РОЛЬ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ УУД
Подготовила
учитель математики
МБОУ "СОШ №40"г. КУРСКА
Телегина Н.Н.
В
последнее время наблюдается снижение интереса учащихся к математике, уровня
знаний умений и навыков, логичности рассуждений, уровня математической
культуры.
Математические знания не приобретают личностной значимости, так как зачастую
процесс изучения предмета у учащихся превращается в зазубривание формул,
репродуктивное решение типовых задач, а главным мотивом выступает подготовка к
контрольной работе, сдача экзамена и т. д.
Я считаю,
что одним из путей выхода из указанной ситуации является расширение и
дальнейшее развитие традиций внеклассного обучения математике.
Организация массовой внеклассной работы на уровне школ позволит приобщить к
математике большее число учащихся, развить интерес к предмету, повысить общую
математическую культуру.
Все это
будет способствовать увеличению числа школьников с высоким уровнем знаний,
уменьшению категорий слабых учащихся и повышение результатов ЕГЭ.
Многие
школьники теряют интерес к изучению математики из-за трудностей в ее усвоении,
в силу различных способностей и имеющегося уровня знаний.
Это
означает, что содержание и процесс проведения внеклассных занятий должны
максимально учитывать возможности и особенности каждого ученика.
Таким
образом, приобретает актуальность совершенствование внеклассной работы по
математике, внедрение в ее процесс новых педагогических технологий.
Сегодня
одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы
«снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения
позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в
творческую, исследовательскую деятельность.
В связи
с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных
технологий, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умений
учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Я хочу
остановиться на математических соревнованиях – форме учебной деятельности
учащихся, при которой участники стремятся превзойти друг друга в решении
математических задач.
В своей
школе мы часто проводим математические бои. Это командные соревнования.
Основные цели этого мероприятия:
·
обучение
учащихся навыкам самостоятельного решения задач;
·
формирование
навыков групповой работы, умения рассказывать свое решение товарищам, совместно
устранять недочеты в решении;
·
совершенствование
навыков монологической речи, приобретение умения видеть и исправлять недочеты
своего доклада;
·
развитие
критического мышления.
·
формирования следующих универсальных учебных
действий: смыслообразование, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности, определение основной и
второстепенной информации, установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений.
Бой состоит из
двух частей:
1) команды получают условия задач и
определенное время на их решение. При решении задач команда может использовать
любую литературу, но не имеет права общаться по поводу ее решения ни с кем,
кроме жюри.
2) начинается бой, когда команды в
соответствии с правилами рассказывают друг другу решение задач. Если одна
команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, то есть ищет в нем
ошибки (недочеты).
Если решения нет, то оппонирующая
команда может привести и свое решение. Бой состоит из нескольких раундов. В
начале каждого одна из команд вызывает другую на одну из задач, например: «Мы
вызываем команду соперника на задачу №3». Команда выставляет докладчика, а
другая оппонента. Кто будет делать первый вызов, определяет команда, победившая
в конкурсе капитанов. Он проводится в начале боя.
Например. Математический бой
«Осторожно! Простая задача».
Учиться плавать можно по-разному.
Например, можно сразу бросить человека в глубоком месте и подождать результата.
Возможен и другой путь – начать с «лягушатника». Так же обстоит дело и в
обучении решению сложных задач. Мы предлагаем пойти командам по второму пути,
не забывая при этом, что захлебнуться можно и в ванне.
Набор
задач.
- Постройте графики функций:
у=; y=y=tgx ctgx; y=; y=; y= ; y=; Y=; y=; y=sin arcsinx; y=; y=.
- Решить уравнения :
= 0;
- Решить неравенство:
0; ;
(x -1)(x-2)2(x+2)(x+3)2
В набор задач можно включать задачи из типовых тестовых заданий по подготовке к
ЕГЭ.
Математические игры бывают разные: «Поле чудес», «Аукцион математических идей»,
«Брейн-ринг» и т. п.
Например, математическая игра «Коварные вопросы теории». На этом мероприятии
формируются следующие ключевые компетентности учеников:
·учебно-познавательные: учащиеся приучаются
планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
·информационные: учащиеся учатся самостоятельно
готовить сообщения, применять разные источники информации, искать и отбирать
необходимую информацию, сохранять и передавать;
·коммуникативные: воспитывается умение общаться со
сверстниками и со взрослыми людьми, работать в группах, отстаивать свою точку
зрения, слушать и слышать других.
Участники игры делятся на две команды и попеременно отвечают на вопросы,
которые предлагают им соперники. Вопросы ребята подбирают заранее по указанной
им теме. Формулировка вопросов – основная особенность рекомендуемой игры. Сам
вопрос начинается со слов «Можно ли (указать объект с определенным
свойством)?», «Всегда ли (объект данного вида обладает данным свойством)?».
Формы
ответов самые свободные: доказательство, пояснение, формула или чертеж.
Трудность вопросов возрастает по ходу игры. Это важное условие.
Например. Алгебра и начала анализа.
Примерные вопросы для игры:
1) Может ли график нечетной функции пересекать ось ординат в точке отличной от
точки (0;0)?
2) Всегда ли функция является четной или нечетной?
3) Известно, что x₀ критическая точка функции f. Можно ли
утверждать, что f’(x₀)=0?
4) Для всех x ∈ D(f)
f(x)≥f(x₀). Верно ли, что
всегда x₀ точка минимума функции f?
5) Точка x₀ является
критической точкой функции f. При переходе через точку x₀ производная меняет знак. Можно ли
утверждать, что тогда точка x₀ является
точкой экстремума?
6) Точка x₀ является
критической точкой функции f. При переходе через точку x₀ производная не изменила свой знак. Верно
ли, что x₀ не является
точкой экстремума?
Предлагаю вам мероприятие «Математическая ярмарка».
План проведения на экране.
Задачи для рыбалки.
1.
Половину
времени, затраченного на дорогу, автомобиль ехал со скоростью 60 км/ч, а вторую
половину времени – со скоростью
46
км/ч. Найдите среднюю скорость автомобили на протяжении всего пути.
2.
Первую
половину трассы автомобиль проехал со скоростью 38 км/ч, а вторую со скоростью
57 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
3.
Города
A, B и C соединяет прямолинейное шоссе. Причем, город B расположен между
городами A и C. Из города A в сторону города C выехал грузовик. Через сколько
часов после выезда легковой автомобиль догонит грузовик, если скорость
легкового автомобиля на 28 км/ч больше грузового, и расстояние между городами A
и B равно 112 км?
Интересной формой внеклассной работы является математический вечер, который
можно проводить в самых разных формах. Подготовка вечера – кропотливое дело.
Желательно привлекать к его проведению как можно больше учащихся. Если ученику
будет поручена подготовка какого-либо номера программы, то его интерес к вечеру
значительно возрастет.
За несколько дней до вечера вывешивается красочное объявление о месте и времени
его проведения, а также программа вечера. Можно пригласить учеников другого
класса.
Программа вечера должна быть разнообразной и содержательной. Нужно учитывать
тягу детей к яркому, таинственному и загадочному.
Зал, где проводится вечер, украшают портретами математиков, а также плакатами
математического содержания, математическими газетами, сделанными учащимися.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.