Инфоурок Биология Другие методич. материалыРоль листопада в жизни растений

Роль листопада в жизни растений

Скачать материал

                                            ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА

 

                                 Роль листопада в жизни растений

                                          (Тема урока)

 

ФИО (полностью)

Абикулова Валентина Григорьевна

Место работы

МБОУ «СОШ №2» г. Онега Архангельской области

Должность

Учитель  биологии

Предмет

Биология

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тема: «Побег» урок -10

Базовый учебник

Д.И. Трайтак  Н.Д. Трайтак «Биология  Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс

 

 

Цель:  Расширить и углубить знания учащихся  о листопаде, его роли в жизни растений  и для окружающей среды.

Задачи:

-образовательные:  расширить и углубить знания учащихся  о листопаде как экологическом процессе адаптации растений  к неблагоприятным условиям, формировать умения выделять главную мысль, работать в группе, устанавливать причинно – следственные связи;

- развивающие:  вырабатывать  навыки самостоятельной работы  с учебником и другими источниками информации,  развивать коммуникативные умения учащихся, расширять кругозор, прививать познавательный интерес к предмету;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему краю;

 

Задачи по формированию метапредметных  универсальных учебных действий:

 

Познавательные:

формулирование познавательной цели;

поиск информации, умение работать с текстом и рисунками;

умение применять имеющиеся знания в новой ситуации;

формирование интеллектуальных умений (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);

развитие навыков работы с лупами, микроскопами и объектами;

Коммуникативные:

формулировать, выражать, отстаивать свою точку зрения;

слушать, строить монологическую речь;

планировать совместную деятельность в паре при выполнении заданий;

Личностные:

формировать осознанную мотивацию выполнения заданий;

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками;

развитие самостоятельности;

духовно – нравственное развитие учащихся посредством формирования бережного отношения к природе.

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу;

осознание  уровня усвоения знаний;

регулирование совместных действий.

 

Тип урока: Комбинированный

 

Форма урока: Проблемный с исследовательской деятельностью.

 

Технологии урока: проблемное и развивающее обучение.

 

Формы работы учащихся

индивидуальная работа: с карточками, учебником, Интернет-ресурсом;

работа в паре – исследовательская  работа, наблюдение.

 

Оборудование: Репродукции картин «Осень». Лупы, микроскопы, предметные стекла, листья элодеи и колеуса. Веточки тополя и опавшие листья – гербарии, изготовленные осенью учениками. Карточки с заданиями для исследовательской работы.  Гербарии  вечнозеленых растений своей местности: ель, брусника, клюква, копытень. Карточки с проблемными вопросами. Музыкальная презентация по теме: «Жизнь растений». Презентация  «Листопад». Компьютер и мультимедийный  проектор. Контуры листьев.

 

Структура и ход урока:

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время в мин.

1

         2

3

4

5

    6

 

I.

Организационный  момент.

Цель: Контроль наличия оборудования. Настрой и организация учеников на учебную деятельность.

 

Приветствие учащихся. Обращение внимания на оборудование находящееся на парте

 

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие оборудования, карточек, гербариев.

.

2мин.

 

II

Актуализация знаний .

Цель: Активизация и проверка знаний изученных на предыдущем уроке.

 

 

      Активизация темы предыдущего урока «Дыхание и испарение»

1.Загадка о листьях.

2.Какие три важных физиологических процесса осуществляют листья растений? Дифференцированный опрос:

1 группа- заполняет Кроссворд : «Основные понятия ».

2 группа работает по карточкам  с тестами.

3 группа отвечает на проблемные вопросы.

Карточка I.

1.Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

2.Как вы думаете, где находятся устьица у кувшинки и ряски?
Карточка II.

У фиалок листья  опушенные, фикуса - покрыты воском, у кактусов - превращены в колючки, а у карликовой березы очень малы. Почему?

 

 

 

Отгадывают

Ответ на вопрос.

 

 

 

Работают с карточками

 

 

 

 

 

 

7 мин.

III

Изучение нового материала.

Цель1: Введение в тему урока, для определения  задач.

 

 

 

 

 

 

 

Цель 2.

Определить причины листопада и значение.

 

 

 

 

Цель 3

Работа с информацией, сохранение активности учащихся;

 

 

 

Физкультминут-ка .     Цель: релаксация.

 

Цель4.

Подтвердить наблюдением вопрос. Готовятся ли растения к листопаду?

 

 

 

 

 

 

 

Цель 5

Снять напряжение, утомление сменой вида деятельности.

 

Цель 6

Активизация знаний по краеведению, экологии.

Музыкальная презентация «Времена года».[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация «Листопад» .  [3]

Фрагмент из М/М пособия.  [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращает  внимание на  репродукции картин.

Задает вопросы:

Какое время года изображено на картинах и в стихах? Как Вы об этом узнали? Как осень отражается на состоянии листьев?

 

Загадка о «Листопаде»

Предлагает сформулировать цель и задачи урока, корректирует.

 

Создается проблема.

1.Почему листья меняют окраску?

2. Готовится ли растение к листопаду?

 

 

 

 

 

Консультация по поиску ответов на вопросы.

1. Что является сигналом к смене  и началу листопада.

2. Какие процессы в растении предшествуют листопаду.  3.Этапы подготовки растения к сбрасыванию листьев.

 

 

 

 

 

Рассмотрите гербарии  «Осенние листья» и ветки тополя.

Выполните задания. 1.Используя лупы, рассмотри -те  черешки опавших листьев и сорванных вами в сентябре. Укажите отличие в окончании черешков. 2.Рассмотрите ветки тополя. Что видите на том месте, где прикреплялся лист?

 

 

Обсуждение в классе вопроса

 

«Значение листопада»

 

 

 

 

Координирует работу с гербариями «Вечнозеленых растений». Растений жарких мест обитания.

 

 

Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.

Рассматривают репродукции.   Ученик читает стихи «Осень» И.Бунина

 

Отвечают на вопросы и загадку.

 

 

Определяют тему. Формулируют  цель и задачи урока.

 

 

Работают в паре над поставленной проблемой. Проводят, обсуждают лабораторную работу «Особенности листьев элодеи и колеуса»

Выводы в тетрадь.

 

Просмотр презентации. Работа с учебником

§ 29 раздел «Что предшествует листопаду?»

Обсуждение в паре.

Краткие записи.

 

 

 

 

Рассматривают коллекции. Отмечают отличия.

 

Находят на ветке тополя листовые следы.

Краткие  выводы в тетрадь.

 

 

 

 

 

Высказывание мнений по данному вопросу.

 На контурах листьев указать по 1 значению.

 

Рассматривают коллекции. Выясняют,  как растения приспособились к сохранению листьев?

 

Оценивают свою рабо -ту в паре. На уроке при обсуждении вопросов.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4мин.

 

 

 

 

 

 

 

2мин.

 

 

 

5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3мин.

 

 

 

 

 

 

3мин.

IV

Рефлексия

 Цель:

Анализ информации, творческое преобразование. Выражение своего настроения на уроке.

 

Направляет работу с рисунком « Дерево предсказаний »  На нем контуры листьев с вопросами и утверждениями по изученной на уроке теме.

 

Желающие срывают листья, отвечают, соглашаются или нет с утверждениями

На дерево прикрепляют «лист» настроения.

Зеленый – хорошее.

Желтый - не все удалось.

Красный – устал.

4мин

V

Домашнее задание.

Цель:

Дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией. Закрепление изученного в классе.

 

1.Прочитать §  29, задания 1,2, 5,6

Ответить письменно на любых 2 вопроса.  Если выбрали вопрос 6,то один.

Записывают домашнее задание.

2мин

 

                     Список  используемых  ресурсов.

 

1.Бодрова Н.Ф. Биология .Растения. Бактерии.Грибы.Лишайники.5-6 класс Методическое пособие к учебнику Трайтак Д И. М.»Мнемозина» 2009 г.

 

2. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Растения 6класс.  Просвещение 2009.

3. Презентации учащихся:  «Времена года», «Листопад »

4.Трайтак Д.И. Трайтак Н.Д. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. «Мнемозина» 2009 г

 

5. Трайтак Н.Д. Трайтак Д.И. Биология .Сборник задач и упражнений 6-7 класс. Пособие для учеников. М. «Мнемозина» 2009 г

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Роль листопада в жизни растений"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

жизни растений  и для окружающей среды.

Задачи:

-образовательные: расширить и углубить знания учащихся  о листопаде как экологическом процессе адаптации растений  к неблагоприятным условиям, формировать умения выделять главную мысль, работать в группе, устанавливать причинно – следственные связи;

- развивающие:  вырабатывать  навыки самостоятельной работы  с учебником и другими источниками информации,  развивать коммуникативные умения учащихся, расширять кругозор, прививать познавательный интерес к предмету;

- воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему краю

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 474 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6978
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 602
    • DOCX 90.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абикулова Валентина Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 19915
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 237 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека