Роль
классного руководителя в становлении классного
коллектива
и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Развитие
человека происходит в течение всей его жизни. И если в полных семьях с
достатком, живущих в благоустроенном доме или квартире, на развитие маленького
человечка большое влияние оказывают родители, учат жить в группе, т.е в семье,
а потом - в коллективе, учат стать личностью, то в стенах школы – интерната
родителей заменяют классный руководитель и воспитатель.
Если
в обычной школе с родительскими детьми главным педагогом в классе является
классный руководитель, то в школе-интернате это не совсем так. Понятия «классный
руководитель» и «воспитатель» неразделимы.
В
условиях школы-интерната именно они играют главную роль в жизни каждого своего
воспитанника. Они сопровождают процесс индивидуального становления и развития
личности ребёнка в период обучения в школе. Но
мы сегодня говорим о классном руководителе.
Два
с половиной года назад (1.12.2009 г) меня назначили классным руководителем 7
класса. Чуть позже произошла смена воспитателей. В классе было 23 ученика.
Неожиданные перемены в классном коллективе, подростковый возраст, дети «группы
риска», отсутствие единого требования между классным руководителем и воспитателем,
«движение» учащихся дали свои результаты. Не было единого классного
коллектива, дети делились на группы, были свои лидеры. Отношения между
одноклассниками тревожили нас, взрослых. Дети друг к другу относились жестоко.
Но
в тоже время они умели трудиться, имели навыки учебной деятельности и в разных
мероприятиях показывали себя как единое целое. В классе было 6-7 ударников. Каждый
из них существовал сам по себе. Некоторые вели себя как несамостоятельные и
безответственные ученики. Часто наблюдалось расхождение между тем, что
воспитанники говорят и что они делают.
Необходимо
было познакомиться с индивидуальными особенностями детей, наблюдать за их
поведением, отношением друг к другу и окружающим, следить за нравственными и
этическими проявлениями. Трудность заключалась в том, что я детей практически
не знала, т. к работала в данной школе совсем немного.
Главной
задачей в то время для меня было создание единого классного коллектива, в
котором каждому ученику было бы комфортно. В то же время необходим был благоприятный
климат для формирования личности воспитанников. Данная работа оказалась
сложной, так как дети жили по своим правилам, состав класса часто менялся, и
они долго привыкали к новым наставникам. Понимание нашла у воспитателя, с кем
мы работали. Работали и работаем. Думаю, в тесном контакте, т. к понимаем, что
отсутствие единого требования со стороны взрослых, работающих в одном классе –
это напрасная, безрезультатная работа.
Добиваясь
решения поставленной задачи, использовала различные формы и методы работы.
Это индивидуальные беседы, классные часы, собрания, работа с учителями –
предметниками, вовлечение учащихся в кружковые занятия, общественно-полезную
деятельность, участие в различных мероприятиях, дополнительные занятия по
предметам после уроков, оформление уголка здоровья, классного уголка, беседы о
культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во
взаимоотношениях, встречи, шефство над ветеранами, шефство над малышами.
Наиболее эффективным средством развития коллективизма считаю коллективную
творческую деятельность (класс старался принимать активное участие в
общешкольных мероприятиях - концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах). Именно
через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности,
инициативы ребят, активного отношения к другим людям, к окружающему миру.
Как
классный руководитель создавала условия для творчества и самореализации
личности детей. Необходимо в таком возрасте воспитывать у учащихся и требовать
с них самостоятельность принятия решений, активную жизненную позицию.
Всегда
очень важно знать, как относятся друг к другу одноклассники, значим ли для них классный
коллектив, в котором они находятся на протяжении учёбы в школе. На занятиях и
на перемене они могут себя показать по-разному. В школе они одни, в общежитии –
другие. Поэтому необходимы наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в
процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы;
ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся.
Иногда
кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они
отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело. Но, оказавшись в
затруднительной ситуации, дети теряются и они снова «идут» в свой коллектив,
где так уютно, тепло, и где всегда поможет взрослый человек. Даже в минуты
радости они бегут к тебе и делятся своим счастьем…
Конечной
целью моей работы в качестве классного руководителя в этом классе считаю подготовку
ученика как выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором,
творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения
в учебных заведениях нашей республики.
Помочь
ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.
Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и
предлагает детям виды совместной деятельности, подсказывает, направляет в
нужное русло. Он наблюдает за ними во время учебных занятий, следит за
успеваемостью в классе, помогает тому или иному ученику «догнать» лучшего в
учёбе и поведении.
С
помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в
классном коллективе, а после уже в обществе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.