Роль воспитания в
формировании личности человека
Новый «Закон об образовании» признает
за воспитанием ведущую и определяющую роль. Подтверждением является то, что
понятие «образование» трактуется по Закону как единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения. Заметьте –воспитание стоит
на первом месте.
Воспитание
- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства.
Новое время порождает и новые
проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему
образования.
Но самой острой проблемой не только техникума, семьи, но и
всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все,
следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.
Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от
старой системы ценностей, идеологий, проведенные поспешно и непрофессионально,
– все это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного
педагогического процесса.
Известно, что воспитание начинается в семье. Родители
являются первыми наставниками ребенка в становлении его как гражданина. Через
семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с
традициями и культурой народа. В семье ребенок осваивает свой родной язык.
Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни»
семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье.
В последнее время изменился состав семьи. Гораздо больше
стало неполных семей. Возрастают социальные и экономические трудности: низкая
заработная плата, частичная безработица и необеспеченность во многих семьях
необходимого прожиточного минимума – все это, мягко говоря, снижает
эффективность семейного воспитания.
Именно для этого необходимо знать
условия домашнего окружения подростка, чтобы учитывать их в организации
работы. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения,
выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье.
Классный руководитель, в идеале, должен также знать и ближайшее окружение
подростка вне техникума, так как порой во дворе, на улице различные группировки
оказывают отрицательное влияние на неустойчивую молодежь, особенно
подростков. Все это мы узнаем путем анкетирования, проведения родительских
собраний, индивидуальной беседой с родителями и подростками.
Особую значимость в воспитании подростка имеет личностный
подход. Личностный подход предполагает знание не только личности студента, но и
всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не
пассивное приспособление педагога к особенностям студента, а активные поиски
наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учетом
личностных качеств.
Какие же пути воздействия существуют в нашем техникуме?
1. Формирование
гражданской ответственности и патриотизма.
Осуществляется это через участие студентов в мероприятиях патриотической
направленности, таких как акция «Этих дней не смолкнет слава», Митинг Победы, фестиваль
патриотической песни, месячник Защитника Отечества. Неотъемлемой частью
гражданского воспитания студента является патриотическое отношение к
Энергетическому техникуму.
Патриотизм
проявляется в создании новых и поддержании старых традиций техникума:
проведении «Дней успеха», »Уроков занимательной энергетики» проведении «Встреч
студентов» оформлении стенда «Лучшие студенты техникума» и «Лучшие спортсмены
техникума»; торжественном проведении праздников «День знаний», «Посвящение в
студенты», обеспечении свободного обмена информацией через сайт техникума и
группы техникума в социальных сетях, формировании у студентов чувства
ответственности за сохранение помещений и оборудования, санитарное состояние и
чистоту в учебных корпусах, обеспечении своевременного выполнения приказов и распоряжений
Формированию гражданственности
способствует развитие Студенческого самоуправления. Студенческий Совет в нашем
техникуме функционирует с 2004 года. Ежегодно проводятся отчетно-выборные
конференции.
Духовно-нравственное и
культурно-эстетическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
студентов является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и
пронизывает все ее направления.
Задачи нравственного воспитания
студентов заключаются в формировании уважительного отношения к общественному
долгу, нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных
отношений, здорового нравственно-психологического климата в
коллективе, к здоровому образу жизни.
Первостепенная задача эстетического
воспитания студентов состоит в:
- посещение музеев, выставок,
театров;
-проведение фестивалей художественной
самодеятельности «Новая волна», Конкурса чтецов, конкурсов «Мисс и Мистер
ЕЭТ»;
- привлечение студентов к участию в
фестивалях, КВН и других мероприятиях на уровне района и города;
- проведение дискотек;
Формированию духовности способствует
участие студентов в Волонтерском движении. На базе нашего техникума в течение
трех лет проводятся слеты волонтерских отрядов Чкаловского района. Студенты
принимают участие в различных акциях и флэш-мобах, посвященных здоровому образу
жизни. Студенты и преподаватели техникума участвуют в «Неделе добра», «1000
добрых дел за один день», собирают подарки и посещают детский дом в г.
Полевской.
Здоровье – самая главная ценность
для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным
гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна».
Здоровый образ жизни, личная
ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой
физического воспитания в техникуме. Данное направление подразумевает
совокупность мер направленных на:
-
усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни;
-
воспитание у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и
физической культурой;
-
формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни
через проведение «Месячника здоровья»
-
совершенствование спортивного мастерства через:
привлечение
студентов к активным занятиям в спортивных секциях и выступления сборных команд
техникума;
-
участие студентов в Стартах первокурсника «готов к труду и обороне» , «Веселых
стартах»
-
проведение соревнований по различным видам спорта ( по мини-футболу,
баскетболу, волейболу, армрестлингу, отжиманию от пола;
-
лекций, посвященных борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией.
Таким
образом, в результате реализации названных направлений воспитательной работы у
студентов должны быть сформированы такие качества личности как высокая
нравственность, эстетический вкус, психологическая и физическая
готовность к труду и служению Родине.
Классный
руководитель является исполнителем большей части мероприятий воспитательной
деятельности
.
Роль классного руководителя
чрезвычайно
велика при формировании мотивации поведения, норм морали и нравственности студентов,
развитии их интересов и способностей.
А
в целом успешность воспитательной работы во многом определяется педагогическим
талантом, профессиональной компетентностью всего педагогического коллектива..
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.