения
|
20.03
|
|
28
|
Во саду ли в
огороде (Метод последовательного укрупнения рисунка)
ПР Р №21
Виноградная гроздь
|
27.03
|
|
29
|
(Создание
набора деталей мозаики)
ПР Р №22
Элементы мозаики
|
03.04
|
|
30
|
(Фигуры из
элементов мозаики)
ПР Р №23
Белый лебедь на пруду
|
17.04
|
|
31
|
(Конструирование
из кубиков)
ПР Р №24 Фигуры
из кубиков
|
24.04
|
|
32
|
(Моделирование
окружающего мира)
ПР Р №25
План местности
|
15.05
|
|
33
|
(Учебные
модели)
|
22.05
|
|
34
|
Мой
разноцветный мир - итоговое занятие
|
29.05
|
|
10. Ресурсное обеспечение программы
1. Информатика, учебник 5 - 6 класс, Макарова Н.В.,
Питер:2005
2. Дидактический материал для изучения графического и
текстового редакторов в пропедевтическом курсе информатики, пособие,
Кочелаева Е.П, Самара: Федоров, 2009
3. Компьютерная графика. Молькова Е.О. Центр информатизации
и оценки качества образования, Екатеринбург: 2010
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.