Роль театрализованных игр в
развитии творческих способностей ребенка
с
занавесом. В нем широко представлены:
различные
виды театров ( би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на
фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной
театр).
Реквизиты
для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов,
маски, игровой реквизит.
Атрибуты
для различных игровых позиций:
-
«актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим);
-
«режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных
атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со
сказками-аудиозапись);
-
«зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги»,
реквизит для буфета);
-
«оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки,
пуговицы, коробки, природный материал).
Таким
образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем
предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную
театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
5.
Работа с родителями
Творчеству
детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших
воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы
небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и
помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности.
Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям,
изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.
Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение
родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.
Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается
помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью дети с помощью
родителей изготовили «Театр овощей» по сказке «Репка», куклы на деревянных
ложках, из перчаток.
Целенаправленно
совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы,
посещают театры.
Для
проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних
условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Все
это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное –
учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей мы узнали, что во
многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего
интереса сплачивает семью, коллектив детей , воспитателей и родителей.
Перспективный план работы с родителями приложение 2.
Работа
с педагогами (приложение 3)
Работу
по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности
проводим в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя,
логопедом, музыкальным работником, специалистом по ИЗО и родителями. В
подготовке театрализованных представлений участвует весь коллектив детского
сада: совместно с воспитателем ИЗО готовим декорации, афиши, разрабатываем
эскизы костюмов. На занятиях с логопедом дети отрабатывают четкую дикцию,
работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. Вместе с
музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их,
работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами, провели
консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Кукольный театр: кукла в
руках взрослого, кукла в руках ребенка», была оформлена выставка методической
литературы по теме «Виды театров» и проведена ее презентация. С педагогами был
проведен мастер-класс по постановке театрализованного представления на примере
сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». В марте 2010 года планируем выступить на
совете педагогов с обобщением опыта работы и оформить выставку «Юные актеры».
Заключение
Для
того чтобы проверить эффективность работы была проведена промежуточная
диагностика. В результате целенаправленной работы по организации театрализованной
деятельности дети могут:
Создавать
образ персонажей, используя различные средства выразительности ( слова, мимику
, жесты)
Взаимодействовать
с партнером
Действовать
с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными
игрушками)
Легко
погружаться в мир фантазий.
50
% детей показали высокий уровень развития творческих способностей в
театрализованной деятельности, 50 %- средний.
Таким
образом, разработанная нами система работы по театрализованной деятельности в
детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию творческих
способностей детей.
Работа
с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению
родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.
Благодаря
проведенной работе с педагогами, в детском саду стало традицией взаимопосещение
театральных постановок.
В
дальнейшем планируем продолжить работу по развитию творческих способностей
детей:
-
пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;
-
сделать традицией отмечание Дня театра;
-
найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по
театрализованной деятельности, с целью обмена опытом.
Литература
Акулова
О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
Антипина
Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.
Артемова
Л.В.Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.
БуренинаА.И.
«Театр всевозможного» С-П, 2002.
Взаимодействие
искусств в педагогическом процессе/ Под ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М.,
1989.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
Давыдов
В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование:
Сб.научных трудов.-М.1992.
Доронова
Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в
детском саду.- 2001.-№2.
Ерофеева
Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
Зверева
О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
Игра
дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
Козлова
С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
Менджерицкая
Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
Мигунова
Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
Неменова
Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //
Дошкольное воспитание.-1989.-№1
Петрова
Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.
Реуцкая
Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред.
С.Л.Новоселовой.- М., 1989.
Шурочкина
И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» /
«Справочник старшего воспитателя»№3-2008.
Экки
Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.