Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРоль семьи в развитии познавательных интересов, творческих способностей.

Роль семьи в развитии познавательных интересов, творческих способностей.

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  Городищенская средняя общеобразовательная школа № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на общешкольном родительском собрании

« Роль семьи в развитии познавательных интересов, творческих способностей»

 

 

 

 

 

                                                         Подготовила:

                                                            Беркетова И.И.

                                                                 Руководитель МО

                                                      учителей начальных                                   классов

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

 

Роль семьи в развитии познавательных интересов, творческих способностей ребенка.

Развитие познавательных интересов школьников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

          Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать.

     Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе,  даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

     Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

      Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни. Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

От семьи во многом зависит предупреждение отрицательного отношения школьника к учению, причины которого часто кроются в отсутствии внимания родителей к учебной деятельности ребенка, в неумении помочь ему в возникших трудностях. Своевременная помощь родителей детям в учении – непременное условие развития познавательных интересов, превращения познавательной деятельности в потребность ребенка, в устойчивую черту его личности как основу его последующего индивидуального развития. Правильная организация учебного труда, обучение наиболее рациональным его приемам, побуждение к самостоятельной деятельности, проявлению инициативы, к творческому поиску, развитию стремления к пополнению знаний, интереса к самообразованию – именно такая помощь родителей наиболее эффективна.

Пример родителей, занимающихся самообразованием, с уважением относящихся к знаниям, интересующихся современными научными открытиями, жизнью общества, миром природы, искусством оказывает положительное влияние на расширение и углубление познавательных интересов школьников.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он ещё не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Большое влияние на развитие познавательных интересов школьников оказывает участие родителей и детей в совместной познавательно-поисковой, созидательной деятельности в домашнем кругу в свободное время. Формы организации совместного досуга детей и родителей определяются укладом жизни, возможностями, интересами и потребностями каждой семьи. Совместные прогулки на природу, поездки в другие города во время отпуска, экскурсии в музеи, занятия рисованием, конструированием, опытнической сельскохозяйственной деятельностью - словом, всем тем, что делает досуг семьи интересным, составляет смысл и радость свободного времени, развивает детей, способствует духовным связям детей и родителей, создает такие внутрисемейные отношения, при которых только и возможно плодотворное влияние родителей на учащихся.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Широкая познавательная деятельность детей, организуемая и направляемая семьей, дает большие возможности для развития их познавательных интересов и, следовательно, содействует воспитанию любознательной, самостоятельной, инициативной личности, стремящейся к знаниям, умеющей оперировать ими, испытывающей интерес ко всему новому. 

       В завершении хочется еще раз сказать, что семья, в которой не только одобряются познавательные и творческие устремления ребенка, но и прилагаются значительные усилия для активного развития его способностей, где маленький человек воспринимается как самоценная личность со всеми своими
индивидуальными и возрастными особенностями, а контроль и руководство за детским развитием осуществляется на основе уважения и ответственности, имеет все шансы воспитать способного, интересного, творческого человека открытого для познания окружающего мира.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль семьи в развитии познавательных интересов, творческих способностей."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 475
    • DOCX 37 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Беркетова Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Беркетова Ирина Ивановна
    Беркетова Ирина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11698
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 372 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека