Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
Урок русского языка в 9 классе
Учитель
русского языка и литературы
СУББОТ ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА
ЧИКШИНО-2012
2 слайд
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ЧИКШИНО»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 9 КЛАССЕ
ТЕМА: «РОЛЬ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ»
http://aida.ucoz.ru
2
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
СУББОТ
ЗИНАИДА СЕМЁНОВНА
2012
3 слайд
ЭПИГРАФ урока:
«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
К.Паустовский.
10.06.2022
3
http://aida.ucoz.ru
4 слайд
Тип урока:
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
4
Обобщающее
повторение по теме.
5 слайд
Цели урока:
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
5
обобщить знания по теме
«Бессоюзное сложное предложение (БСП)»,
2) выяснить свойства БСП
в
художественном тексте,
3) формировать навыки и умения определения смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения,
4) ОТРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ГИА-2012.
6 слайд
Сегодня мы заканчиваем изучать БСП
и должны
выяснить роль этих конструкций в художественной речи.
–Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
6
Интересно, своеобразно,
Подчас неожиданно
использовать эти конструкции
для создания ярких, выразительных картин.
Я теперь
учёная!
7 слайд
Перед вами отрывок из повести Б.Садовского «Лебединые клики».
Найдите БСП, подчеркните в них основы.
Песчаная дорога перешла косогор; стрельчатые молодые елки аспидно-синими пальцами своими полезли в коляску, пошли хвататься за колеса и царапать лошадей.
В темной тишине глубокого бора истомно нависла сладкая жара; сосны раздышались смолистой ленью.
Высоко вверху белые легкие облачка вольготно несутся по синему небу. Хорошо им там расплываться и таять в холодных седых просторах: век не знают ни усталости, ни жары; а тут четверка вороных в кровь избилась; фыркают кони и отмахиваются плетеными хвостами от гудящих оводов.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
7
8 слайд
Словарик
АСПИД– род ядовитой змеи
АСПИДНЫЙ –
черный цвет слоистого минерала.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
8
9 слайд
– Какова тема отрывка?
– На сколько частей можно разделить текст? Объясните, почему?
Поездка в знойный
летний день.
1-я – глубокий бор, жара;
2-я – легкие облачка в небесной дали;
3-я – страдание лошадей от жары.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
9
На 3 части:
10 слайд
– Какой приём, использованный автором, помогает разделить текст на три части?
Прием контраста 1, 3 и 2 частей.
В 1 и 3 – елки мешают проезду коляски, царапают лошадей; нависла сладкая жара, природа лениво дремлет;
во 2 же части – белые легкие облачка вольготно несутся в обгон, тают в холодных просторах, не знают ни усталости, ни жары.
То есть контраст поддерживается
лексическим и морфологическим уровнями.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
10
11 слайд
Словарная работа
КонтрастНЫЙ
контраст
Противоположность
Противопоставление
Противоположный
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
11
12 слайд
– Почему употребляются БСП?
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
12
Употребление БСП связано с темой художественного текста:
Однотонная перечислительная интонация, употребление одинаковых конструкций создают картину замедленного движения повозки по глубокому непроходимому бору,
показывают страдания измученных лошадей;
в то же время в БСП передается и состояние природы, которая находится в покое, статике, дремоте, истоме.
13 слайд
Лингвистический эксперимент.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
13
– Измените текст таким образом, чтобы части БСП
стали самостоятельными простыми предложениями.
Что получилось?
В тексте вместо трех развернутых БСП
появилось восемь простых предложений.
Текст прочитывается легко,
со множеством пауз,
Исчезла интонация монотонности, перечисления,
утратилось ощущение медленного движения
3
8
14 слайд
Каков вывод?
– Мы узнали, что бессоюзная связь
в данном тексте – удачное средство описания поездки в летнюю жару,
способную замедлять движение.
БСП помогают созданию цельной картины состояния природы из отдельных деталей.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
14
15 слайд
Беседа.
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
– Подумайте, чем отличается следующий отрывок из рассказа И.Тургенева «Бирюк» от ранее рассмотренного. Подчеркните грамматические основы.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
15
16 слайд
Тема отрывка ?
(Тема отрывка – надвигающаяся гроза. Картина подвижная, динамичная, с быстро сменяющими друг друга действиями.)
– Что способствует созданию динамичности?
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
16
1.Шишкин и.и.
Перед грозой.
2.Васильев Ф.А.
Перед дождём.
17 слайд
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
17
Употребление бессоюзных сложных предложений, содержащих ряд глаголов со значением начала действия»: загудел, забушевали, застучали, зашлепали, сверкнула + наречия: внезапно, резко.
Все эти средства – и лексические,
и синтаксические – передают усиление, напряженность,
динамику действий.
Однородные
члены
предложения?
18 слайд
– Каким синтаксическим конструкциям синонимичны БСП
с перечислительным значением между частями?
Сложносочиненным предложениям.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
18
С С П
19 слайд
Лингвистический эксперимент.
Измененный текст:
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, и деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, и сверкнула молния...
–
Замените
бессоюзную
связь
союзной.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
19
исчезли динамичность, напряженность
Что
изменилось?
20 слайд
Вывод эксперимента:
Увидели преимущества бессоюзной связи перед синонимичной союзной.
С помощью бессоюзных предложений создается динамичная, напряженная картина.
Динамичная
подвижная-
живая-
манёвренная
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
20
21 слайд
– Чем интересно предложение
из повести Н.Гоголя «Невский проспект»?
На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых мундирах.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
21
Предложение необычное,
неожиданное сопоставление рождает иронию, смех.
в чём необычность?
22 слайд
Объясните, как «работает» двоеточие
при бессоюзной связи, помогая создать столь необычное сопоставление.
Уже в первой части БСП отметим неожиданное употребление
наречия , потому что весна вдруг не наступает.
Это вызывает иронию.
Сопоставление : вторая часть БСП раскрывает содержание первой.
Сопоставление выражается метафорой и порождает авторскую иронию:
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
22
вдруг
Невский проспект весной покрывается не зелеными листьями, а... зелеными вицмундирами, точнее, чиновниками.
23 слайд
Лингвистический эксперимент.
– Следующие отрывки из романа М.Лермонтова очень важны для нашей работы.
Анализируя в них БСП,
мы попытаемся открыть еще несколько свойств этих сложных синтаксических конструкций в художественной речи.
Разговор Печорина с Максимом Максимычем о Бэле.
– Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть: сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна. Я нанял нашу духанщицу: она знает по-татарски, будет ходить за нею и приучит ее к мысли, что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
23
24 слайд
Словарик
ДУХАНЩИК – содержатель небольшого трактира,
ресторана
на Кавказе и на Ближнем Востоке.
– Каким синтаксическим конструкциям
синонимичны БСП,
употребленные в этом отрывке?
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
24
спп
25 слайд
– Переделайте текст таким образом, чтобы БСП с двоеточием превратились в СПП.
Что для этого нужно сделать?
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
25
Подставить соответствующие союзы причины.
Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел
ее видеть, потому что сидит в углу, закутавшись в покрывало,
не говорит и не смотрит, оттого что пуглива, как дикая серна.
Я нанял нашу духанщицу, так как она знает по-татарски...
26 слайд
– Что изменилось в звучании текста? Какие синтаксические конструкции более уместны в этом отрывке? Почему?
– Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными СПП писал еще М.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
26
придают речи Печорина живой, непринужденный характер.)
27 слайд
В следующем отрывке из «Журнала Печорина» достаточно много БСП, части которых соединены определенной интонацией, переданной на письме с помощью тире. Каковы смысловые отношения между частями этих предложений?
– Да! такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. <...> Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать. <...> И тогда в груди моей родилось отчаяние...
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
27
28 слайд
Благодаря употреблению БСП со значением противопоставления между частями речь героя становится экспрессивной, выразительной.
Таким образом, анализируя отрывок «Дневника Печорина», а именно – его синтаксическую структуру, мы обращали внимание на употребление БСП,
которые дают возможность сделать речь героя лаконичной, эмоциональной.
29 слайд
Заключение.
Сегодня на уроке в мы видели, каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями.
Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать с помощью бессоюзных сложных предложений?
Живой, непринужденный характер речи героя («Журнал Печорина»); динамичность действия («Бирюк» И.Тургенева), создание цельной картины из отдельных деталей (отрывок повести Б.Садовского «Лебединые клики»).)
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
29
30 слайд
– Зная эти свойства, художники слова разнообразно, интересно используют их при создании своих произведений.
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
30
31 слайд
Домашнее задание:
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
31
Напишите сочинение-миниатюру на тему:
«Что изменится в понимании текста, если
вторую запятую заменить точкой с запятой?»
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Пушкин
«Евгений Онегин»
32 слайд
10.06.2022
http://aida.ucoz.ru
32
Спасибо за работу на уроке!!!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Работа призвана показать умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки.
Специфика сочинения на лингвистическую тему состоит в том, что эта работа позволяет обнаружить уровень речевой компетенции в двух аспектах - теоретическом и практическом.
Выделен раздел синтаксиса (науки о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса в работе была тема «Бессоюзное сложное предложение».
Использование ИКТ позволяет охватить большой объём материала , усилить мотивацию обучения, повысить качество усвоения изучаемого материала, активизировать познавательную деятельность учащихся.
6 660 880 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Суббот Зинаида Семёновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.