ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Роль листопада в жизни растений
(Тема урока)
ФИО (полностью)
|
Абикулова Валентина Григорьевна
|
Место работы
|
МБОУ «СОШ №2» г. Онега Архангельской
области
|
Должность
|
Учитель биологии
|
Предмет
|
Биология
|
Класс
|
6
|
Тема и номер урока в теме
|
Тема: «Побег» урок -10
|
Базовый учебник
|
Д.И. Трайтак Н.Д. Трайтак «Биология
Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс
|
Цель: Расширить
и углубить знания учащихся о листопаде, его роли в жизни растений и для
окружающей среды.
Задачи:
-образовательные: расширить и углубить знания
учащихся о листопаде как экологическом процессе адаптации растений к
неблагоприятным условиям, формировать умения выделять главную мысль, работать в
группе, устанавливать причинно – следственные связи;
- развивающие: вырабатывать
навыки самостоятельной работы с учебником и другими источниками информации,
развивать коммуникативные умения учащихся, расширять кругозор, прививать
познавательный интерес к предмету;
- воспитательные: воспитывать
бережное отношение к природе, любовь к своему краю;
Задачи по формированию метапредметных
универсальных учебных действий:
Познавательные:
формулирование познавательной цели;
поиск информации, умение работать с текстом и рисунками;
умение применять имеющиеся знания в новой ситуации;
формирование интеллектуальных умений (рассуждение, анализ
ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);
развитие навыков работы с лупами, микроскопами и объектами;
Коммуникативные:
формулировать, выражать, отстаивать свою точку зрения;
слушать, строить монологическую речь;
планировать совместную деятельность в паре при выполнении
заданий;
Личностные:
формировать осознанную мотивацию выполнения заданий;
развивать
навыки сотрудничества с одноклассниками;
развитие
самостоятельности;
духовно – нравственное
развитие учащихся посредством формирования бережного отношения к природе.
Регулятивные:
умение
принимать учебную задачу;
осознание
уровня усвоения знаний;
регулирование
совместных действий.
Тип
урока: Комбинированный
Форма
урока: Проблемный
с исследовательской деятельностью.
Технологии
урока: проблемное
и развивающее обучение.
Формы
работы учащихся:
индивидуальная
работа: с карточками, учебником, Интернет-ресурсом;
работа в
паре – исследовательская работа, наблюдение.
Оборудование:
Репродукции картин
«Осень». Лупы, микроскопы, предметные стекла, листья элодеи и колеуса. Веточки
тополя и опавшие листья – гербарии, изготовленные осенью учениками. Карточки с
заданиями для исследовательской работы. Гербарии вечнозеленых растений своей
местности: ель, брусника, клюква, копытень. Карточки с проблемными вопросами.
Музыкальная презентация по теме: «Жизнь растений». Презентация «Листопад».
Компьютер и мультимедийный проектор. Контуры листьев.
Структура и ход
урока:
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Время в мин.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I.
|
Организационный момент.
Цель: Контроль наличия оборудования.
Настрой и организация учеников на учебную деятельность.
|
|
Приветствие
учащихся. Обращение внимания на оборудование находящееся на парте
|
Приветствуют
учителя.
Проверяют
наличие оборудования, карточек, гербариев.
.
|
2мин.
|
II
|
Актуализация знаний .
Цель:
Активизация и проверка
знаний изученных на предыдущем уроке.
|
|
Активизация темы предыдущего урока «Дыхание и испарение»
1.Загадка
о листьях.
2.Какие
три важных физиологических процесса осуществляют листья растений? Дифференцированный
опрос:
1 группа- заполняет Кроссворд : «Основные
понятия ».
2
группа работает
по карточкам с тестами.
3
группа отвечает
на проблемные вопросы.
Карточка I.
1.Почему
культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
2.Как вы
думаете, где находятся устьица у кувшинки и ряски?
Карточка II.
У фиалок листья опушенные, фикуса - покрыты
воском, у кактусов - превращены в колючки, а у карликовой березы очень малы.
Почему?
|
Отгадывают
Ответ на
вопрос.
Работают
с карточками
|
7 мин.
|
III
|
Изучение нового материала.
Цель1: Введение в тему урока, для
определения задач.
Цель
2.
Определить
причины листопада и значение.
Цель
3
Работа с
информацией, сохранение активности учащихся;
Физкультминут-ка . Цель: релаксация.
Цель4.
Подтвердить
наблюдением вопрос. Готовятся ли растения к листопаду?
Цель
5
Снять
напряжение, утомление сменой вида деятельности.
Цель
6
Активизация
знаний по краеведению, экологии.
|
Музыкальная
презентация «Времена года».[3]
Презентация
«Листопад» . [3]
Фрагмент
из М/М пособия. [2]
|
Обращает
внимание на репродукции картин.
Задает
вопросы:
Какое время года изображено на картинах и
в стихах? Как Вы об этом узнали? Как осень отражается на состоянии листьев?
Загадка
о «Листопаде»
Предлагает
сформулировать цель и задачи урока, корректирует.
Создается
проблема.
1.Почему листья меняют окраску?
2. Готовится ли растение к листопаду?
Консультация
по поиску ответов на вопросы.
1. Что является сигналом к смене и началу листопада.
2. Какие процессы в растении предшествуют
листопаду. 3.Этапы подготовки растения к сбрасыванию листьев.
Рассмотрите
гербарии «Осенние листья» и ветки тополя.
Выполните
задания. 1.Используя лупы, рассмотри -те черешки опавших листьев и сорванных
вами в сентябре. Укажите отличие в окончании черешков. 2.Рассмотрите ветки
тополя. Что видите на том месте, где прикреплялся лист?
Обсуждение
в классе вопроса
«Значение
листопада»
Координирует
работу с гербариями «Вечнозеленых растений». Растений жарких мест обитания.
Оцените
свою работу на уроке в оценочных листах.
|
Рассматривают
репродукции. Ученик читает стихи «Осень» И.Бунина
Отвечают
на вопросы и загадку.
Определяют
тему. Формулируют цель и задачи урока.
Работают
в паре над поставленной проблемой. Проводят, обсуждают лабораторную
работу «Особенности листьев элодеи и колеуса»
Выводы в
тетрадь.
Просмотр
презентации. Работа с учебником
§
29 раздел «Что
предшествует листопаду?»
Обсуждение
в паре.
Краткие
записи.
Рассматривают
коллекции. Отмечают отличия.
Находят
на ветке тополя листовые следы.
Краткие выводы
в тетрадь.
Высказывание
мнений по данному вопросу.
На
контурах листьев указать по 1 значению.
Рассматривают коллекции. Выясняют, как растения
приспособились к сохранению листьев?
Оценивают
свою рабо -ту в паре. На уроке при обсуждении вопросов.
|
5 мин.
7мин.
4мин.
2мин.
5мин.
3мин.
3мин.
|
IV
|
Рефлексия
Цель:
Анализ
информации, творческое преобразование. Выражение своего настроения на уроке.
|
|
Направляет работу с рисунком
« Дерево предсказаний » На нем контуры листьев с вопросами и утверждениями по
изученной на уроке теме.
|
Желающие
срывают листья, отвечают, соглашаются или нет с утверждениями
На
дерево прикрепляют «лист» настроения.
Зеленый
– хорошее.
Желтый -
не все удалось.
Красный
– устал.
|
4мин
|
V
|
Домашнее задание.
Цель:
Дифференцированный
подход к учащимся с различной учебной мотивацией. Закрепление изученного в
классе.
|
|
1.Прочитать
§ 29, задания 1,2, 5,6
Ответить
письменно на любых 2 вопроса. Если выбрали вопрос 6,то один.
|
Записывают
домашнее задание.
|
2мин
|
Список используемых ресурсов.
1.Бодрова Н.Ф. Биология .Растения. Бактерии.Грибы.Лишайники.5-6
класс Методическое пособие к учебнику Трайтак Д И. М.»Мнемозина» 2009
г.
2. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Растения 6класс.
Просвещение 2009.
3. Презентации учащихся: «Времена года», «Листопад »
4.Трайтак Д.И. Трайтак Н.Д. Биология. Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники. 6класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
М. «Мнемозина» 2009 г
5. Трайтак Н.Д. Трайтак Д.И. Биология .Сборник задач и
упражнений 6-7 класс. Пособие для учеников. М. «Мнемозина» 2009
г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.