Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРоль бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

Роль бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

Скачать материал
Скачать материал "Роль бессоюзных сложных предложений в художественном тексте."

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИУрок русского языка...

    1 слайд

    РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
    В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
    Урок русского языка в 9 классе
    Учитель
    русского языка и литературы
    СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА
    ЧИКШИНО-2012

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...

    2 слайд

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ЧИКШИНО»
    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
    В 9 КЛАССЕ
    ТЕМА: «РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
    В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ»



    http://aida.ucoz.ru
    2
    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
    СУББОТ
    ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА
    2012

  • ЭПИГРАФ урока:«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно...

    3 слайд

    ЭПИГРАФ урока:
    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
    К.Паустовский.

    10.06.2022
    3
    http://aida.ucoz.ru

  • Тип урока:10.06.2022http://aida.ucoz.ru4Обобщающее
 повторение по теме....

    4 слайд

    Тип урока:
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    4
    Обобщающее
    повторение по теме.


  • Цели урока:10.06.2022http://aida.ucoz.ru5
обобщить знания по теме 
«Бессоюз...

    5 слайд


    Цели урока:

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    5

    обобщить знания по теме
    «Бессоюзное сложное предложение (БСП)»,
    2) выяснить свойства БСП
    в
    художественном тексте,
    3) формировать навыки и умения определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения,

    4) ОТРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ГИА-2012.

  • Сегодня мы заканчиваем изучать БСП и должны выяснить роль этих конструкций...

    6 слайд

    Сегодня мы заканчиваем изучать БСП
    и должны
    выяснить роль этих конструкций в художественной речи.
    –Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    6
    Интересно, своеобразно,
    Подчас неожиданно
    использовать эти конструкции
    для создания ярких, выразительных картин.
    Я теперь
    учёная!

  • Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики». Найдите БСП, п...

    7 слайд

    Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики».
    Найдите БСП, подчеркните в них основы.
    Песчаная дорога перешла косогор; стрельчатые молодые елки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колеса и царапать лошадей.
    В темной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара; сосны раздышались смолистой ленью.
    Высоко вверху белые легкие облачка вольготно несутся по синему небу. Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают ни усталости, ни жары; а тут четверка вороных в кровь избилась; фыркают кони и отмахиваются плетеными хвостами от гудящих оводов.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    7

  • СловарикАСПИД– род ядовитой змеи


АСПИДНЫЙ –
черный цвет слоистого   минер...

    8 слайд


    Словарик

    АСПИД– род ядовитой змеи


    АСПИДНЫЙ –
    черный цвет слоистого минерала.




    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    8

  • – Какова тема отрывка?– На сколько частей можно разделить текст? Объясните,...

    9 слайд

    – Какова тема отрывка?
    – На сколько частей можно разделить текст? Объясните, почему?

    Поездка в знойный
    летний день.


    1-я – глубокий бор, жара;
    2-я – легкие облачка в небесной дали;
    3-я – страдание лошадей от жары.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    9
    На 3 части:

  • – Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части?...

    10 слайд

    – Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части?
    Прием контраста 1, 3 и 2 частей.
    В 1 и 3 – елки мешают проезду коляски, царапают лошадей; нависла сладкая жара, природа лениво дремлет;
    во 2 же части – белые легкие облачка вольготно несутся в обгон, тают в холодных просторах, не знают ни усталости, ни жары.
    То есть контраст поддерживается
    лексическим и морфологическим уровнями.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    10

  • Словарная работаКонтрастНЫЙ
контрастПротивоположность
Противопоставление
Прот...

    11 слайд

    Словарная работа
    КонтрастНЫЙ
    контраст
    Противоположность
    Противопоставление
    Противоположный

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    11

  • – Почему употребляются БСП? 10.06.2022http://aida.ucoz.ru12Употребление БСП с...

    12 слайд

    – Почему употребляются БСП?
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    12
    Употребление БСП связано с темой художественного текста:

    Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору,
    показывают страдания измученных лошадей;
    в то же время в БСП передается и состояние природы, которая находится в покое, статике, дремоте, истоме.

  • Лингвистический эксперимент.10.06.2022http://aida.ucoz.ru13– Измените текст...

    13 слайд


    Лингвистический эксперимент.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    13
    – Измените текст таким образом, чтобы части БСП
    стали самостоятельными простыми предложениями.
    Что получилось?
    В тексте вместо трех развернутых БСП
    появилось восемь простых предложений.
    Текст прочитывается легко,
    со множеством пауз,
    Исчезла интонация монотонности, перечисления,
    утратилось ощущение медленного движения
    3
    8

  • Каков вывод? – Мы узнали, что бессоюзная связь
в данном тексте – удачное сред...

    14 слайд

    Каков вывод?
    – Мы узнали, что бессоюзная связь
    в данном тексте – удачное средство описания поездки в летнюю жару,
    способную замедлять движение.
    БСП помогают созданию цельной картины состояния природы из отдельных деталей.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    14

  • Беседа.Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные...

    15 слайд

    Беседа.

    Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

    – Подумайте, чем отличается следующий отрывок из рассказа И.Тургенева «Бирюк» от ранее рассмотренного. Подчеркните грамматические основы.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    15

  • Тема отрывка ?(Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамич...

    16 слайд

    Тема отрывка ?
    (Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющими друг друга действиями.)

    – Что способствует созданию динамичности?
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    16
    1.Шишкин и.и.
    Перед грозой.

    2.Васильев Ф.А.
    Перед дождём.

  • 10.06.2022http://aida.ucoz.ru17Употребление бессоюзных сложных предложений, с...

    17 слайд

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    17
    Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащих ряд глаголов со значением начала действия»: загудел, забушевали, застучали, зашлепали, сверкнула + наречия: внезапно, резко.
    Все эти средства – и лексические,
    и синтаксические – передают усиление, напряженность,
    динамику действий.
    Однородные
    члены
    предложения?

  • – Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП с перечислительным значе...

    18 слайд

    – Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП
    с перечислительным значением между частями?

    Сложносочиненным предложениям.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    18
    С С П

  • Лингвистический эксперимент.Измененный текст:
    Сильный ветер внезапно заг...

    19 слайд

    Лингвистический эксперимент.

    Измененный текст:
    Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния...



    Замените
    бессоюзную
    связь
    союзной.


    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    19
    исчезли динамичность, напряженность
    Что

    изменилось?

  • Вывод эксперимента:Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной с...

    20 слайд

    Вывод эксперимента:
    Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной союзной.


    С помощью бессоюзных предложений создается динамичная, напряженная картина.

    Динамичная
    подвижная-
    живая-
    манёвренная
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    20

  • – Чем интересно предложение из повести Н.Гоголя «Невский проспект»?На Невск...

    21 слайд

    – Чем интересно предложение
    из повести Н.Гоголя «Невский проспект»?

    На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых мундирах.



    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    21
    Предложение необычное,
    неожиданное сопоставление рождает иронию, смех.
    в чём необычность?

  • Объясните, как «работает» двоеточие при бессоюзной связи,   помогая создать...

    22 слайд


    Объясните, как «работает» двоеточие
    при бессоюзной связи, помогая создать столь необычное сопоставление.
    Уже в первой части БСП отметим неожиданное употребление
    наречия , потому что весна вдруг не наступает.

    Это вызывает иронию.
    Сопоставление : вторая часть БСП раскрывает содержание первой.
    Сопоставление выражается метафорой и порождает авторскую иронию:





    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    22
    вдруг
    Невский проспект весной покрывается не зелеными листьями, а... зелеными вицмундирами, точнее, чиновниками.

  • Лингвистический эксперимент.


– Следующие отрывки из романа М.Лермонтова оч...

    23 слайд

    Лингвистический эксперимент.




    – Следующие отрывки из романа М.Лермонтова очень важны для нашей работы.
    Анализируя в них БСП,
    мы попытаемся открыть еще несколько свойств этих сложных синтаксических конструкций в художественной речи.

    Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле.
    – Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня.

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    23

  • СловарикДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира, ресторана на Кавказе...

    24 слайд



    Словарик
    ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира,
    ресторана
    на Кавказе и на Ближнем Востоке.

    – Каким синтаксическим конструкциям
    синонимичны БСП,
    употребленные в этом отрывке?
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    24
    спп

  • – Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП....

    25 слайд

    – Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП.
    Что для этого нужно сделать?

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    25
    Подставить соответствующие союзы причины.
    Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел
    ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало,
    не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна.
    Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски...

  • – Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более ум...

    26 слайд

    – Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему?
    – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными СПП писал еще М.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    26
    придают речи Печорина живой, непринужденный характер.)

  • В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых...

    27 слайд

    В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых соединены определенной интонацией, переданной на письме с помощью тире. Каковы смысловые отношения между частями этих предложений?
    – Да! такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. <...> Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать. <...> И тогда в груди моей родилось отчаяние...

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    27

  • Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями реч...

    28 слайд


    Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями речь героя становится экспрессивной, выразительной.

    Таким образом, анализируя отрывок «Дневника Печорина», а именно – его синтаксическую структуру, мы обращали внимание на употребление БСП,
    которые дают возможность сделать речь героя лаконичной, эмоциональной.

  • Заключение.Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед сино...

    29 слайд


    Заключение.

    Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями.

    Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений?
    Живой, непринужденный характер речи героя («Журнал Печорина»); динамичность действия («Бирюк» И.Тургенева), создание цельной картины из отдельных деталей (отрывок повести Б.Садовского «Лебединые клики»).)

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    29

  • – Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их пр...

    30 слайд

    – Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений.
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    30

  • Домашнее задание:10.06.2022http://aida.ucoz.ru31Напишите сочинение-миниатюру...

    31 слайд

    Домашнее задание:
    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    31
    Напишите сочинение-миниатюру на тему:
    «Что изменится в понимании текста, если
    вторую запятую заменить точкой с запятой?»
    Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог.
    Пушкин
    «Евгений Онегин»

  • 10.06.2022http://aida.ucoz.ru32Спасибо за работу на уроке!!!

    32 слайд

    10.06.2022
    http://aida.ucoz.ru
    32
    Спасибо за работу на уроке!!!

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Работа призвана показать умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки.

Специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что эта работа позволяет обнаружить уровень речевой компетенции в двух аспектах - теоретическом и практическом.

Выделен  раздел  синтаксиса  (науки о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса  в работе  была тема «Бессоюзное сложное предложение».

Использование ИКТ позволяет   охватить большой объём материала , усилить мотивацию обучения, повысить качество усвоения изучаемого материала, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Дидактические материалы по русскому языку на тему: «Просветительская работа по формированию здорового образа жизни учащихся» (5 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 17. -Тся и -ться в глаголах
  • 06.10.2020
  • 200
  • 1
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1567
    • PPTX 4.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Суббот Зинаида Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Суббот Зинаида Семёновна
    Суббот Зинаида Семёновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66790
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 456 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции