В Национальной образовательной инициативе «Наша новая
школа» отмечается, что «модернизация и инновационное развитие - единственный
путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века,
обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих
стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Каким образом учреждение дополнительного образования
может ответить на этот государственный заказ?
Сложившаяся в России система дополнительного
образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных
способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью,
система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать
на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду
развития, формировать осознанную гражданскую позицию. В дополнительном
образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по
образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей.
Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода
способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем
многообразии его направлений.
На наш взгляд, речь идет о необходимости создания
условий для личностного самоопределения обучающихся в рамках образовательного
процесса.
Под самоопределением обычно понимается этап
социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной,
созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих
потребностей, возможностей и способностей с социальными запросами, что
определяется системой его ценностных ориентации. Психолог В.Ф.Сафин предложил
формулу самоопределения: «хочу-могу-есть-требуют». В понятии самоопределения выделяются
4 компонента, составляющие его содержательное ядро:
×
мотивы
(что соотносится с компонентом «хочу» в формуле В.Ф.Сафина);
×
самопознание
(компонент «есть») как осознание своих качеств, представление о своем реальном
«я»;
×
самооценка
(компонент «могу»);
×
требования
общества, общественные нормы жизни (компонент «требуют»).
В современном образовании принято
считать, что смысл обучения состоит не в передаче знаний учащимся, а в
обеспечении условий самореализации личности. То есть, задача образовательного
учреждения – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые
могут в полной мере реализовать формулу «хочу-могу-есть-требуют».
В основе построения индивидуального образовательного
маршрута лежит три процесса: прогнозирование, проектирование, конструирование
Самоопределение – это понимание самого себя, своих возможностей
и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего
назначения в жизни. Принято выделять три уровни самостоятельности
самоопределяющегося обучающегося:
×
пассивный
уровень,
когда ребёнок просто ждет, что ему окажут «помощь», «поддержку» или «услугу»;
×
уровень
взаимодействия (диалога, сотрудничества) педагога, психолога и
самоопределяющегося ученика;
×
уровень
самостоятельности и осмысленности самоопределения, предполагающий
обучающегося, способного самостоятельно и осознанно решать свои проблемы.
Мы считаем, что именно
ситуация выбора позволяет ребенку стать активным и самостоятельным субъектом
своего учения, т.е. предоставляет возможность каждому устанавливать и достигать
собственные цели, планировать свою учебную деятельность, выбирать как
содержание, так и организационные формы обучения. Не имея возможности выбора в
соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и возможностями,
ученик снимает с себя внутреннюю ответственность за продуктивность своего учения. Совершенно очевидно, что современный обучающийся
должен быть не только учеником, усваивающим необходимые знания, но и активным
субъектом образовательной деятельности, способным к рефлексии своего
собственного развития. Для обеспечения перевода ребенка из состояния
пассивности (ожидания помощи) в активную позицию субъекта личностного
самоопределения необходима организация педагогического содействия и
сопровождения этого процесса и в этом случае индивидуализация образовательного
процесса рассматривается нами как условие личностного самоопределения
обучающихся. Наибольшую значимость для перевода, ребёнка в активную позицию в
рамках личностного самоопределения, играют индивидуальные образовательные
маршруты. Индивидуальные маршруты –
«персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании». Маршруты
могут быть долговременными (несколько лет, год) и краткосрочными (неделя, месяц,
четверть); иметь монопредметный и многопредметный характер – это
зависит от целей и содержания планируемой учебной деятельности.
Первый вариант монопредметный
- внутри одной образовательной программы. В
этом случае индивидуализация обеспечивается благодаря разнообразию видов деятельности и фиксируется в индивидуальных программах детей.
Второй вариант
многопредметный - внутри образовательного
учреждения. При разработке вариантов содержания и
форм организации деятельности создаются
так называемые образовательные цепочки. Например,
учащиеся объединения «Художественная вышивка» на протяжении ряда лет
разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты позволяющие
приобрести знания и умения по нескольким дисциплинам: вышивке, росписи по
ткани, крою и пошиву игрушек, предметов интерьера и применить эти знания в
создании творческих работ.
При этом обучающийся выступает ведущим субъектом, выбирая цель, содержание и формы организации своего дополнительного образования, что позволяет ему развиваться,
выстраивать собственную модель образования.
Работая по индивидуальному маршруту обучающиеся учатся:
× планировать
свою познавательную деятельность;
× активно
используют учебную, научно-популярную, специальную литературу, цифровые
образовательные ресурсы и Интернет;
× осознают
свою ответственность за результаты обучения;
× осуществляют
самооценку и самоконтроль;
× осваивают
способы представления результатов учебного труда и т.п.
Таким
образом, организация образовательного процесса на основе индивидуальных
образовательных маршрутов способствует самоопределению детей, переводит
обучающихся в активную позицию, формирует способность осознанно и
самостоятельно решать свои проблемы.
Индивидуальный маршрут выполняет для обучающихся
функцию прогнозирования — «Я выбираю дисциплины для изучения»; функцию
проектирования — «Я составляю маршрут образовательной деятельности»;
конструирует образовательную деятельность — «Я определяю, в какой
последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована
образовательная программа».
С точки зрения современной педагогики
индивидуализация процесса обучения есть формирование «персональной судьбы»
ребенка как ученика, который опираясь на индивидуальные качества и способности
выстраивает свой образовательный путь в рамках личностного саоопределения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.