Главная / Начальные классы / роль имени существительного в речи (4 класс)

роль имени существительного в речи (4 класс)

Скачать материал

Название документа Роль существительного в речи, 4 класс.docx



ГУ «Средняя школа № 43 им. Г.Мусрепова»



MP900439450[1]

Русский язык

Роль существительного в речи

4 класс





Учитель начальных классов:

Семыкина Ольга Борисовна















Петропавловск, 2014


Роль имени существительного в речи.

Цель:

Закрепление знаний об имени существительном

Задачи:

Увидеть вместе с ребятами новое в давно известном.

Повторить основные сведения об имени существительном

Расширить представления обучающихся о роли имен существительных в речи.

Развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость, внимание, умение анализировать, делать выводы

Воспитывать любовь к родному языку на примере литературных произведений.


Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие) – число (запись)

Постановка цели урока: Увидеть новое в давно известном

СЛАЙД 1

  1. Минутка чистописания

Прочитайте пословицу:



Хлеб- всему голова



Объясните её смысл.

Запишите сочетание.





СЛАЙД 2



  1. Актуализация знаний

  1. Прочитайте высказывание

Имя существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)

Согласны ли вы с данным утверждением?

Верно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

СЛАЙД 3

  1. Давайте в этом убедимся на примере одного из стихотворений А.Фета

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.


Прочитайте.

1 вариант посчитает, сколько всего слов в стихотворении

2 вариант- существительных.

Из 22 слов стихотворения – 14 существительных

  1. Комментированное письмо.

Выпишите имена существительные (цепочкой)

  1. Закрепление.

СЛАЙД 4


  1. Дайте определение имени существительного.

Какими грамматическими признаками оно обладает, вы покажите, составив цветок.

Работа в группе.

- У вас на столах лежат лепестки от ромашки, давайте составим 5 красивых цветов. А о красоте будет говорить то, правильно ли вы подберёте к существительному его грамматические признаки, потому что кроме признаков этой части речи вам встретятся и признаки других частей речи.

Проверка: выступающий от группы, выполнившей работу первыми, у остальных проверяют дети из данной группы.

СЛАЙД 5-6

  1. Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут «нарисовать» имена существительные?


Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.

(В. Маяковский)


Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

(С. Аксаков)

Назовите имена существительные.

Как же авторам удалось передать всю красоту природы, используя только их?

Значит, в грамматике в понятие «предмет», входят не только предметы, которые можно потрогать, но и что? (эмоции, чувства, движение, события)

СЛАЙД 7


Прочитайте слова К.Паустовского

СЛАЙД 8

  1. Прочитайте слова.

Ребенок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа,  прыжок, кошка, Астана, спектакль


Выпишите только те, которые входят в указанную вашей паре группу:

1 группа названия  лиц    

2 группа названия вещей
3группа названия веществ
4 группа названия живых существ и организмов

5 группа географические названия

6 группа  названия фактов, событий, явлений

7 группа название действий


Проверка

Физминутка

«Солнышко лучистое»

Какие существительные запомнили? К какой группе они относятся?

  1. Работа по учебнику.

а)С. 49 упр. 140

Прочитайте.

Какой литературный приём использовал автор?

Назовите сравнения.

СЛАЙД 9


Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста


Индивидуальная работа. Один за закрытой доской.

Выпишите выделенные имена существительные, определите род и число.

Как определить род имён существительных во мн.числе? (поставить в н.ф.)


б) с.49 упр. 142

Какие слова записали?

Назовите «лишнее» слово по указанным признакам. Докажите.

  1. Проблемная ситуация.


СЛАЙД 10

  1. Определите синтаксическую роль существительного «дерево» в указанных предложениях, разобрав их по членам предложения.

Работа по рядам, трое у доски.



Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


Чем может являться имя существительное в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)

СЛАЙД 11


  1. Прочитайте предложение.

Сосна- хвойное дерево.

Укажите в нём синтаксическую роль существительного «дерево».

В какой форме стоит существительное сосна? Дерево?

Измените предложение, подставив в него глагол. (Сосна является хвойным деревом)

Так как глагол-связка отсутствует, то существительное берёт на себя роль сказуемого.


  1. Рефлексия.

  1. Найдите в пословице и в высказывании Л.Успенского подлежащее и сказуемое, чем они выражены? Почему?

Назовите роль существительного в речи; в предложении.

СЛАЙД 12


  1. Продолжите фразу.

Было интересно…

Было трудно…
Теперь я знаю…

У меня получилось…

  1. Выставление оценок.

  2. Дома. С.50 упр. 143,144







Название документа Урок русского языка.ppt

Хлеб – всему голова
Имя существительное – хлеб языка. 			 			(Л. Успенский)
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ...
Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ...
Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальн...
Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И н...
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать рус...
Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окн...
Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным ство...
Сосна- хвойное дерево.
Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… У меня получилось…
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Хлеб – всему голова
Описание слайда:

Хлеб – всему голова

№ слайда 2 Имя существительное – хлеб языка. 			 			(Л. Успенский)
Описание слайда:

Имя существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)

№ слайда 3 Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ноч
Описание слайда:

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. (А. Фет)

№ слайда 4 Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто
Описание слайда:

Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет

№ слайда 5 Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя
Описание слайда:

Какие картины могут «нарисовать» существительные? Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. В.Маяковский

№ слайда 6 Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низк
Описание слайда:

Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. С.Аксаков

№ слайда 7 Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русски
Описание слайда:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. (К.Г. Паустовский)

№ слайда 8 Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно,
Описание слайда:

Ребёнок, Балхаш, ножницы, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа,  прыжок, кошка, Астана, спектакль

№ слайда 9 Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста
Описание слайда:

Круп- задняя часть корпуса лошади от середины спины до хвоста

№ слайда 10 Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом
Описание слайда:

Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

№ слайда 11 Сосна- хвойное дерево.
Описание слайда:

Сосна- хвойное дерево.

№ слайда 12 Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… У меня получилось…
Описание слайда:

Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… У меня получилось…

Название документа Физминутка Солнышко лучистое.ppt

1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

роль имени существительного в речи (4 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Данная папка содержит план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Роль имени существительного в речи", а также презентацию к данному уроку. На данном уроке учащиеся начальной школы расширяют представления о роли имени существительного в речи, т.к. мы рассматриваем его значение только как предмет, но не все имена существительные являются осязаемыми предметами.

Также на данном уроке рассматривается роль имени существительного в предложении не только как подлежащего, дополнения или обстоятельства, но и как сказуемого. Эта работа является перспективной работой для следующих уроков русского языка по теме "Имя существительное"



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Семыкина Ольга Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2798
Номер материала 25152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓