Роман А. С. Пушкина «Дубровский»
1.Жанровые особенности романа «Дубровский»
(слово учителя)
В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал очень
популярным. Появились многочисленные произведения, где честность
противопоставлялась подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти. Писатели
для того, чтобы придать занимательность произведению, часто использовали
«переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой
такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел.
Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С. Пушкин сделал
попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе
проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог
вместить живых героев в жёсткие схемы.
2.Словарная работа.
Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в
расчёте на случайный успех.
Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный –
1.общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2.пользующийся широкой известностью.
Роман (от франц. – повествование) – большое повествовательное
произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и
разветвлённостью сюжета.
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном
произведении.
3.Реализация индивидуального домашнего
задания (отвечает подготовившийся ученик).
История романа.
Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год.
Роман не был завершён и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами
назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В.
Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии
Островский, который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения, и,
оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед
началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где
рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова,
Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные
обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в
течение полутора лет.
4.Обмен впечатлениями о героях романа.
А) Чтение отрывка из романа (от слов «Несколько лет
тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин…» до слов «Никто
не дерзал отказываться от его приглашения…»).
Б) Беседа по 1-ой главе:
- Что давало Троекурову «большой вес в губернии»?
- Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? А
как к ним относился Троекуров?
- Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту?
-
Почему Троекуров уважал Андрея Гавриловича Дубровского? («...они
сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»).
- В чём проявилось это сходство?
5. Анализ первого события – ссоры Андрея
Гавриловича Дубровского с Троекуровым.
- В чём причина ссоры Дубровского с
Троекуровым? (чтобы углубить понимание
этого события, являющегося завязкой действия, необходимо обратить внимание
учащихся на то, при каких обстоятельствах произошла ссора, как ведут себя в
этом случае действующие лица, чем вызваны их поступки).
1) Чтение из первой главы сцены на псарне («Раз, в начале
осени..») и комментирование её.
Обратить
внимание на сокровенные мысли и чувства Дубровского, который был страстным
охотником и «не мог удержаться от некоторой зависти при виде
сего великолепного заведения».
Дубровский невольно сравнивает псарню с крестьянскими избами и не
может не сказать Троекурову о своих впечатлениях, тем более что всегда открыто
выражал своё мнение. И на этот раз он остаётся верен себе, сказав Троекурову: «…псарня чудная, — вряд людям вашим
житьё такое же, как вашим собакам».
- Прав ли Андрей Гаврилович Дубровский, сделав такое замечание, а
если прав, то почему псарь Парамошка не согласился с ним, хотя жил, наверное,
хуже своих подопечных?
- Что оскорбило Дубровского и почему он покинул псарню?
2) Самостоятельное чтение учащимися письма Андрея Гавриловича и
подготовка небольшого рассказа о том, как углублялась ссора помещиков.
Вопросы для самостоятельной работы
(раздаются на каждую парту).
1. Что можно сказать о Дубровском на основании его письма?
2. Почему письмо Дубровского вызвало гнев Троекурова и как
сильно повлияло оно на ссору? (важно обратить внимание на содержание и тон
письма).
Андрей Гаврилович совсем не похож на Троекурова. Он мягче и
справедливее своего соседа. Он честный и смелый человек. Но он тоже владелец
крепостных, барин и помещик. Каждое слово письма говорит об этом. Дубровский –
дворянин и гордится этим. Он оскорблён, задета не только дворянская честь, но и
его человеческое достоинство, и он требует удовлетворения. Не доверяя Кириле
Петровичу, Дубровский просит выслать к нему оскорбившего его псаря, чтобы
помиловать его или наказать. Он ничем не отличается, судя по письму, от
обычного барина и крепостника.
Вывод: Письмо углубило ссору. Троекуров оскорблён и ждёт удобного
случая, чтобы отомстить Дубровскому.
3) Работа над первой главой завершается рассматриванием
иллюстраций Б. Кустодиева и А. Пахомова или рисунка художника В. Ермолова «На
псарне» (эта работа поможет учащимся лучше представить барский дом, сад,
имение, героев, окружающую их обстановку, правильнее понять содержание романа).
При рассмотрении рисунка «На псарне» нужно обратить внимание на
центральные фигуры рисунка, выяснить, какой момент осмотра псарни изобразил
художник и как он это показал в рисунке.
- Насколько, по-вашему мнению, верно изображены Троекуров,
Дубровский, гости и псари?
- В чём вы согласны с художником, а в чём нет?
6. Итог работы над первой главой.
Подумать над ответом на вопрос «Как возникло судебное дело о
Кистенёвке и как свершился неправый суд?»
7. Домашнее задание: стр. 151 – вопросы и задания ко II и III главам.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.