Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРоль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей школьников

Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей школьников

Скачать материал

Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей школьников


инспектор отдела по образованию администрации Борисоглебского городского округа Щёголева Е.В.



Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. В связи с этим, перед педагогами стоит задача воспитать интеллектуально развитую личность и физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие.

Система школьного образования сегодня должна помочь ребенку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, что эта система должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную ее часть – учебную. В 20 учебных заведений Борисоглебского городского округа ведётся учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет предполагает, что дети, независимо от их воспитания и уровня образования их родителей, будут ознакомлены с тем стержнем русской культуры, с той великой духовной и исторической традицией, наследниками которой они являются по рождению и гражданству. Без знания основ православной культуры для ребенка многое остается непонятым в общечеловеческой культуре, и в его душе образуется пустота. Дети должны стать обладателями духовно-нравственного, культурного наследия России, а иначе — они иностранцы в собственной стране. Этот предмет дает возможность по-настоящему понять истоки, язык, культуру России. Православная культура — это то, что просвещает и объединяет нас.

Как показывает практика, в нашем регионе занятия по «Основы религиозной культуры и светской этики»» вызывают интерес не только у детей православного вероисповедания. Изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» способствует укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных культур. Человек, укрепленный духовными, нравственными и религиозными представлениями, уже не является легкой мишенью для низменных пороков.

Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В духовно-нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества учителя.

Православная культура, став достоянием ума и сердца личности самого педагога, позволит ему познакомить с ее сокровищами и своих учеников.

Все учителя преподающие « Основы религиозной культуры и светской этики» прошли курсовую переподготовку на базе БГПИ, Воронежского института повышения квалификации работников образования, Тамбовского областного института повышения квалификации. В рамках курсовой подготовки педагоги получали знания и ценности православной культуры, знакомились с опытом работы педагогических коллективов областных экспериментальных площадок, лауреатов и участников конкурсов на соискание педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского, конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Особую важность в подготовке кадров, реализующих курс «Основы религиозной культуры и светской этики», приобретает совместный труд педагогов светской школы и специалистов духовных школ, священнослужителей, профессионально занимающихся педагогическими проблемами. Священнослужители Борисоглебского церковного округа тесно сотрудничают с педагогами общеобразовательных учреждений школ Борисоглебского городского округа: совместно проводят мероприятия, смотрят и обсуждают православные фильмы, читают православные газеты и журналы, совершают паломнические поездки по святым местам, активно участвуют в работе духовно-образовательных чтений, конференций, круглых столов. Ежегодно проводимые курсы «Основы религиозной культуры и светской этики»» для педагогических работников получили высокую оценку и широкое признание педагогической общественности области, что подтверждается результатами систематически проводимого мониторинга эффективности курсов среди руководителей образовательных учреждений. По результатам мониторинга в этом году выявлено, что 698 обучающихся 4-ых классов общеобразовательных учреждений Борисоглебского городского округа изучают курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

Вопросы развития и совершенствования научно-методического обеспечения названных образовательных курсов должны получить пристальное внимание в межкурсовой период. Уместными будут оправдавшие себя объединения педагогов по православной культуре на муниципальном уровне, особенно там, где они активно взаимодействуют с духовенством. Тогда это становится не только площадкой для обмена опытом, которого пока мало, но и местом, где можно получить ответы на те вопросы, на которые пока у самих учителей ответов нет.

В заключение хочется напомнить, что современный учитель должен быть, прежде всего, нравственным, культурным, укорененным в отечественной традиции. При этом учитель должен быть не агрессивен к инакомыслию, терпим, а преподавание должно вестись на языке человеческом и уважительном. Нужно помнить, что главным качеством учителя, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь. Только тот учитель, который в полной мере обладает этими качествами, будет вести себя с детьми как родной, а не как чужой человек. Он не будет тяготиться детьми, общение с которыми является для него радостью.





Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей школьников"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей школьников

 

инспектор отдела  по  образованию администрации Борисоглебского городского округа Щёголева Е.В.

 

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. В связи с этим, перед педагогами стоит задача воспитать интеллектуально развитую личность и физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие.

Система школьного образования сегодня должна помочь ребенку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, что эта система должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную ее часть – учебную. В 20 учебных заведений Борисоглебского городского округа ведётся учебный  курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный предмет предполагает, что дети, независимо от их воспитания и уровня образования их родителей, будут ознакомлены с тем стержнем русской культуры, с той великой духовной и исторической традицией, наследниками которой они являются по рождению и гражданству. Без знания основ православной культуры для ребенка многое остается непонятым в общечеловеческой культуре, и в его душе образуется пустота. Дети должны стать обладателями духовно-нравственного, культурного наследия России, а иначе — они иностранцы в собственной стране. Этот предмет дает возможность по-настоящему понять истоки, язык, культуру России. Православная культура — это то, что просвещает и объединяет нас.

Как показывает практика, в нашем регионе занятия по «Основы религиозной культуры и светской этики»» вызывают интерес не только у детей православного вероисповедания. Изучение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» способствует укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и религиозной нетерпимости, успешному диалогу разных культур. Человек, укрепленный духовными, нравственными и религиозными представлениями, уже не является легкой мишенью для низменных пороков.

Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В духовно-нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества учителя.

Православная культура, став достоянием ума и сердца личности самого педагога, позволит ему познакомить с ее сокровищами и своих учеников.

Все учителя преподающие « Основы религиозной культуры и светской этики» прошли курсовую переподготовку на базе БГПИ, Воронежского института повышения квалификации работников образования, Тамбовского областного института повышения квалификации. В рамках курсовой подготовки педагоги получали знания и ценности православной культуры, знакомились с опытом работы педагогических коллективов областных экспериментальных площадок, лауреатов и участников конкурсов на соискание педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского, конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Особую важность в подготовке кадров, реализующих курс «Основы религиозной культуры и светской этики», приобретает совместный труд педагогов светской школы и специалистов духовных школ, священнослужителей, профессионально занимающихся педагогическими проблемами. Священнослужители Борисоглебского церковного округа тесно сотрудничают с педагогами общеобразовательных учреждений школ Борисоглебского городского округа: совместно проводят мероприятия, смотрят и обсуждают православные фильмы, читают православные газеты и журналы, совершают паломнические поездки по святым местам, активно участвуют в работе духовно-образовательных чтений, конференций, круглых столов. Ежегодно проводимые курсы «Основы религиозной культуры и светской этики»» для педагогических работников получили высокую оценку и широкое признание педагогической общественности области, что подтверждается результатами систематически проводимого мониторинга эффективности курсов среди руководителей образовательных учреждений. По результатам мониторинга в этом году выявлено, что 698 обучающихся 4-ых классов общеобразовательных учреждений Борисоглебского городского округа  изучают курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

 Вопросы развития и совершенствования научно-методического обеспечения названных образовательных курсов должны получить пристальное внимание в межкурсовой период. Уместными будут оправдавшие себя объединения педагогов по православной культуре на муниципальном уровне, особенно там, где они активно взаимодействуют с духовенством. Тогда это становится не только площадкой для обмена опытом, которого пока мало, но и местом, где можно получить ответы на те вопросы, на которые пока у самих учителей ответов нет.

В заключение хочется напомнить, что современный учитель должен быть, прежде всего, нравственным, культурным, укорененным в отечественной традиции. При этом учитель должен быть не агрессивен к инакомыслию, терпим, а преподавание должно вестись на языке человеческом и уважительном. Нужно помнить, что главным качеством учителя, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь. Только тот учитель, который в полной мере обладает этими качествами, будет вести себя с детьми как родной, а не как чужой человек. Он не будет тяготиться детьми, общение с которыми является для него радостью.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 562
    • DOCX 31 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щёголева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щёголева Елена Владимировна
    Щёголева Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 13
    • Всего просмотров: 317226
    • Всего материалов: 180

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе